Тот, Кто называл тогда себя Христом Иисусом, Тот, кого так называли, говорил так: Сыном Божьим, божественным ребенком становятся не благодаря людям, но каждый становится таковым благодаря самому Богу. Тут дело только в том, осознает ли себя человек таковым. Древний человек говорил: «Отец» из мистерий должен доводить последнее до сознания каждого. Христос Иисус же сказал: человек несет в себе зародыш божественного, и он может сам вырастить его из себя, если только будет правильным образом прилагать к этому усилия.
Однако тем самым Христос Иисус учил тому, что делает в душе равными людей по всей земле. Тем самым величайшая разница между Сынами Божьими и сынами человеческими благодаря Христу Иисусу преодолевается.
Люди, каждый по-своему, неправильно поняли это: древние — потому что не хотели упразднения различий между Сынами Божьими и детьми человеческими; те, кто жили позднее, вообще больше не понимали, о чем, собственно, шла речь. Точно так же, как жившие позднее не понимали больше карнавала, масленицы, так не сознавали они и того, что подразумевалось под Сынами Божьими и сынами человеческими.
В Библии, в Новом Завете в связи с этим постоянно используются выражения, где Иисус Христос называется то Сыном Божиим, то сыном человеческим; во всех местах, где речь идет о Сыне Божьем и о сыне человеческом имеется в виду однозначность обоих терминов; именно поэтому используется то один, то другой. Но если этого не знать, то Евангелие вообще понять нельзя. Вот отчего оно в настоящее время так плохо понимается теми, кто его исповедует.
Тем самым вы получаете на эмоциональном уровне отражение того, что, в сущности, пришло в мир благодаря Христу Иисусу. По отношению к вещам, происходящим в настоящее время во внешнем мире, я должен сказать: вы видите, что повсюду между людьми обычно господствовало неравенство. Достаточно представить себе Древнюю Индию. Там различие было таким, как у животных, между разными видами животных: брахманы — священники, сельские жители — труженики. Египтяне тоже имели целую армию рабов. Хотя касты здесь не были отделены друг от друга так строго, но, тем не менее, они еще существовали в некотором смысле. В Древней Греции и Риме еще существовало различие между свободно рожденными и рабами. Эти внешние различия стали устраняться по ходу истории в Новое время, причем благодаря тому, что устранялись различия между «детьми Божьими» и «детьми человеческими». Следовательно, на всю социальную жизнь человека неизгладимое влияние было оказано в результате того, что произошло в Палестине благодаря Христу Иисусу.
Возникает, однако, вопрос: можно ли обнаружить, как внеземным образом духовное начало входит в человека? Видите ли, сегодня очень нелегко говорить об этом, так как все рассматривается с точки зрения материализма. Вот, например, речь. Вы знаете, что в различных областях, различных странах Земли говорят на разных языках; и все же в языках имеется тайное сходство. Это сходство не столь очевидно, как, скажем, в немецком и английском, немецком и голландском. И все же дело обстоит так, что в языках, несмотря на их различия, есть некоторое сходство. Можно обнаружить, что, к примеру, язык, на котором говорят в Индии, если он не воспринимается поверхностно, если вникнуть в него, содержит отдельные обороты речи, подобные германским.
Что говорят люди, желая в настоящее время дать объяснение этому? Предполагая, что все обусловлено Землей, они говорят: язык возникает в определенном месте на Земле, затем народы мигрируют, перенося язык в другое место, и язык от этого меняется. Но все это происходит от одного языка.
Это одно из величайших научных суеверий, появившихся в Новое время. Видите ли, господа, это научное суеверие равносильно следующему. Представьте себе, человек живет в Индии; когда светит солнце, ему становится жарко. И вот появляется такое суждение: человеку может становиться жарко. Позднее люди, находясь в Европе, обнаруживают, что летом им тоже становится жарко. Им тоже жарко. Теперь они берут себе на помощь не рассудок, а чувство и говорят: то, что человеку становится жарко, на основе современных событий не объяснить, но вот в Древней Индии людям становилось жарко, они переселились в Европу, и перенесли в Европу это свое свойство, вследствие которого им становится жарко. Если бы кто-то сказал так, то это, разумеется, было бы дуростью, господа. Но ведь филологи говорят то же самое! Они не говорят, что если в Европе и Индии языки похожи друг на друга, то это значит, что и в Европе, и в Индии действует одно и то же внеземное (космическое) влияние. Вместо этого они говорят: язык был перенесен при переселении! Если в двух регионах человеку становится жарко, то нельзя сказать, что свойство, вследствие которого ему становится жарко, он приобрел благодаря переселению. Ведь человек может взглянуть на Солнце, общее для всех, греющее как в Индии, так и в Европе. Обнаружив сходство языков в отдаленных друг от друга регионах, следовало бы искать причину этого не в перенесении языка при переселении, а в общем влиянии, подобном влиянию Солнца на всю Землю, в том общем воздействии, которое из внеземного окружения, из Космоса оказывается на народы в самых различных регионах Земли. Но поскольку люди решительно не желают согласиться с наличием внеземного влияния, имеющего духовный характер, то они выдумывают всякую всячину; никто, однако, дурости при этом не замечает, так как она скрывается под видом учености. Если бы эти люди не опасались прослыть полными дураками, они стали бы отрицать и то, что жарко становится от Солнца. Они стали бы говорить: когда-то в древности возникло свойство, вследствие которого человеку становится жарко, и потом это свойство распространилось по всей Земле.
Они были бы готовы отрицать и солнечное влияние, если бы такое отрицание не было явной дуростью! Именно на это необходимо обратить внимание, если хочешь понять возникновение христианства.
Для дальнейших ответов сегодня уже слишком поздно; мы можем поговорить об этом в следующую субботу.
ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ
Дорнах. 8 марта 1924 г.
Доброе утро, господа! Сегодня я продолжу рассмотрение, начатое нами. Не правда ли, ситуация вам ясна: на Востоке простирается Азия. Из Азии в глубокой древности человек пришел в Европу, в Грецию, по всей протяженности целого ряда островов. Дело обстояло так (изображается на рисунке): здесь кончается Азия, здесь переход в Африку; здесь Нил, о котором я вам много рассказывал. Здесь Греция, здесь — Адриатическое море, здесь Италия, здесь остров Сицилия. А здесь располагается множество островов: Самос, Родос, Кипр и так далее; по этим островам из Азии переходили в Грецию. Здесь находится Греция, здесь Римская империя, современная Италия.
Вы, господа, должны теперь вызвать в своей памяти следующее. Видите ли, можно сказать, что в Древней Греции лет за 1000, 1200 до Рождества Христова развивалось все то, о чем я рассказывал вам; люди учились обращать свое внимание на мир. Но уже к IV и III векам до Рождества Христова Древняя Греция потеряла свою самостоятельность, и там установилось господство Рима. Он тогда был столицей. Дело обстояло так, что, уже начиная с самой глубокой древности греки, особенно те, кто был недоволен положением в самой Греции, эмигрировали, перебирались оттуда и селились здесь, как в Сицилии, так и в Нижней Италии. Благодаря этому к первой половине первого тысячелетия до Рождества Христова, в четырехсотых, трехсотых годах древнегреческая культура распространилась здесь повсюду, так что Нижнюю Италию и Сицилию даже называли тогда Великой Грецией. Туда перебирались не только недовольные, но и такие люди, как великий философ Платон(8), намеревавшийся основать там образцовое государство. В сущности, наиболее значительные люди, создававшие культуру, жили в Нижней Италии. Можно сказать: здесь, в Нижней Италии, на юге, существовала утонченная, проникнутая образованностью жизнь, в то время как сверху (то есть с севера Италии — прим. перев. ) распространялось нечто грубое, позднее проявившееся как римское господство.