Дирижируют этой обстановкой "передовые", в данном случае - пятая колонна (идеологи КПСС) и часть примкнувшей к ней переродившейся верхушки партии. Их цели буквально совпадали с формулировкой Петра Верховенского в романе "Бесы":
"Вы призваны обновить дряхлое и завонявшееся от застоя дело... Весь ваш шаг пока в том, чтобы все рушилось: и государство и его нравственность. Останемся только мы, заранее предназначавшие себя для приема власти: умных приобщим к себе, а на глупцах поедем верхом... Мы организуемся, чтобы захватить направление; что праздно лежит и само на нас рот пялит, того стыдно не взять рукой".
Поставленные цели также удивительно совпадают со словами Аллена Даллеса, произнесенными еще в сороковые годы (цит. по /26/):
"Литература, театры, кино - все будут изображать самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия садизма, предательства...
И лишь немногие... будут догадываться или даже понимать, что происходит... но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать".
Здесь Даллес четко характеризует обстановку периода неустойчивости (бифуркации в терминах синергетики) и методику его использования. Главная задача этого периода, с точки зрения организаторов информационной войны, - не временная деморализация народа, а духовное покорение, духовное закабаление народа, считающего свое подчинение нормой. Для осуществления этой задачи страна должна уничтожить свое прошлое, окрасив своих выдающихся людей, героев и кумиров в черный цвет, представив всю свою историю царством абсурда. И вот в моду входят откровения философа Померанца, одно из которых опубликовано в Литературной газете /27/:
"Россия и в 19 веке попахивала абсурдом (и Европа, и не-Европа). От этого острое чувство абсурдности у Герцена ("Доктор Крупов", "Афоризмата Тита Левиафанского"), у Достоевского в "Записках из подполья". Советская Россия - абсурд в квадрате (прыжок в утопию не может не углубить абсурдность жизни). А перестроечная Россия- абсурд в кубе...
Объяснить все это возможно. Но жить в этом, даже объясненном, трудно...
Бросается в глаза, что в Восточной Европе старые люди помнили нормальную жизнь; и весь народ был готов к ней вернуться. А у нас неизвестно, к чему возвращаться, и страшно прыгать в неизвестность. Во-вторых, тоталитаризм был навязан там оккупантами; у нас он победил в гражданской войне (то есть имел своих пламенных сторонников) и прочно вошел в традицию. В-третьих, коммунизм дал общую идею, чтобы восстановить и расширить империю...И никакого скорого выхода из путаницы нет. Жить в России - жить в абсурде. Вернуться в Россию - вернуться в абсурд.
Я много лет переписываюсь с Борисом Хазановым. Еще до своего отъезда в Мюнхен он созерцал в одном из своих эссе фантастическую возможность собрать тысячу русских интеллигентов на необитаемом острове и продолжать русскую культуру без России.
Для рационалиста жить в обстановке абсурда невыносимо, переход от профанического абсурда к сакральному не скрашивает ему жизнь - и заедает тоска. Попав на Запад, почувствовав родной воздух интеллектуальной, социальной и правовой ясности, он вернуться в интеллектуальный ад не способен".
Как видим, согласно Померанцу, народ в России в течении целого ряда поколений, начиная с XIX века, живет в обстановке абсурда. Он даже опасен для цивилизации, поскольку несет с собой тоталитаризм (если в Восточной Европе он был навязан оккупацией, то в России он вошел в традицию). Конечно каждый истинный демократ одобрит идею Хазанова отобрать 1000 интеллигентов и продолжать русскую культуру без России. К сожалению, Померанц не уточняет, что же делать с основной массой неполноценных, тоталитаризованных людей, остающихся пока на территории бывшего СССР.
В конце 80-х откровения и открытия типа творений Померанца заполняют СМИ, входят в повседневное обращение. Открываешь журнал /28/ и читаешь "Великие стройки вандализма". Что это? Оказывается : Днепрогэс, Турксиб, Магнитка и т. п. Берешь сборник анекдотов, читаешь: "Стоит американский автомобиль в Москве, под ним в грязи лежит человек, прокалывающий шину, - Что ты там делаешь? - Я хочу вдохнуть воздух свободы". Из выступления : "О какой экономике можно говорить в России - это экономика троглодитов". Пришлось даже услышать вздох сожаления: "Эх, а почему нас не завоевали немцы" В этот период все штатные ораторы начинали свои выступления с анафемы советскому прошлому, а кончали - поклонами Западу. А если появившиеся надежды не оправдаются, то для неполноценного, нецивилизованного народа, с врожденным тоталитаризмом, берущим начало с Ивана Грозного, предлагается простой и естественный выход. И в экономическом, и в социальном, и в идеологическом плане страна подводится к положению колонии. Указывается на необходимость арбитража ООН на территории страны, ввода "корпуса мира", а также контролеров и наблюдателей и даже подразделений из США. В газете "Куранты" от 9.01.1992 г. приводится высказывание: "Мы честно шли к этому финалу, да и что плохого в статусе колонии". И далее обсуждается как стать колонией - для чего рекомендуется обратиться к бизнесменам Запада за помощью.
Характерная особенность конца перестройки - тотальное отречение от советского прошлого, от дела отцов, дедов, прадедов, от тех, кто сражался на фронтах во имя будущего, отдавая все силы и даже жизнь. Особенное усердие здесь проявляли бывшие пламенные борцы за коммунизм - идеологи КПСС, высшие партийцы, деятели СМИ, которые столь же пламенно осуждали тоталитарное прошлое. Постепенно эта кампания стала приобретать формы массовой истерии.
В свое время великий писатель-сатирик Ярослав Гашек в рассказе "Идиллия винного погребка" /29/ описал четырех завсегдатаев погребка, делившихся друг с другом фактами о большевиках:
"Фабрикант стеклянной посуды дополнил эти факты сведениями о том, как большевики в России поступают со своими собственными писателями и журналистами. С Горького заживо содрали кожу и бросили его в яму с негашеной известью. Аверченко раздели донага при сорокапятиградусном морозе и поливали водой до тех пор, пока он не превратился в огромный ледяной сталактит.. Теффи поджарили на конопляном масле, а потом замариновали в уксусе. Борисом Соколовым зарядили царь-пушку в Кремле и выстрелили в сторону Ходынки. Если уж большевики творят такое с собственными людьми, если они зажарили вдову Толстого, а через Мережковского пропустили электрический ток в два миллиона вольт, от чего он сошел с ума, то нечего удивляться тому, что они учинили в Харькове с тремя внуками и внучкой Божены Немцовой.
Старик, сидевший за соседним столиком, встал и подошел к четырем знатокам русской жизни.
- Господа,- сказал он дрожащим голосом,- господа... это... ошибка... Я сам... сам внук... Божены Немцовой. Мы... вернулись... только вчера... из России. Мы все... живы... С нами, извините... ничего не сделали. Разрешите мне... подсесть к вам, я...
Не важно, кто вы такой,- пробасил старший инспектор страхового общества.- Этот столик для наших друзей, а не для тех, кто заступается за большевиков".
Этот рассказ был написан Гашеком в 1921 г. Но действительность 1991 г. показала все величие прогресса за 70 лет и намного перекрыла воображение Ярослава Гашека. Так о И.В. Сталине написали ужестолько, что было даже интересно, что еще можно придумать. Подобно открытию Н.С. Хрущева, что Берия с 1918 г. (когда ему исполнилось 19 лет) состоял агентом английской разведки (и при этом блестяще организовал советскую разведку в Англии и был главным практическим организатором ракетно-ядерного щита страны), в СМИ появились многочисленные статьи с обвинениями, что Сталин был агентом царской охранки. Сообщалось также, что у Кобы в ссылке были невероятно вонючие носки, что у него было большинство из известных психических болезней, что он был неучем - семинаристом и т. д. и т. п. Слово большевик стало ругательством, в том числе в оппозиции, включая многих членов КПРФ. В конце 80-х, начале 90-х годов человек, выходящий на митинг с портретом И.В. Сталина, квалифицировался как дебил, и СМИ буквально выискивали людей с его портретами на митингах, чтобы показать их примитивизм.
Но наряду со стандартными методами были и подлинные "находки", которым могли позавидовать герои погребка в рассказе Гашека. Об одной такой идеологической "находке" говорится в /30/:
"Это "сенсационное" сообщение облетело страну в 1988 году: в Куропатах, в пригороде Минска, обнаружены массовые захоронения жертв сталинского террора, чинимого органами НКВД с 1937 по июнь 1941 года. Как сообщали средства массовой информации, счет погибших шел на сотни тысяч. Не жалея усилий, эту "сенсацию" раздували и зарубежные средства массовой информации..
Не секрет, советские люди с нетерпением ждали разъяснений официальных властей по этому поводу".
В результате проведенных тщательных расследований выяснилось, что "к жертвам, покоящимся в так называемых Куропатах, органы НКВД никакого отношения не имеют. На возвышенности между Заславской и Минской кольцевой дорогами, у поселка Готище, покоятся не менее 30 тысяч жертв гитлеровского геноцида..." /30/.
Автор статьи /30/ обращается к читателям:
"Люди, помните нас...". Сколько раз приходилось слышать эти слова. Так до каких же пор мы, живые, будем оставаться у последней черты человеческой морали? До каких пор будет продолжаться эта бесчеловечная пляска на костях узников фашистского геноцида в угоду отдельным политиканам вроде Позняка и ему подобных? Постыдитесь мертвых...".