Цель настоящей главы дать общую характеристику театра сражений информационно-психологической войны и методов ее ведения. Такая война является подлинным детищем XX века. Поэтому предварительно остановимся на особенностях общественных и социально-экономических процессов уходящего века, который характеризуется величайшими достижениями человеческого разума, изменением всего образа жизни и одновременно нарастанием глобальных неустойчивостей и противоречий, приведших к катастрофическим по своим последствиям войнам.
XX век был ареной трех опустошительных глобальных войн, в той или иной степени затронувших всю нашу планету.
Первая мировая война 1914-1918 годов может быть названа войной вооруженных людей. Это - последняя война старого типа, характеризующаяся схватками людей, использованием конницы, когда танки и самолеты не играли заметной роли.
Вторая мировая война 1939-1945 годов - это война моторов. Решающее значение имели танки, авиация, артиллерия. Супероружие: ядерные бомбы, ракеты не играли решающей роли. Определенный вес имела пропаганда, идеологическое воздействие на противника.
Третью мировую войну часто называют холодной, психологической войной. Это было противостояние двух сверхдержав - США и СССР, двух мировых систем, двух укладов жизни: капитализма и социализма. Она длилась более 40 лет (1946-1991), т.е. почти всю вторую половину XX века. В старом понимании это была холодная война, которая только в отдельных регионах принимала характер горячей (Корея, Вьетнам, Куба, Ангола). Она сопровождалась также невиданной гонкой вооружений, прежде всего ракетно-ядерного оружия, и его накоплением. Она не имела прямых аналогов в прошлом и, в определенном смысле слова, это - неизвестная война. До сих пор нет ее подлинной истории. Смысл событий для подавляющего большинства людей остался за кадром
Главная же суть Третьей мировой войны - новое оружие - информационно-психологическое, т.е. определенные способы воздействия на души людей и общественное сознание. Появились технические средства и методы массовой пропаганды, позволяющие манипулировать сознанием не только отдельных личностей, а целых народов. Их применение вызывает в конечном счете нарушение социально-экономических процессов и связей и приводит к гибели того или иного государства. При этом народ оказывается деморализованным и неспособным к сопротивлению. Вот как характеризует итоги Третьей мировой (информационно-психологической) войны митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн /5/:
"Иисус Христос был предан Иудой - неверным учеником, предан безвинно на жестокую, позорную смерть. Преступление Богоубийства свершили те, для кого непостижимой оказалась нравственная высота Его учения, кто поставил сребролюбивые и тщеславные вожделения выше велений совести, велений своего гражданского и религиозного долга. Россия тоже оказалась преданной безумцами, не сумевшими понять в силу низменности и черствости души, хранителем каких великих духовных сокровищ являлась русская жизнь на протяжении столетий".
Все три войны были обусловлены нарастанием противоречий и возникновением глобальных неустойчивостей.
Особенность XX века - стремительные перемены во всех областях жизни, смена нескольких социально-экономических систем, перед каждой из которых со временем вставали свои трудности и ограничения. И тот, кто руководствуется устаревшими и ставшими неадекватными понятиями, методами и теориями, сам создает предпосылки для своего поражения. Поэтому при анализе информационной войны необходимо в начале кратко рассмотреть основные социально-экономические системы, их позитивные и негативные стороны.
В начале века безраздельно господствовала система классического (домонополистического) капитализма. Ее анализ сделал Маркс в книге "Капитал", где рассмотрел двойственную природу товара. С одной стороны, товар имеет потребительную стоимость, т. е. служит удовлетворению тех или иных потребностей человека. С другой стороны, разный товар имеет общую меру - стоимость (другими словами, общественно необходимое рабочее время для производства этого товара). По натурально-вещественной форме общественный продукт распадается на средства производства "а" и предметы потребления "б". Стоимость товара создается трудом в процессе производства, проявляется же она в процессе обмена, совершаемого при помощи денег. Происходит стихийное регулирование, установление стоимости с помощью рынка. При этом для домонополистического капитализма характерен простой (прямой) товарный обмен. Становится товаром рабочая сила. Стоимость произведенного ею совокупного продукта S делится на три части S = с + V + m.
Здесь с - постоянный капитал - стоимость зданий, оборудования, машин (основной капитал), сырья, топлива (вспомогательный капитал); V - переменный капитал - стоимость рабочей силы; m - прибавочная стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наемных рабочих и присваиваемая капиталистом. В условиях домонополистического капитализма капиталист, как правило, -единоличный владелец предприятия, который сам регулирует вопросы использования прибавочной стоимости, а по мере возможностей и соотношение между с, V, m.
Для классического капитализма были характерны свобода рыночных отношений, стихийный характер экономических процессов. По современным научным представлениям (согласно синергетике /6/) в таких условиях происходят процессы самоорганизации и образуются структуры. Примером могут служить временные структуры - периодические разрушительные кризисы перепроизводства, неизбежно сопровождающие классический капитализм (свободный рынок).
Для классического капитализма характерен целый клубок противоречий. Основное из них - непримиримое противоречие между трудом и капиталом, между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Как видно из вышеприведенной формулы, их интересы диаметрально противоположны: больше V - меньше m, и наоборот - прибыль растет с увеличением эксплуатации, Для рабочих выход был виден в классовой борьбе, интенсивность которой постепенно увеличивалась, возрастала и солидарность трудящихся разных стран.
Другое противоречие, которое проанализировал Л.Н. Гумилев /7/, это противоречие между этносами за получение возможно большей доли материальных богатств. Здесь уже один этнос живет за счет других. Передовые капиталистические страны жили во многом за счет населения колоний и слаборазвитых стран. В результате нарастала и становилась все более ожесточенной антиколониальная национально-освободительная борьба.
И, наконец, третье и главное. Ограниченность производства материальных богатств при классическом капитализме, наличие видимого предела повышения эксплуатации рабочих, жажда наживы у высших слоев общества породили перспективу ограничения и даже уменьшения прибыли в мире в целом. А этого допустить было нельзя. Выход видели в переделе мира, в господстве сильнейшего. Напряжение копилось и грянул взрыв - Первая мировая война, которая была закономерным и неизбежным способом развязки противоречий классического капитализма.
После Первой мировой войны формируется другой тип общества - государственно-монополистический капитализм. По сути его элементы появились уже в начале века. С ростом промышленного производства дали знать о себе противоречия, связанные с ограниченностью возможностей капитала и компетентности единоличного хозяина предприятия, хаотичностью мелкого производства. С начала века развивается процесс самоорганизации монополистических объединений. Свободная конкуренция сменяется господством монополий, которые, первоначально утвердившись в тяжелой промышленности, постепенно подчинили своему контролю все отрасли хозяйства. Произошло слияние промышленного капитала с банковским. В начале века был закончен колониальный раздел мира, поделены рынки сбыта и источники сырья. Появилась возможность получения монополистических сверхприбылей (за счет более высокой производительности труда, финансовых операций, перекачки части прибавочной стоимости из немонополистических предприятий через сферу обращения, вывоза капитала в другие страны). При этом масса различных мелких предприятий оказалась в зависимости от монополий, которые достигли высокой степени обобществления и организации производства. Государственное регулирование осуществлялось, в первую очередь, в интересах монополий.
В. И. Ленин /8/ проанализировал противоречия существовавшего в его время монополистического капитализма и показал усиливающуюся неустойчивость этой системы
Для преодоления неустойчивости необходимо было обуздать стихию рынка, здесь можно выделить пути А. Гитлера и Ф. Рузвельта. Их страны в начале 30-х годов стояли на грани широкомасштабного конфликта. Гитлер, введя широкое государственное регулирование, добился значительных успехов в подъеме германской экономики. Он использовал диктатуру и расовый принцип - превосходство германской нации над другими народами. На этой основе стало возможным социальное партнерство между различными классами. Рузвельт, возглавивший США в 1932 году, принял меры жесткого экономического регулирования, опираясь на теорию выдающегося английского экономиста Джона Кейнса /9/. К концу 30-х годов западное общество было стабилизировано. Но и в этом обществе, дававшем недостаточное количество материальных благ, нарастали внутренние противоречия. И как четверть века назад, в 1939 году, произошел взрыв: началась война между ведущими западными державами - война за передел мира - Вторая мировая война. Это был закономерный и практически неизбежный финал социально-экономической системы монополистического капитализма.