Смекни!
smekni.com

Диссертационной работы трансформация городской семьи в кнр (на примере изменений структуры семьи и системы семейных ценностей) (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение...3

Источники...12

Историографический обзор и типология...44

Глава 1. Традиционная китайская семья...50

Глава 2. Китайская городская семья в период 1911-1949 гг...87

Глава 3. Китайская городская семья в период 1949-1978 гг...121

Глава 4. Китайская городская семья в период с 1978г. по наши дни...144

Заключение...192

Список использованной литературы и источников ...205

Приложение 1 ...228

Приложение 2 ...231


ВВЕДЕНИЕ.

Изучение семьи и брака является междисциплинарным направлением, включающим исследования в области истории, социологии, этнографии, демографии, юриспруденции, психологии, экономики, медицины и так далее. Впервые систематическое изучение семьи как института было предпринято в начале XX в. Позднее бурный рост исследований на эту тему привел к тому, что в 60-70-х гг. XX в. начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследования брака и семьи в отдельную науку. Однако в связи с тем, что данный объект в каждой из наук рассматривается со своей специфической точки зрения, этот вопрос так и остался открытым.

Данные, которыми располагают исследователи семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных программ и рекомендаций, на- правленных на помощь семье. Они служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, будь то консультанты, терапевты, демографы, историки или госслужащие.

Тема диссертационной работы - трансформация городской семьи в КНР (на примере изменений структуры семьи и системы семейных ценностей).

Российские и зарубежные исследователи создали много работ, посвящен- ных разным аспектам семейной жизни. Традиционная китайская семья хорошо изучена как в России, так и за рубежом. Однако современная китайская семья пока не стала предметом специального изучения в нашей стране. Изменения в китайском обществе происходят так быстро, что даже китайские исследователи не всегда успевают отследить процессы изменений.

Взаимное расположение России и Китая, история отношений двух стран, увеличение числа контактов как на уровне правительств, так и среди простых

граждан, а также недостаточная изученность процессов трансформации китайского социума делают исследование структуры и принципов функционирова-ния китайского общества чрезвычайно актуальными. А поскольку семья - это одна из важнейших ячеек общества, то принципиально важным является и изучение семьи. Учитывая процессы глобализации, исследования, посвященные современной китайской семье, должны быть принципиально важны для этнографов, социологов и демографов, которые изучают не только Китай, но и Дальний Восток, Юго-Восточную Азию; а учитывая глобализацию, и весь мир в целом.

Актуальность выбранной темы исследования определяется следующими моментами:

во-первых, анализ перемен, происходящих в структуре семьи, имеет чрезвычайно важное значение для осмысления экономических, социальных и социально-психологических процессов, происходящих в любом обществе;

во-вторых, поскольку на протяжении тысячелетий семья в китайском социуме всегда играла беспрецедентно важную роль, следует ожидать, что инновационные процессы, происходящие в городской семье в Китае, имеют ключевое значение для корректного описания всего комплекса социально-психологических проблем китайского общества начала XXI века;

в-третьих, в связи с тем, что информация о современной семье в Китае доходит до российских читателей в неполном, рассеянном и нередко искаженном виде, многие специалисты не имеют возможности в полном объеме представить и квалифицированно судить о характере и масштабе проблемы, исследуемой в данной работе;

в-четвертых, из-за неполной информированности о ситуации с проблемой Л городской семьи в современном Китае российская общественность не пред-

ставляет себе полностью всю остроту и объем серьезнейших процессов, происходящих в структуре китайского общества.

Количество городского населения в Китае растет как в абсолютных цифрах, так и относительно сельского населения. Между тем, данные о проценте городского населения в Китае расходятся. Официальная статистика в лице данных Всекитайской переписи населения за 2000 г. говорит об удельном весе городского населения в Китае в 36%.* В 1998 г. удельный вес горожан составил 379 420 тыс. человек, то есть 30,4% . Если же кроме собственно городского населения учитывать еще и крестьян, приезжающих в город на заработки и нелегальных мигрантов из числа тех же крестьян, то это составит, 45,2%, то есть почти половину населения Китая3 на момент 1998 г.».

На самом деле, точных данных статистики по количеству городского населения в Китае, видимо, вообще не существует. Следует отметить, что огромные массы крестьян, приезжающих в города на заработки, не поддаются сколько-нибудь точному подсчету, так как эти крестьяне выпадают не только из переписи населения, но и вообще практически из всех видов регистрации и статистики. Эти люди не только живут без регистрации, но зачастую, приезжая в город, не покупают билет, а в городе вынуждены жить на улице. Следует также заметить, что миграция сельских жителей в города - проблема для Китая отнюдь не новая: закон, запрещавший деревенским жителям самовольно переселяться в города, был принят еще в 1035 г.4, - таким образом, коммунистическая власть не может здесь претендовать на оригинальность. К концу XI в. населе-

1 Major Figures on 2000 Population Census of China. Beijing, 2001. P. 6.

2 Чжунго шэхуй фули юй шэхуй цзиньбу баогао. 1999 («Доклад об общественном благосостоянии и социальном прогрессе в Китае за 1999 г.»). Гл. ред. Ши Чжэнсинь. Пекин, 2000. С. 139.

3 Там же, с. 140.

4 М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М, 1984, с. 97.

ние Кайфына — тогдашней столицы Китая — достигло 1 млн. чел , то есть столько же, сколько было, скажем, в Шанхае в 1919 г6. Справедливости ради необходимо отметить, что и закон 1035 г., как и современные законы, не возымел особого действия7.

С другой стороны, для данного исследования эти расхождения не являются критичными — в любом случае, удельный вес городского населения безусловно растет; городское население составляет от трети до половины населения Китая. На этом сходятся все источники, и такая точность определения выглядит вполне приемлемой для данного исследования. Дело здесь заключается в том, что, выделяя городское население как особый объект исследования, мы вовсе не руководствовались его численным превосходством над сельским. Напротив, мы старались руководствоваться некоторой динамической силой истории, которая присуща городам в отличие от деревни, тем, что город всегда был «оплотом прогресса» и провозвестником нового в обществе, той способностью городского населения более легко поддаваться новациям (будь то «резолюции сверху» или вестернизация, привнесенная извне), большей открытостью городских жителей внешнему миру, меньшей степенью «традиционности» городского общества и более высоким уровнем жизни. В таком свете даже расхождение в четверть миллиарда человек не является для нас определяющим.

Изучая города, и тем более крупнейшие, наиболее развитые города, мы получаем возможность сравнивать их с менее развитыми регионами, и тем самым выработать представление о характере изменений, происходящих в общест-

5 Там же.

6 Цзиньдай Чжунго чэнши фачжань юй шэхуй бяньи 1840-1949 (Социальная трансформация и развитие горо- дов в Китае (1840-1949), с. 197.

7 М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М., 1984, с. 97.

венной жизни китайских городов, а значит, и о возможных путях развития китайского общества в целом.

Объектом исследования нашей работы является современная городская семья КНР как социальная группа; предметом исследования — структура семьи и комплекс семейных ценностей.

Цель нашей работы состоит в описании, классификации и анализе форм семейной организации в современной КНР, а также в выявлении специфических особенностей внутрисемейных взаимоотношений и новых семейных ценностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать характеристику традиционной китайской семьи (ее структуры и семейных ценностей);

- провести сопоставление современной городской и традиционной семьи в Китае;

- предложить, на основе обобщения данных источников, описание новых явлений в семейной организации, характерных для городского населения Китая, а также современных семейных ценностей; сравнить их с традиционными;

- выявить и произвести анализ по возможности наиболее широкого комплекса социальных факторов, которые могли повлиять на изменение структуры семьи и способствовать возникновению новых форм семейной организации в городах Китая;

- определить общие современные тенденции развития китайской семьи;

- определить возможные перспективные направления исследования.

В своем исследовании мы будем исходить из предположения о том, что современная китайская городская семья имеет все меньше общего с традиционной китайской семьей, все чаще строясь по западному образцу; и ее семейные

взаимоотношения и ценности также подверглись и продолжают подвергаться изменениям самого кардинального характера.

Для решения поставленных задач в работе используются методы анализа статистических и публицистических источников, а также анализ литературы. В работе использованы традиционные методы исторического, этнографического, социологического и демографического исследования института семьи во всей полноте его связей с целым спектром областей существования человека в социуме, использующиеся на секторе теоретических проблем истории Востока Отдела истории Востока ИВ РАН и в целом продолжающие традиции изучения социальной истории Китая, которые сложились в российской школе классического востоковедения благодаря исследованиям Л.С.Васильева, М.О.Косвена, М.В.Крюкова и др.

В целом для исследования методологической базой являются труды классиков социологической науки М.Вебера, М.О.Косвена, Дж.П.Мердока, а также труды китайских, русских и зарубежных исследователей: Л.С.Васильева, Гао Цзяньтаня, М.В.Крюкова, Л.С.Переломова, О.В.Почагиной, Фэй Сяотуна и др.