Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 9 из 67)

Вы знаете, что первоначальное население Рима возникло весьма примечательным образом; предводи­тель, в основном известный под именем Ромула(8a) созвал всех негодных пройдох в округе. Все проходимцы были созваны в Рим, и с их помощью и было основано перво­начально первое римское разбойничье государство. Раз­бойничье умонастроение продолжалось и при первых римских царях. Однако вскоре, при четвертом и пятом царе имели место колонизация и переселение северного племени, этрусков. Эти люди, так сказать, смешивались с потомками разбойников, благодаря чему в римский элемент влился еще один поток людей. Однако установ­ленное позднее Римом мировое господство, вплоть до нашего времени передававшееся человечеству как при­тязания на господство, происходило — на этот счет не следует питать никаких иллюзий — от той первоначаль­ной колонии негодяев (Halunken), основанной на семи холмах Рима. Сюда, конечно, вливалось все, что только можно: все приобрело более утонченную форму. В то же время не удастся понять того, как обстояли тут дела в более позднее время, если не знать, что первоначально это была колония собравшихся из лесов разбойников. И затем отсюда по всей Европе распространялось при­тязание на господство и тому подобное, что играет боль­шую роль и по сей день. В Риме было порождено то, что затем все больше и больше связывало церковь со стрем­лением к мировому господству. Из-за этого затем возник­ли известные события средневековья и так далее.

Видите ли, в начале нашего летоисчисления про­изошла Мистерия Голгофы. Ведь римское владычест­во возникло, как я вам сейчас описал, в восьмом сто­летии до Рождества Христова, а спустя семь столетий после установления римской власти она распростра­нилась очень широко, под владычество Рима подпали целые области вплоть до Азии. Римское владычество распространилось и там, где произошла Мистерия Гол­гофы. Евреи, жившие в Палестине, среди которых выступал Иисус из Назарета, находились под влады­чеством Рима. Было бы хорошо после всего сказанного о Мистерии Голгофы обратить внимание и на то, что, в сущности, разыгрывалось на итальянском полуост­рове с самых древнейших времен.

Фактически дело обстояло так, что необходимо сказать о следующем: Европа еще и сейчас понимает только то, что восходит к римскому началу, латинству. Наши так называемые образованные люди, хотя и изу­чают греческий язык, но, тем не менее, греческое нача­ло, эллинизм понимают в Европе крайне слабо. Видите ли, очень интересно, что даже такой крупнейший рим­ский писатель как Тацит(9) через сто лет после Мисте­рии Голгофы в своем объемистом историческом сочи­нении написал об Иисусе Христе одну-единственную фразу(9a)! Через сто лет после Мистерии Голгофы Тацит описывал, например, древних германцев, прародите­лей немцев, причем так, как позднее уже никому не удавалось описать их. И вот в его сочинении можно найти лишь одну единственную фразу о Христе Иису­се, которая гласит: «Так называемый Христос основал среди иудеев секту, а затем был осужден на смерть и каз­нен». Вот единственное, что мог сказать сто лет спустя после основания христианства в Палестине образован­ный римлянин Тацит! Вы только представьте себе: ко­рабли курсировали туда и сюда, развивались разнооб­разные торговые отношения, духовные отношения, и, тем не менее, в Риме через указанные сто лет нельзя обнаружить ни одной записи о христианстве, кроме этой записи о том, что была основана секта и что основатель, правомерно осужденный на смерть, был казнен!

Сюда относится и то, что у римлян, несмотря на то, что Римскую империю еще нельзя называть го­сударством (понятие государства пришло в Европу лишь в XVI веке) все же имел место государственный образ мыслей. Благодаря римскому началу, собствен­но, выросло то, что впоследствии стало государствен­ным образом мыслей. Можно, следовательно, сказать: уже Тацит был проникнут государственным образом мыслей; в событиях с Иисусом Христом ему показалось самым существенным лишь то, что Он был якобы спра­ведливо приговорен к смерти и казнен. Это первое.

Но затем вам надо подумать вот о чем: вначале христианство было совершенно не таким, каким оно сформировалось позднее. Первоначально христианст­во было действительно свободным. Можно даже сказать так: в христианстве существовали самые различные точки зрения, сходившиеся лишь в одном; все они видели в Христе Иисусе нечто особенное. Но, тем не менее, точки зрения были самые различные.

Господа, вы только тогда поймете, что пришло в мир вместе с Христом Иисусом и зачем мне понадоби­лось указывать вам на то, как влияет на Землю окру­жающий ее мир, даже относительно речи, — вы только тогда поймете это, если мне удастся сейчас показать вам, как формировалось христианство в качестве уче­ния, взглядов, мировоззрения, жизненной позиции и какое отношение к этому формированию христианст­ва имел сам Христос Иисус. Надо при этом увидеть нечто особенное здесь: в Иерусалиме, было основано христианство; столетие спустя один из самых образо­ванных римлян знает о нем не больше, чем я только что сообщил вам! Но ведь люди постоянно курсируют туда и сюда, из Азии через Африку в Италию. И вот под поверхностью того, что, глядя из Рима, рассматривают как человечество, распространяется эта христианская секта. Когда Тацит писал то, о чем я рассказал вам, в Риме уже были последователи Христа, христиане, как их называли; они уже давно распространялись в на­роде, тогда как знатных римлян это не заботило.

Но как поступали с этими христианами? Видите ли, эти разбойничьи потомки Ромула время от времени собирались в определенных местах, где они «изощряли свою образованность». «Образованность» такого рода состояла в том, что они, помимо всего прочего, строи­ли арены для сражений с дикими зверями. Им дос­тавляло огромное удовольствие бросать этим зверям тех, кто по понятиям римлян не достиг человеческого уровня — был недочеловеком. Они забавлялись тем, как этих последних после вынужденного сражения со зверями эти самые звери пожирали. Это было «утончен­ное» наслаждение. И вот, презренная секта христиан особенно годилась на то, чтобы быть пожранной этими зверями; так считали в Риме — на что я вам уже указы­вал. Римляне считали, что совсем неплохо обмазывать христиан смолой, поджигать и пускать на обозрение в цирке в качестве факела. Но христиане, несмотря ни на что, находили возможность жить. Это удавалось им благодаря тому, что они проводили свои церемонии не­заметно. То, что они считали правильным и достойным распространения, они осуществляли под землей, в ка­такомбах. Катакомбы представляли собой отдаленные помещения под землей. В этих дальних помещениях под землей христиане погребали тех, кого считали дос­тойными. Тут были могилы, и на могилах совершалась божественная служба, совершались священнодействия. В то время вообще было в обычае совершать богослуже­ния на гробницах. Поэтому еще и сегодня, если рассмот­рите алтарь в католической церкви, вы можете увидеть: это настоящая гробница (изображается на рисунке) и в ней могут находиться реликвии, мощи святых и другое. В древнейшие времена алтарь вообще был могильным камнем, на котором совершалась божественная служ­ба. Но под землей, в этих катакомбах христиане пер­вого столетия могли скрывать то, что они делали.

Если же вы заглянете на пару столетий позже, то картина коренным образом изменится. Тогда произош­ло следующее. Видите ли, римляне в первом столетии после основания христианства восседали наверху и забавлялись описанным образом, тогда как христиане сидели внизу, в катакомбах. Но через пару столетий римляне исчезли, а христиане получили власть над ми­ром. Хорошо ли они управляли или плохо, мы в данном случае обсуждать не станем; но мировое господство они все же получили. Однако величайший вред христианст­ву был нанесен именно тем, что оно оказалось связан­ным с мировым господством; ибо в мировой истории религиозная жизнь не выносит слияния с внешней государственной и мировой властью. Дело обстоит сле­дующим образом: становление христианства, участие Христа Иисуса в становлении христианства можно по­нять, только зная о том, что в древности религиозная жизнь пронизывала буквально все. Я уже говорил вам: в древности существовали так называемые мистерии. Видите ли, мистерии были, используя современную тер­минологию, такими учреждениями, в которых изучали все, что вообще может изучать человек. Но они в то же самое время были и религиозными учреждениями, куль­товыми учреждениями. Вся духовная жизнь исходила из мистерий. Обучение в древнейшие времена было не таким, как сейчас. Чем является обучение в настоящее время? Сегодня обучение выглядит так, что в гимназии или реальном училище человека натаскивают к экзаме­нам: затем он проводит годы в университете, но от это­го он не становится иным человеком. Зато в мистериях человек становился иным. Здесь человек должен был достигнуть иного отношения ко всему миру. В мисте­риях он должен был стать мудрым. Сегодня благодаря имеющимся в мире учреждениям, учебным заведениям ни один человек не становится более мудрым; зато он становится очень ученым. Однако две вещи совмести­мы друг с другом и две вещи несовместимы: мудрость несовместима с глупостью, но ученость очень хорошо уживается с большой глупостью. Когда-то было именно так: в древних мистериях становились мудрыми, там че­ловек становился тем, кто был пронизан духовностью. Человек становился тем, кто мог серьезно принимать духовность. Надо было пройти семь ступеней. Очень немногие достигали высшей ступени. Эти семь ступней имели названия, которые надо было понять, чтобы уз­нать, что делали люди на той или иной ступени.