33б, с. 185 —... вы имеете дело с разрушительными силами в чистом виде, они выходят оттуда наружу... — следует иметь в виду, что речь идет о искусственных мумиях, а не о мощах; мумия принадлежит неочищенному внутренне человеку, в нее подселяются демонические лунные существа, тогда как мощи остаются, как правило, от благочестивых людей, святых, которые, по мнению Р. Штайнера, были воплощением даже не людей, а существ высших ангельских Иерархий. Вот почему роль мумии разрушительна, тогда как роль мощей в высшей степени благотворна. — прим. перев.
34, с. 194 — Элизабет Вреде — (1879—1943), член учредительного Правления Всеобщего Антропософского Общества и руководитель Математическо-астрономической секции.
34а, с. 194 —... например, Руссо сообщает следующее... — имеет отношение к следующему месту в «Разоблаченной Изиде» Е. П. Блаватской: «Жак Пелиссер говорит, что люди, глядя в упор на животных враждебным взглядом, осиlis intentis, могут в течение четверти часа стать причиной их смерти. Руссо утверждает это на основе своего собственного опыта в Египте и на Востоке, где он таким образом убил много жаб. Однако, когда он попытался сделать то же самое в Лионе, жаба, почувствовав, что не может ускользнуть от его взгляда, повернулась, надулась и уставилась в его глаза застывшим огненным взглядом, причем он ощутил слабость, и даже впал в обморочное состояние, так что некоторое время его считали мертвым». (Е. П. Блаватская, «Разоблаченная Изида», т. 1) Вышеназванный Руссо не имеет отношения к Жан-Жаку Руссо. Жан-Жак Пелиссер (1794—1864), герцог Малаховский, маршал Франции, участвовал в завоевании Алжира в 1830 г. и 1839—1855 гг., в 1858—1859 гг. был послом в Англии, а в 1860 г. — генерал-губернатором Алжира.
35, с. 196 — Ван Гельмонт — Иоанн Баптист Ван Гельмонт, голландский врач (1577—1644).
36, с. 196 —... он брал одно известное растение... — борец, аконит, Aconitum; см. И. Б. Ван Гельмонт, «Demens Idea», § 12.
37, с. 206 —Луциус Домициус Нерон — 54—68 римский император, потомок Юлия Цезаря, племянник Клавдия. Род. 37 г. по Р. Х.; после смерти Клавдия в 54 г. став императором, Нерон вел себя как безумный, радовался пожару Рима, истреблял родственников, убил мать Агриппину Младшую в 59 г., осудил на смерть своего воспитателя философа Сенеку в 65 г., истреблял популярных полководцев, беспутничал, затевал сумасшедшие проекты; строил «золотой дом», хотел довести море до стен Рима и т. д., выступал певцом и музыкантом в театре. Во время восстания Гальбы покончил с собой со словами: «Какой великий артист погибает». В поведении Нерона Р. Штайнер усматривал следствия неправомерного посвящения.
37а, с. 206 —Луциус Элиус Аврелиус Коммод (161—192), с 180 по 192 гг. римский император из династии Антонинов, сын императора-философа Марка Аврелия Антонина и Фаустины; по смерти отца купил унизительный мир с германцами и, вернувшись в Рим, отдался своим низким наклонностям, актерствовал, публично пел, состязался на колесницах, выступал гладиатором. Трусливый, жестокий, скотски сладострастный, он пользовался глубокой ненавистью народа и Сената. Покровительствуя земледельцам, объявил себя Гераклом; построил флот для перевозки африканского зерна в Италию. Убит в 192 г. Один из его преемников — Септимий Север — объявил Коммода богом. См. также примечание 15б.
38, с. 208 — Парацельс Теофраст Бомбаст фон Хохенхайм (1493—1541), врач и естествоиспытатель, «отец медицины».
39, с. 210 —-... Один шведский ученый... — Теодор Шведберг (1884—1971), см. его труд: «Материя», 1912 г., на немецком 1914 г.
40, с. 215 —... этот вопрос тоже очень, очень сильно занимал меня... — см. лекцию от 2 октября и 18 декабря 1913 г., ПСС, т. 148, «Из исследований Акаши-хроники. Пятое Евангелие».
41, с. 220 — Фридрих Ницше — философ (1844—1900).
42, с. 225 —... одним-единственным Божеством... — в смысле единственным или одним Божеством.
43, с. 233 —... значительнейший государственный деятель XIX века был евреем... — Беньямин Дизраэли, лорд Биконсфильд (1804—1881), английский государственный деятель и писатель.
44, с. 246— Мозес Маймонид (1135—1204), еврейский философ.
44а, с. 247 — Раймонд Луллий (1235—1315), каталонский философ.
45, с. 248 —Александр Великий (Александр Македонский) (356—322 до Р. Х. ), сын Филиппа II Македонского и Олимпиады, ученик Аристотеля, великий завоеватель, походы которого привели к эллинизации Востока, основатель 12 городов с названием Александрия.
45а, с. 248 —Аристотель (384—322 до Р. Х. ), величайший философ античного мира, создатель логики, воспитатель Александра Македонского.
46, с. 255 — Иммануил Кант (1724—1804), немецкий философ, родоначальник агностицизма.
47, с. 259 — Артур Шопенгауэр (1788—1860), немецкий философ, основной труд «Мир как воля и представление».
48, с. 261 — «Философия свободы» — основной труд Р. Штайнера по философии, 1894 г., ПСС, т. 4.
49, с. 266— Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716), немецкий философ.
49а, с. 266 — Христиан Вольф (1679—1754), немецкий философ.
50, с. 269— Валентин Томберг (1900—1973), антропософ, председатель Эстонского Антропософского общества, впоследствии отошел от антропософии, автор многочисленных трудов по оккультизму, герметике и Таро.
50а, с. 270 —... есть ли у метафизики возможность стать в будущем наукой?.. — см.: Пролегомены к любой разумной метафизике, которая могла бы выступать в качестве науки, Рига, 1783.
51, с. 270 — Эдуард фон Гартман (1842—1906), немецкий философ.
51а, с. 271 —... Однажды я написал статью об Эдуарде фон Гартмане... — «Эдуард фон Гартман. Его учение и его значение». Сначала появилась в ежемесячнике «Немецкое слово» (Вена), 11 выпуск, январь 1891, вторично опубликовано в «Методологических основах антропософии 1884—1901», ПСС, т. 30.
52, с. 272 —... Это действительно является учением Эдуарда фон Гартмана... — в его «Философии бессознательного», т. 2, Метафизика бессознательного, гл. 14: «Цель мирового процесса и значение сознания».
53, с. 273 — Эрнст Геккель (1834—1919), известный естествоиспытатель.
53а, с. 273 — Оскар Шмидт (1823—1886), зоолог, ученик Геккеля.
536, с. 273 —... появилась книга... — (анонимно) «Бессознательное с точки зрения физиологии и учения о происхождении видов. Критика естественнонаучной части философии бессознательного с естественнонаучной точки зрения», Берлин, 1872
53в, с. 274 —... появилось второе издание... — «Бессознательное с точки зрения физиологии и учения о происхождении видов. 2-е дополненное издание, опубликованное анонимно в 1872 г. книги с приложением: "Исходящая от Оскара Шмидта критика естественнонаучных основ философии бессознательного», Берлин, 1877.
54, с. 278 —... каждая звезда восходит и снова заходит... — кроме околополярных.
55, с. 279 — Тихо де Браге (1546—1601), датский астроном.
55а, с. 279 — Клавдий Птолемей (87—165 по Р. Х. ), египетский географ, математик и астроном, один из основоположников астрологии, автор книг «Тетрабиблос», «Альмагест» и др.
56, с. 282 — Эдмунд Галлей (1656—1742), английский астроном.
57, с. 290 —... Это было сказано мною в Париже в 1906 г... — в цикле лекций о «Космогонии», прочитанном с 25 мая по 14 июня 1906 г.
58, с. 296— Моисей (ок. 1300 до Р. Х. ), основатель иудаизма, пророк, автор ряда книг в Библии, так называемое Пятикнижие Моисеево.
59, с. 307 — Чарльз Дарвин (1809—1882).
60, с. 308 —... Однажды я написал о Ницше... — «Ницше как борец против своего времени», Веймар, 1895, ПСС 5.
60а, с. 309 —... затем я точно так же написал о Геккеле... — «Геккель и его противник», 1900, Вестфалия, вторично опубликовано в «Методологические основы антропософии, 1884—1901. », ПСС, т. 30.