Смекни!
smekni.com

Владимир лисичкин, леонид шелепин. Третья мировая информационно-психологическая война москва, 1999 г (стр. 32 из 85)

В чем проблема? Чем было обусловлено усиление антирелигиозной пропаганды? Суть православия - это менталитет, общность русских людей. Часто говорят, что православие не религия, а образ жизни. Этот образ жизни был сохранен и в советское время, но в несколько иных формах. Велики заслуги православия в становлении русского государства. Имена митрополита Алексия, Сергия Радонежского, патриарха Гермогена говорят сами за себя. Русская православная церковь стояла на позициях патриотизма и в годы Отечественной войны. И после войны церковь по сути дела была союзником советского государства, как один из центров консолидации советского народа (чем объективно противостояла интересам США). Следовательно задача идеологов состояла в том, чтобы столкнуть церковь и государство, ослабить православную церковь и в перспективе внедрить в Россию сектантство, опирающееся на США и разрушительно действующее на молодое поколение. Позицию хрущевского руководства четко выразил в своем докладе Л.Ф. Ильичев на пленуме ЦК КПСС, посвященном "очередным задачам идеологической работы" /55/:

"Формирование научного мировоззрения и коммунистической морали невозможно без борьбы с религиозной идеологией. Религия - главный противник научного мировоззрения внутри страны, один из самых цепких пережитков прошлого, от которого не освободились еще значительные слои населения...

Атеистическая работа ведется у нас без размаха, не живо, не напористо, и ведется она часто среди людей, уже освободившихся от влияния религии. "Антирелигиозная пропаганда, заявил недавно священнослужитель Введенский из Свердловской области,- нам не мешает. Атеисты работают в клубах с атеистами, а мы в церкви - с верующими. (Смех в зале). Атеисты к нам не ходят, а верующие не ходят в клубы. Мы не мешаем друг другу". (Смех в зале). Вот аттестация нашей антирелигиозной пропаганды. Приходится волей-неволей соглашаться с ней.

Свобода совести, провозглашенная в нашей стране, предполагает две стороны: свободу вероисповедания и свободу борьбы с религиозным мировоззрением. Нельзя благодушествовать и рассчитывать, что религия, как антинаучная идеология, отомрет сама по себе, без усилий, без борьбы с ней. Надо противопоставить религии боевую, наступательную научно-атеистическую пропаганду, разоблачать деятельность изуверских сект, которые причиняют физический и моральный ущерб людям, носят откровенно антиобщественный характер".

Сам Хрущев считал борьбу с религией одной из главных задач. Вот, что пишет об этом священник о. Родион /56/:

"При Хрущеве же снова стали закрываться храмы и ужесточился контроль над деятельностью клира. И люди старшего поколения помнят, как сей деятель обещал в 80-м году показать по телевидению последнего "попа". И это обещание вполне определяло и всю его политику по отношению к Церкви".

Бомбы замедленного действия

К концу 50-х годов монолит общественного сознания покрылся глубокими трещинами. Действия идеологов под флагом борьбы с идеализмом не только нанесли ущерб научно-техническому развитию страны, но и привели к определенному противостоянию научной интеллигенции и марксизма-ленинизма. Доведение операции "космополитизм" до откровенного фарса подрывало уважение к прошлому, к истории нашей страны, негативно отражалось на чувстве патриотизма. Фабрикация группировкой партфункционеров дел "ЕАК" и "врачей - вредителей" вызвало отчуждение части евреев от СССР и обвинения в антисемитизме. Далеко идущая операция "Сталин" положила начало подрыву веры в социализм, преданию анафеме всего советского прошлого. "Возвращение к ленинским принципам" привело к расколу общества по нескольким направлениям, в частности реанимировало противопоставление "красных" и "белых", верующих и неверующих. Произошел необратимый раскол и ранее единого международного коммунистического движения на правых (еврокоммунизм), центр (КПСС) и левых (маоизм).

Везде на переднем плане был Н.С. Хрущев, прославляемый как продолжатель дела Ленина, как спаситель от "тоталитарного" прошлого, а идеологи, управлявшие им, оставались в тени. Многие действия Хрущева несомненно лежали в русле психологической войны против СССР, но их реальный смысл он сам, по видимому, не вполне сознавал. Можно образно сказать, что Хрущев заложил целую серию бомб замедленного действия - систему мероприятий по созданию предпосылок уничтожения СССР в будущем.

К ним, в частности, можно отнести:

- Укрупнение колхозов и связанная с этим ликвидация "неперспективных" деревень, проведенная с особым размахом в Нечерноземье, что нанесло удар по носителям менталитета России - истокам великорусской цивилизации.

- Уменьшение размеров приусадебных участков, количества голов скота у населения, навязывание посевов кукурузы. Именно при Хрущеве начались первые закупки хлеба за границей.

- Создание совнархозов, городских и сельских обкомов и связанная с этим дезорганизация управления экономикой страны.

- Закладка национальных конфликтов в будущем. Передача Крыма Украине, Наурского и Надтеречного районов из Ставропольского края в состав Чечено-Ингушской АССР, обещание передать Японии южную часть Курильских островов.

- Постепенное внедрение в общество мотивов личного потребления, взамен коллективных, общинных ценностей ("когда догоним Америку по мясу и по молоку"). Выдвижение заведомо пародийного лозунга достижения коммунизма в 1980 г., одним из признаков которого должна была стать отмена платы за проезд в общественном городском транспорте.

- Вывод из строя руководства внешней разведки и дезорганизация ряда аспектов ее деятельности. Аресты Судоплатова, Эйтингона, Райхмана. Фактически была проведена расправа над теми, кто стоял на переднем фронте борьбы с США, кто мог раскрыть замыслы информационно психологической войны.

- Особую мощь имела бомба замедленного действия, заложенная под партию. Здесь этапное значение имел Пленум ЦК КПСС 1957 года, осудивший в резолюции Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова, на котором определяющую роль играли региональные руководители. После Пленума резко ослабевает контроль сверху. Секретари обкомов, союзных республик постепенно становятся своего рода удельными князьками; возникают местные элиты; развертывается процесс регионализации партии. При этом накладывается запрет на публикацию произведений, где выведен негативный образ партийного работника. Но главное, был снят всякий контроль (в том числе КГБ) с высшей партноменклатуры - членов ЦК, секретарей обкомов. Существовала инструкция для органов государственной безопасности, согласно которой запрещалась оперативная работа (включая прослушивание, наружное наблюдение и т. п.) над депутатами, партийными, комсомольскими, профсоюзными работниками высокого ранга. Даже если в следственных делах КГБ нити вели к ее представителям, то они обрывались, расследование прекращалось /15/. Любые материалы на высшую номенклатуру (например, случайно проявившиеся по другим делам) подлежали уничтожению. Можно сказать, что высшая номенклатура получила право на безнаказанную измену Родине. Партийная верхушка, находящаяся под контролем идеологов КПСС, "укрепляла" КГБ с помощью спецнаборов из бывших партийных и комсомольских работников, среди которых значительный процент составляли люди, отработавших свое на соответствующих должностях и не имевшие перспектив на дальнейшее продвижение по партийной линии. В отличие от США, где в ЦРУ включались специалисты высокого класса, спецнаборы состояли из людей, занимавшихся в основном выступлениями, заседаниями, представительством. Таким образом, пятая колонна создавала условия, предохранявшие ее от раскрытия.

Все эти деяния были позднее названы волюнтаризмом Н.С. Хрущева Но, конечно, это не так. Хрущев был марионеткой в руках идеологов КПСС. Тогда, в пятидесятые годы, получив фактическую власть в стране, каста идеологов, выступавшая под забралом "марксизма-ленинизма", стала наталкиваться в своей деятельности на постепенно растущее явное и неявное сопротивление на всех уровнях. Выше уже говорилось об отпоре попыткам идеологов отбросить СССР назад, задержав его научно-технический прогресс, и о выдающемся организаторе этого отпора - академике Игоре Евгеньевиче Тамме. Состояние общественного сознания было таково, что любая попытка изменения общественного строя окончилась бы катастрофически для ее организаторов. Необходимы были его медленные постепенные преобразования. На рубеже 60-х годов идеологи меняют свою тактику - наступает второй этап информационно-психологической войны.

ГЛАВА 3. ВТОРОЙ ЭТАП ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

3.1. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИДЕОЛОГИ - ДИССИДЕНТЫ

Особенности второго этапа

Первый этап психологической войны, завершившийся к концу пятидесятых годов (примерно в середине правления Н. С. Хрущева), протекал в бурный период противостояния в верхах, переменах в идеологических концепциях и смене политической власти. К реальному (теневому) руководству страной пришли идеологи КПСС. В результате первого этапа психологической войны в монолите общественного сознания появились глубокие трещины.