Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 1 из 67)

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР

ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ НАРОДОВ

GA 353

Перевел с немецкого Александр ДЕМИДОВ

RUDOLF STEINER

DiE Geschichte der und die

Weltanschauungen der Kulturvolker

RUDOLF STEINER VERLAG DORNACH/SCHWEIZ

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И

МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ НАРОДОВ

Семнадцать лекций, прочитанных для

Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе

с 1 марта по 25 июля 1924 г.

Библ. №353

Москва 2004

Пер. с нем. А. Демидов

Оригинал этой книги опубликован на

немецком языке под названием

Die Geschichte der Menschheit und

die Weltanschauungen der Kultuivolker

в издательстве Rudolf Steiner Verlag, Dornach (Schweiz)

как том 353 в Собрании трудов Рудольфа Штайнера

(Rudolf Steiner Gesamtausgabe)

Публикация данного перевода согласована

с Управлением наследием Рудольфа Штайнера

(Rudolf Steiner-NachlaЯverwaltung, Dornach)

© Rudolf Steiner Nachlassverwaltung, 1988

© Издательство «ЭНИГМА», 2004

© «ОДДИ-Стиль», 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение Марии Штайнер

Первая лекция. Дорнах, 1 марта 1924 г..

Воздействие кладбищенской атмосферы на человека.

Мировоззрение древних индусов, египтян, вавилонян и евреев

Вторая лекция. 5 марта 1924 г.

Сверхфизические связи в человеческой жизни. Эллинизм и христианство

Третья лекция. 8 марта 1924 г.

Вступление христианства в античный мир и мистерии

Четвертая лекция. 12 марта 1924 г.

Звездная мудрость, религии Луны и Солнца

Пятая лекция. 15 марта 1924 г

Как выглядела Европа ко времени распростра­нения христианства?

Шестая лекция. 19 марта 1924 г.

Троица, три формы христианства и ислам. Крестовые походы

Седьмая лекция. 26 марта 1924 г.

Представления о Христе в древнее и новое время

Девятая лекция. 26 апреля 1924 г

Об образовании шрамов. О мумиях

Десятая лекция. 5 мая 1924 г

Восьмая лекция. 12 апреля 1924 г

К основанию духовнонаучной астрономии

О празднике Пасхи

Одиннадцатая лекция. 8 мая 1924 г. О сущности иудаизма

Двенадцатая лекция. 10 мая 1924 г. О древе Сефирот

Тринадцатая лекция. 14 мая 1924 г.

О Канте, Шопенгауэре и Эдуарде фон Гартмане

Четырнадцатая лекция. 17 мая 1924 г.

О кометах и Солнечной системе, о Зодиаке и о прочих неподвижных звездах на небе

Пятнадцатая лекция. 20 мая 1924 г.

Моисей. Декадентская атлантическая культу­ра в Тибете. Далай-лама. Как Европа может распространить в Азии свою духовную куль­туру? Англичане и немцы как колонизаторы

Шестнадцатая лекция. 4 июня 1924 г.

Природа Солнца. Происхождение масонст­ва. О знаках, прикосновениях и слове. Ку-клукс-клан

Семнадцатая лекция. 25 июня 1924 г.

Человек и иерархии. Утрата древнего знания. О «Философии свободы»

Примечания. Цветные доски.

МАРИЯ ШТАЙНЕР

Введение к выходу в свет публикаций из лекций Рудольфа Штайнера для работающих на строительстве Гётеанума с августа 1922 г. по сентябрь 1924 г.

Эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их содержание по настоянию Рудольфа Штайнера всегда определяли сами рабочие. Им бы­ло разрешено самим избирать темы, он побуждал их задавать вопросы и делать сообщения, поощрял их самопроявление, их возражения. Рассматривалось и дальнее и ближайшее. Особенно интересными оказа­лись терапевтические и гигиенические стороны жиз­ни; видно, что об этих вещах рабочим приходилось за­ботиться каждый день. Но также затрагивались и все явления природы, бытие минералов, растений и жи­вотных, причем это рассмотрение выводило в космос, к первоистоку вещей и существ. В конце рабочие проси­ли дать им введение в духоведение, в познавательную основу для понимания Мистерии христианства.

Общая духовная работа сложилась на основе не­скольких курсов, которые доктор Роман Боос проводил по окончании работ на стройке для интересующихся; позднее эти курсы проводились и дальше другими чле­нами Антропософского Общества. Позднее рабочие по­просили Рудольфа Штайнера принять их и утолить жа­жду знаний — и, если возможно, посвятить этому один час обычного рабочего времени, пока они еще бодры и могут сохранять восприимчивость. Это происходило в утренние часы после перерыва в работе. Могли прийти также некоторые служащие строительной конторы и еще двое или трое из узкого рабочего круга доктора Штайнера. Обсуждались практические вещи, напри­мер, разведение пчел для тех, кто интересовался пчело­водством. Когда Рудольфа Штайнера уже не было среди нас, экспериментальная агрогруппа опубликовала для своих членов конспект этих лекций в виде брошюры.

Многие проявляют большое желание ознакомить­ся с этими лекциями. Однако они были рассчитаны на особую аудиторию, и в той особой ситуации были импровизацией на темы, продиктованные обстоятельст­вами и настроением рабочих-слушателей; при этом они не предназначались для печати. Именно та форма, в ко­торой они были прочитаны, позволила сохранить све­жесть и непосредственность, которые не хотелось бы потерять. Была создана особая атмосфера взаимодей­ствия того, что жило в душе спрашивающего и в душе дающего ответ. Не хотелось бы упускать этот колорит, эту окраску в ходе педантичной редакторской пере­работки. Поэтому мы отважились по возможности ограничить ее. Пусть не все здесь соответствует стили­стическим литературным канонам, зато во всей своей непосредственности сохраняется настоящая жизнь.

ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах. 1 марта 1924 г.

Доброе утро, господа! Есть ли что-нибудь на се­годня?

Господин Доллингер: Я хотел спросить, почему проис­ходит так, что люди, живущие вблизи кладбища, часто бывают менее живучими и на вид бледны? (приводит подтверждающий пример. ) Мне хотелось бы узнать, что за ритм действует в телах, не может ли он дейст­вовать положительно?

Доктор Штайнер: Я полагаю, что мне удастся дос­таточно хорошо осветить этот вопрос, так как я сам с восьми до восемнадцати лет жил в непосредственной близи кладбища. Следовательно, я тогда тоже должен был быть очень бледным. Отчасти это верно. Различ­ные утверждения, сделанные вами, должны были бы оказаться верными именно в моем случае.

Это было кладбище в маленьком селении(1)— может быть, в пятьсот жителей, — следовательно, само кладби­ще было не очень большое. Однако именно там находи­лись вокзал и дом, где мы жили. Вокруг довольно близ­ко проживали люди, как это обычно бывает в таких мес­течках. Там была церковь, вокруг кладбища и дальше шли дома: так что всегда можно было видеть, как обсто­ит дело со здоровьем у тех людей, которые живут вокруг кладбища. Можно сказать, что среди жителей были весь­ма заметные различия, и что, например, патер, живший не очень далеко от кладбища, не был бледным и хилым, он был достаточно дородным и выглядел очень хорошо. Вот что довелось мне тогда наблюдать.

Во многих селениях кладбища располагаются вокруг церкви — но все же если оценить обычное со­стояние здоровья, первое впечатление таково: нельзя считать, что это вредит очень сильно. Правда, в таких селениях в то же время было много ореховых деревь­ев, деревьев, на которых растет грецкий орех (Juglans regia L. —прим. перев). Эти деревья грецкого ореха бла­годаря запаху, который они распространяют, исключи­тельно сильно воздействуют на здоровье. Вы только должны принять к сведению то, что в таких селениях, где изначально царят благочестивые настроения, сохра­нились здоровые инстинкты: это привело к тому, что, поскольку кладбище располагалось в центре селения и вокруг него жили люди, вблизи были насажены каш­таны, грецкие орехи и липы. Липы и деревья грецко­го ореха противодействовали вредным воздействиям, исходящим от кладбища, компенсировали их.

Здесь надо также обратить внимание на следую­щее: видите ли, если более точно рассмотреть то, что, в сущности, хочет узнать господин Доллингер, а имен­но воздействие на высшие тела, то следует уяснить себе, что среди тех тел, о которых я рассказывал, толь­ко физическое тело и эфирное тело действуют ожив­ляюще. В то же время астральное тело и "Я" действу­ют не оживляющим, а, напротив, по преимуществу разрушительным образом. Они действуют как душа и дух. Из того, что я говорил, вы можете видеть, что фи­зическое тело и эфирное тело подобны растению; они растут, они строят органы. Но если бы мы обладали только ими, только физическим телом и эфирным те­лом, мы постоянно находились бы в обморочном, бес­сознательном состоянии. Мы вели бы сонную жизнь подобно растениям, если бы постоянно не подверга­лись разрушению: только вследствие того, что в нас постоянно происходит разложение, мы не живем сон­ной растительной жизнью. Астральное тело и "Я" сно­ва и снова разрушают, деструктивируют. В человеке всегда имеет место построение и разложение. Именно астральное тело производит наиболее сильные разру­шения в нашем человеческом существе. Все продукты выделения, о которых я говорил, подвергаются раз­ложению именно со стороны астрального тела и "Я". Эфирное тело лишь чуть-чуть содействует при этом. Все это я вам рассказывал.

Видите ли, господа, поднимающиеся испарения кладбища родственны тому, что в астральном теле производит разложение эти испарения поддержи­вают процесс разложения. И человек разлагается в большей степени, если он проживает вблизи клад­бища, нежели когда он проживает в лесу. Если он живет на природе, в лесу, то его формирующие силы укрепляются, если же он проживает у кладбища, то укрепляются его разрушительные, разлагающие си­лы. Однако если бы мы не имели никаких разрушаю­щих сил, то, как я уже говорил, на протяжении всей жизни оставались бы глупыми(2). Нам необходимы раз­рушающие силы. Надо учесть и кое-что другое. Я ска­зал вам, что могу говорить об этих вещах, поскольку пережил это на собственном опыте, причем пережил в юношеском возрасте, когда столь многое формиру­ется. У меня всегда была склонность мыслить как можно точнее. Этой склонностью к точному мышле­нию я, по моему убеждению, обязан именно тому об­стоятельству, что моя судьба дала мне возможность вырасти вблизи кладбища. Следовательно, здесь есть и нечто положительное, господа. И это вы тоже долж­ны принять к сведению.