Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 65 из 67)

15в, с. 77 — Август — Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 до Р. Х. — 14 после Р. Х. ).

16, с. 90 — Юлиан Отступник (332—363 по Р. Х. ), — импе­ратор с 361 по 363 г.

17, с. 91 — Генрих Второй (973—1024), король с 1002, им­ператор с 1014, причислен к лику святых папой в 1146 г.

18, с. 93 —... крестовые походы... — первый крестовый по­ход состоялся в 1096—1099 гг. и привел к основанию Иеруса­лимского королевства Готтфридом Бульонским (ум. 1100 г. ).

18а, с. 93 — Петр Амьенский (ум. 1115 г. ).

186, с. 93 — Вальтер фон Хабенихтс— французский ры­царь, в 1094 отправился в крестовый поход, пал в Никее в 1096 г. в битве с сельджуками.

19, с. 93 — Готфрид Бульонский — один из вождей пер­вого крестового похода, сын Евстафия, графа Бульонского, с 1089 г. герцог Лотарингский; под Иерусалимом избран в короли, но принял только титул «защитника Гроба Господ­ня», ум. 1100 г.

19а, с. 94 — Отто фон Гуерике (1602—1686 гг. ).

19б, с. 94 — Николай Коперник (1473—1543), настоятель Фрауенбургского собора, астроном.

20, с. 98 — Вульфила, Ульфилас (310—383 по Р. Х. ) — епи­скоп готов, арианин. Историк Иордан, живший в середине VI века по Р. Х., родственник королей из династии Амалов, сообщает следующее: «Были еще готы, именуемые малыми, народ многочисленный, имеющий своего епископа и примаса в Вульфиле, который, рассказывают, ввел у них письменность» Цитируется по Стасюлевич М История средних веков СПб, 1863 — прим перев

20а, с 98 — перевод Библии на готский язык— «Сереб­ряный кодекс», готское рукописное Евангелие V века, на­писанное серебряными и золотыми буквами на пурпурном пергаменте, возникло в Верхней Италии, содержит Еванге­лие в переводе Вульфилы

21, с 100 — Аттила — царь гуннов, Этцель немецких сказаний, прозванный «бичем Божиим», сын Мундцука, в 445 г по РХ убил своего брата-соправителя Бледу и объе­динил под своей властью гуннов, сарматские и германские племена, столица его государства, занявшего вскоре все пространство между Волгой и Германией, находилась в Верхней Венгрии, близ Токая В 447 г император Фео­досии II стал платить ему дань, в 450 г, когда Валентини­ан III отказал ему в руке своей сестры, Аттила двинулся со своими ордами на Запад (по свидетельству Иордана его войско насчитывало до 500) и проник уже в Галлию, но у города Труа на Каталунской равнине в 451 г потерпел страшное поражение со стороны Аэция и вестготского короля Теодориха, в 452 г напал на Италию, разрушил Аквилею, но внезапно отступил, когда папа Лев I уплатил ему большую дань, умер Аттила в 453 г в Паннонии на следующую ночь после брака с бургундкой Ильдико (Кримгильдой) («Гранат») «Рост его был невелик, грудь широкая и большая голова, глаза узкие, редкая борода с проседью, нос вогнутый, и тело смуглого цвета, обличающее его про­исхождение» Цитируется по Стасюлевич М История сред­них веков СПб, 1863 —прим перев

21а, с 101 — «Герчания» — «De origine et situ germanorum», «О происхождении и местах обитания германцев», латинское сочинение Тацита в прозе, известно под названием «Германия», возникло, вероятно, в 100 г по РХ

22, с 117 — Моххамед, пророк, основатель ислама (570— 632поРХ)

23, с 126 — Карл Великий (742—814 гг по РХ )

23а, с 127 — Гарун аль Рашид (786—809), халиф Багдада

24, с 133 — Мартин Лютер (1483—1546)

25, с 134 — Ян Гус — чешский реформатор (род 1369, сожжен на костре 1415 г)

26, с 136— в ближайшую субботу —предполагаемая лекция в субботу 22 марта не состоялась, а состоялась толь­ко в среду, 26 марта

27, с 139— на одном из Соборов — 869 г по РХ, на так называемом Восьмом экуменическом мнимо-вселенском Соборе в Константинополе

28, с 140 — Я говорил вам — в лекции от 12 марта 1924 г

29, с 145 — Отфрид фон Вайзенбург (ок 800 по 870), эльзасский монах Его «Евагелическая книга» представля­ет собой рифмованное на древненемецком языке переложе­ние Евангелия

29а, с 145 — «Хелианд» — переложение Евангелия, риф­мованное и аллитерированное, возникло между 822 и 840 гг

30, с 148 — Св Августин Аврелий (354—430 по РХ ), один из величайших отцов церкви, в юности был манихе­ем, крестился, был епископом

31, с 150— одна статья —пока не установлено

32, с 162 — Константин Великий — святой, римский им­ператор (306—337), миланским эдиктом 312 г прекратил гонения на христиан, затем сделал христианство государ­ственной религией, инициатор и руководитель Первого Вселенского Собора 325 г в Никее

32а, с 162 — Юстиниан I (482—565), правил 527—565, византийский император, преследовал инакомыслие, за­крыл Афинскую философскую школу, изгонял из империи философов и ученых При нем Византия восстановила свои владения в пределах бывшей Римской империи

33, с. 183 —... Их намерением было воспрепятствовать необ­ходимости для человека снова опускаться вниз на Землю... — это высказывание по-видимому противоречит сказанному на эту тему в лекции от 1 марта 1924 г. и от 5 марта 1924 г. данного тома. См. примечание 6а. В «Истории религий» Ш. де ля Соссей сообщает: «В их (египтян) представлении че­ловек состоял из тела (ХЕТ), души (БА), тени (ХАЙБЕТ), имени (РЕН) и двойника (КА). Древнейший отпечаток но­сит представление о КА. КА живет в человеке с рождения и не умирает после смерти, он живет в могиле, его место­пребыванием может стать также статуя умершего. КА мог удаляться из могилы и причинять вред живым, например, вызывать головную боль. Наряду с КА имеет значение ду­ша БА, представляющаяся в виде птицы (аналогичный слу­чай: сирена у греков или русалка у славян — прим. перев), она вылетает после смерти и уносится на небо, но иногда слетает в гости к мумии (и, по выражению Р. Штайнера, вьёт­ся около нее). По свидетельству пирамидных надписей умерший взлетает на небо в виде птицы или кузнечика, дости­гает неба и там становится ХУ — «блестящим». Е. Блават­ская отождествляла ХУ с астральным телом (см. «Тайная доктрина» т. 3 отдел XXVII, Египетская магия). Важное значение имело и имя РЕН; считалось тяжким преступлени­ем стереть имя на гробнице. В книге Э. Шюре «Великие по­священные» сообщается: «По египетскому тайному учению человек сознает в своей земной жизни лишь свою живот­ную и рассудочную душу, которые носили названия hati и bai. Высшая часть его существа, духовная душа и божест­венный дух, cheybi и kou, существуют в нем в состоянии бессознательного зародыша и развиваются по окончании земной жизни, когда он сам становится Осирисом». Осири­сом становится каждый забальзамированный, о чем свиде­тельствуют надписи: Осирис такой-то (имярек). Мэнли П. Холл сообщает мнение некоего S. S. D. D., изложенное в книге «Египетская магия»: «Есть все резоны предположить, что мумифицировались только те, кто имел несколько степе­ней инициации, поскольку египтяне считали, что муми­фикация предотвращает перевоплощение. Это последнее нужно только несовершенным душам, не сумевшим пройти испытания посвящения. Но для тех, кто имел волю и спо­собность пройти в секретный Адитум, не было необходимости для такого освобождения души, которое получается разрушением тела. Тела инициированных, таким образом, сохранялись после смерти как некий талисман, или мате­риальное основание для манифестации души на Земле». Кроме того, Р. Штайнер считал одной из главных причин мумифицирования то, что мумии становились жилищем лю­циферических и ариманических лунных существ, сообщав­ших жрецам сведения из духовного мира. См. также при­мечания 6а, 33а, 33б к данному тому, а также ПСС, тт. 105, 238 (2), 216 (4, 5, 6) и др. — прим. перев.

33а, с. 184 —.. точную копию того, чем был когда-то чело­век... — см.: Геродот, «История», Кн. 2, -86—87: «Для этого поставлены особые мастера, которые по должности зани­маются ремеслом бальзамирования. Когда к ним приносят покойника, они показывают родственникам на выбор де­ревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамиро­вания, примененный при бальзамировании того, кого мне в данном случае не подобает называть по имени. Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают, за какую цену те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным обра­зом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем вспры­скивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочи­щают ее растертыми благовониями. Наконец наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими бла­говониями, кроме ладана, и снова зашивают. После этого тело кладут на 70 дней в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене. Таким способом богачи баль­замируют своих покойников. Если родственникам из-за дороговизны первого приходится выбирать второй способ бальзамирования, то мастера поступают вот как. С помо­щью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойного кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекло, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ра­нее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем те­ло возвращают родным, больше уже ничего не делая с ним. Третий способ бальзамирования, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редь­ки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным.... Все это обычаи египтян, живущих в Верхнем Египте над болотами. Впрочем, и у жи­телей болотистой прибрежной области обычаи такие же, как и у других египтян». Геродот описывает Египет своего времени, то есть позднейший период, V в. до Р. Х. Следует учитывать, что Египет насчитывает не одно тысячелетие, и обряды и религия там подвергались изменениям. Так, в более древние эпохи бальзамировали только высокопо­ставленных, но не бедняков. Мэнли П. Холл сообщает: «Распространенное убеждение в том, что египтяне муми­фицировали своих мертвых для того, чтобы сохранить их форму до воскрешения, неприемлемо в свете современно­го знания об их философии смерти» («Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии». М., 1992). Далее: «Порфирий описывает египетский обычай очищения мертвых, заключавшийся в изъятии внутренностей жи­вота... » В книге «История религий», Ш. де ля Соссей, 1899 г., сообщается: «При бальзамировании внутренности и мяг­кие части тела вынимались и прятались в особые кружки, канопы, которые отдавались под охрану богов, чаще всего четырех сыновей Горуса: Аместа, Гапи, Дуамутефа и Кебех­сенуфа, — чтобы покойник никогда не чувствовал голода и жажды. Сердце же вынимали и на его место вкладывали каменного жука-скарабея (символ Солнца — прим. перев. ), при этом во все места раскладывались амулеты... Цере­мония погребения состояла в драматическом повторении тех же самых обрядов, с помощью которых Исида, Нефтис, Горус и Анубис возвратили жизнь мертвому Осирису. Участ­вующие в погребении изображали собою эти божества... » См. также примечания 6а, 33 и др. к данному тому, а также ПСС, тт. 105, 238 (2), 216 и др. — прим. перев.