Смекни!
smekni.com

3 Основные события политической истории Ахеменидской державы (стр. 7 из 9)

Во времена правления Дария сатрапы назначались исключительно только из персов. Помимо этого, персы занимали особое положение в государственном аппарате в целом по всей стране. В их руках были сосредоточены все важнейшие гражданские и военные должности. Интересно то, что при Дарии персы стали занимать не только важнейшие посты, но и стали назначаться на должности, имеющие гораздо меньшее значение, как-то: судьи, областеначальники, которые раньше выбирались исключительно из местных князьков, вождей и т.д. Но все равно они не могли обойтись без помощи местной администрации, так как нужно было всегда учитывать специфику района, о которой знать могла лишь она. Поэтому все же на этих должностях преобладали либо люди, знавшие специфику региона и набиравшиеся из местного населения, либо народы тех стран, где на высокий уровень была поставлена административная деятельность. Например, вавилоняне, египтяне, греки, эламиты и т.д.

Важно сказать о том, что Дарий никогда не пренебрегал умными и талантливыми людьми, пусть даже они были и не персидского происхождения. В этом нет ничего удивительного, так как каждый правитель заинтересован в том, чтобы у него были хорошие советники, помогающие ему в тех или иных вопросах, и для этого не важно, какого происхождения был советник, важно, чтобы он был экспертом в своем деле. При Дарии, как мы только что сказали, служили различные люди, высокие по званию и разбирающиеся в тех или иных вопросах и бывшие его советниками. Также он имел экспертов по делам какой-либо провинции. Например, Уджагорресент, известный тем, что помог Камбизу захватить и обуздать Египет, был переведен их Египта ко дворцу Дария. Зеруббабен также был при дворе на должности советника по делам Иудеи, прежде чем отправиться в Иерусалим. Датис Мидянин был специалистом по связям с греками и тоже находился при дворе [35].

Помимо этого стоит сказать несколько слов и о сатрапской канцелярии. Данная канцелярия являлась образом и подобием царской канцелярии находившейся в Сузах. Под началом сатрапа было множество чиновников и писцов. Также под покровительством сатрапа находились многочисленные глашатаи, счетоводы, судебные следователи и гонцы, которые осуществляли связь сатрапа с центром и с подчиненными областями. Пока мы далеко не отошли от гонцов, следует отметить, что в Персидской империи была очень хорошо налажена почтовая служба, крайне необходимая для управления провинциями. Чтобы приказы или распоряжения царя вовремя достигали своего адресата, на крупных дорогах, проходящих через всю империю, были созданы почтовые станции, на которых гонцы могли менять лошадей. Расположения этих станций также было хорошо продумано: они располагались друг от друга на дистанции дневного перехода. Дороги были замощены камнем, они были довольно широкими и хорошо охранялись, так как того требовала торговля и перевозка различных материалов из одной части страны в другую. Об эффективности почтовой службы говорит то, что сообщение о восстание в Мидии было доставлено Камбизу в Мемфис меньше чем за месяц.

Возвращаясь к теме сатрапских канцелярий и центральной канцелярии, отметим, что все дела здесь велись на арамейском языке. Введение арамейского языка было важным и неизбежным мероприятием, так как необходимость проведения сложной политики управления обширным и разнородным государством, вынудила Ахеменидских царей создать единую для всей страны письменность. Нужен был единый и общеупотребимый язык для того, чтобы люди могли понимать друг друга и понимать, самое важное, приказания, отданные им царем. Однако ограничиться одним единственным языком в столько разноплеменной и разнородной стране не удалось. Поэтому в официальных документах, помимо арамейского языка, стали употребляться ещё и эламский с аккадским, так как данные языки были довольно старыми и широкоупотребимыми в регионе. То же самое произошло в Египте, где делопроизводство велось не только на арамейском, но и на египетском языках. Однако введение единого языка вовсе не означало, что местные языки должны забыться или исчезнуть. Они сохранились, о чем свидетельствуют многочисленные хозяйственные надписи. Но все же особое значение приобретает арамейский язык, который считается одновременно языком деловой переписки и языком международного общения.

Как уже отмечалось выше, в Сузах находилась центральная канцелярия и резиденция правителей Ахеменидской державы. Сузы были административным центром центром этой империи. Однако помимо Суз, царская резиденция также находилась в Вавилоне и в Пасаргадах [36]. Вавилон был летней резиденцие персидских царей, а Пасаргады были местом возведения царей на царство и являлись вместе с Персеполем, по-видимому, чем-то вроде святилищ или родины предков, так как именно сюда пришли когда-то персы и именно отсюда они начали свою экспансию.

Ещё одним из важнейших пунктов, который несомненно сыграл огромную роль в успешной экспансии Ахеменидов, а также в «удержании» империи, была их гибкая религиозная политика. В те времена религия ещё только начинала приобретать ту силу, которую она обретет в Средневековье, но идеологическое значение её и тогда было крайне велико. Ранние Ахемениды относились к религиям завоеванных народов вполне толерантно, чем завоевали поддержку у жречества. Наиболее характерным примером является религиозная политика Кира в захваченном Вавилоне, когда он всячески содействовал храмам в восстановлении древних культов и в дальнейшем всегда покровительствовал храмам, приносил жертвы местным богам. Аналогичная ситуация прослеживалась и при Камбизе, хоть Геродот и говорит о том, что тот не любил культов египтян и вел себя по отношению к ним безбожно. Но это не совсем так, Камбиз, конечно, сократил доходы храмов, но тем самым он, скорее всего, стремился сломить политическую мощь жречества, а не уничтожить какой-либо культ. Таким образом мы видим, что при предшественниках Дария не было никаких гонений на религии. Однако во время царствования Гауматы происходит религиозная борьба. Гаумата, как известно из Бехистунской надписи, разрушает храмы за что его осуждает Дарий I. Однако говорить, что при Гаумате шла религиозная борьба вряд ли верно. Гаумата, конечно, разрушал храмы, но он разрушал храмы знати, а не народа, так как, сделай он это, он вряд ли бы нашел поддержку у народа. То есть, разрушая храмы знати, он преследовал политическую цель – ослабить знать, а не уничтожить их культ из-за своей нетерпимости.

Дарий, вступив на престол, прекрасно осознавал, что в условиях такой огромной и разнородной страны, где народы различаются также и по исповедуемым ими религиям, невозможно было создать единую религиозную систему. Поэтому его отношение к чужим религиям было терпимым и он старался реалистично смотреть на сложившуюся ситуацию, в которой выгоднее было признавать чужие культы.

В период царствования Дария Великого велась также интенсивная работа по кодификации законов покоренных народов, а также изучались древние законы. По мнению Олмстеда, Дарий и его помошники за образец взяли «Законы Хаммурапи». Действующие же законы старались привести к единообразию и изменить в соответствии с политикой государства.

Кроме того стоит также сказать несколько слов об армии персов. Любая империя Древнего Востока и Античности, включавшая в свой состав десятки стран и народов, различных по своему экономическому, социальному и культурному составу, неизбежно сталкивалась с проблемой усмирения подконтрольных территорий, а также обеспечения стабильности на них. Во многом на стабильность и спокойствие влияли взвешенные реформы, проводимые правителями этих держав. Однако основным гарантом спокойствия и безопасности были, есть и будут вооруженные силы страны. В условиях, когда с покоренных народов постоянно взимаются довольно крупные повинности, когда ряд сатрапий или провинций не может смириться со своим подчиненным положением, какой бы продуманной ни была организация империи, она всегда будет стоять перед лицом угрозы волнений и восстаний на своей территории, которые можно пресечь лишь с помощью сильной и верной армии. Ахеменидская держава не была исключением. Напротив при столь разнородном во всех отношениях составе империи, персидская армия, как ни в каком другом государстве, являлась неотъемлемой частью организма управления державы, гарантом её стабильности и безопасности. Её существование во многом зависело от армии, которая, как показала история, не раз спасала империю от развала, от внутренних смут и являлась грозной силой на всем Средиземноморье.