Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 100 из 121)

Модернизация — это процесс движения доиндустри-альных обществ, основанных на традиционных (комму-нитарных) типах социальности, к тем экономическим и политическим системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран капитализ­ма. Таким образом, модернизация означает прежде всего рост возможностей применять современную технологию в важнейших сферах материального и духовного произ­водства, расширение современных форм потребления, но вместе с тем создание условий (социальных, политиче­ских и культурных) для развития нового производства.

К числу важнейших факторов модернизации относят­ся следующие:

в экономике — расширение индустриальных техно­логий, основанных на использовании капитала и науч­ного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработка, торговля) и тре­тичного (услуги) секторов хозяйства, развитие рынков товаров, капиталов и труда;

в социальной сфере — ослабление прежних пред­писанных (аскриптивных) типов социальности и расши­рение сферы новых целерациональных связей, основан­ных на профессиональных или рыночных критериях, что сопровождается ростом социальной и профессиональной дифференциации, в особенности классовой и имущест­венной, разделением между производством, политической и общественной деятельностью, ростом урбанизации и вовлечением деревни в рыночные отношения с “боль­шим миром”;

в политической — образование централизованных национальных государств, в рамках которых формиру­ются различные социально-политические движения и группы, отстаивающие свои интересы;

в культурной — дифференциация духовных систем и ценностных ориентации, секуляризация и плюрализа-ция общественного сознания и образования, распростра­нение грамотности, формирование национальной культу­ры и языка, многообразие идеологических течений, раз­витие масс-медиа и систем коммуникации.

В духовной жизни получает признание ориентация на перемены (реформы) и отказ от прежних запретов на нововведения, от приверженности косным традициям. Однако перемены не охватывают всей совокупности соц-иокультурной регуляции, а признаются лишь в функци­онально необходимых сферах, связанных с новыми ожи­даниями. Важным изменением в духовной сфере стано­вится расширение секуляризации через рост автономно­сти хозяйственной и политической деятельности, расши­рение практических и целерациональных сфер деятель­ности, где определяющим критерием становятся не мо­ральные, духовные или эстетические соображения, а эф-фективость и практическая польза.

Важными параметрами этих изменений (которые мож­но измерить эмпирически), являются степень мобильно" сти населения, мера его участия в социальном и полити­ческом управлении, приобщенность различных социаль­ных групп к современной культуре. Модернизация ох­ватывает все более широкие слои населения, выводя их из прежних застойных форм быта и производства. Од­нако в структуре модернизационных процессов всегда происходит усиление предпринимательских слоев и раз­растание наемного труда, что и означает оформление классовой структуры общества.

В институциональном плане модернизация означает рост дифференциации институтов, принимающих на себя функцию регуляции новых форм деятельности. Все сфе­ры жизни, включая религиозную, приобретают большее разнообразие, нарушающее и ломающее прежние рамки.

В культурном плане особое значение имеют также и такие обстоятельства: этническая, религиозная, идейно-политическая и социально-культурная ситуации в стране или в конкретной территориальной общности; уровень, широта и доступность системы образования; степень раз­витости средств массовой информации; правовая регуля­ция отношений и т.д.

Принципиальное значение имеет и вопрос о том, ка­кие силы приводят в действие процесс модернизации:

происходит ли она в условиях прямого колониального подчинения или при сохранении государственной неза­висимости; вводится ли она “сверху”, действиями властей или же под влиянием каких-то социальных слоев и групп, созревших к освоению новых технологий и об­раза жизни.

На поверхностном уровне рассмотрения социальных процессов может возникать впечатление, что основой мо­дернизации является преобразование техники и техно­логии производства, перемены в экономических отноше­ниях, что должно вести за собой и перемены в поведении населения, а значит — и изменения в социальных отно­шениях, политике, праве, идеологии и культуре. Попытки такого порядка введения преобразований неизменно за­канчивались неудачей. Всякий процесс экономических преобразований должен быть обеспечен соответствующи­ми социальными и культурными основаниями. В соци­альном плане движущей силой модернизации выступают большей частью активные слои, занимающие как бы сто­роннюю, промежуточную позицию по отношению к преж­ним основным классам. Такими были буржуа по отно­шению к крестьянам, ремесленникам и феодалам в эпоху раннего промышленного переворота. Такую же роль иг­рали городские средние слои и технократы по отноше­нию к пролетариату и буржуазии в период развертыва­ния зрелого индустриального общества с массовым про­изводством. На новом этапе модернизации активную роль играет новый рабочий класс, состоящий из высоко­квалифицированных работников, массовые движения типа “зеленых” и т.п. Тем не менее успешная модерни­зация всегда отличалась “центризмом” как соединением модернизаторских слоев, органически выраставших из недр общества, с влиятельными частями других классов при “отсечении” крайних течений и достижении поло­жительного социального консенсуса.

Модернизация — процесс противоречивый. Она вклю­чает в себя борьбу старого и нового, разрушение и со­зидание, столкновение интересов различных социальных и политических сил, которые борются за получение на­ибольших выгод в новом социальном устроении или же просто за выживание. Эти противоречия усиливаются, накладываясь на разнородность социальной среды.

Основное исходное противоречие — наложение и столкновение крайне несходных типов социокультурного

устроения, которые мы уже рассматривали в гл. III, XI и XII. Общность и система взаимодействия, возникаю­щие на основе коммунитарных связей и оформляемые | акрализованными нормами, моральными ориентациями и смыслами, объединяющими ритуалами и авторитетами, утрачивают свое прежнее значение и сталкиваются с но­вым типом социальных отношений, основанных на товар­но-денежных связях . Прежние тотальные системы аск-риптивной социальности, в которой каждому индивиду было отведено определенное место, утрачивают свое прежнее значение, разрываются на различные фрагменты, происходит сложная “перетасовка” прежних отношений, а наряду с ними растущее значение приобретают новые, основанные на функциональных и достижительных кри­териях.

Как в социально-политическом плане, так и в духов­но-психологической жизни общества возникают самые разнородные тенденции. Процессы роста переплетаются i тенденциями застоя. Хотя значительные сферы обще­ственной жизни подчиняются новым принципам и целям, связанным с индустриализацией и коммерциализацией, :”то происходит во многом в уродливых формах разло­жения и крушения жизненных основ широких масс на­селения.

В идеологической сфере это столкновение порождает острую борьбу между “модернизаторами” и “консерваторами”, “реформаторами” и “реакционерами”, “запад­никами” и “национал-патриотами”, “либералами” и “фундаменталистами” и т.д. Но социокультурный ана­лиз выявляет наличие сложного переплетения различ­ных групп, тенденций и сил в обществе, которое принято называть многоукладным. Оно означает наличие, сосу­ществование и взаимодействие различных экономиче­ских, социальных, культурных компонентов, не сводимых в единую систему регуляции. Многоукладность приво­дит к значительной дробности общества, совмещающего i радиционные, современные и переходные элементы в са­мых разных сочетаниях и вариациях. Разнообразие хо­ля йственных структур раскалывает классы на многие страты, национально-этнические и конфессиональные факторы во многом перекрывают социально-экономические структуры, но и сами оказываются частичными, под­верженными новым политическим и экономическим ин­тересам.

Многоукладность — важная определяющая черта как социально-экономической, так и социокультурной жизни, что означает далеко идущее изменение всей системы ду­ховного производства.

Таким образом, основное противоречие, указанное выше, претворяется в тройное противостояние, проявля­ющееся постоянно, хотя и в разной степени.

I. Столкновение традиций и современности, т.е. меж­ду сложившимся в обществе достоянием, мало отвеча­ющим требованиям “вхождения в мировую цивилиза­цию”, обремененным устарелыми структурами, принци­пами и нормами, и новым, означающим открытие путей развития, оживление общественной жизни, устремлен­ность к переменам, освоение новых форм деятельности и мышления.

II. Столкновение между привносимой западными со-циокультурными и политическими принципами, приспо­собленными к развитой буржуазной цивилизации, и соб­ственным достоянием, обеспечивающим выживание ог­ромных масс населения. В этом измерении Запад пред­стает как носитель пагубного и разрушительного начала, а свое сложившееся национальное и религиозное досто­яние — как основа существования общества.

III. Столкновение между стремлением к переменам, без которых невозможно поддержать существование об­щества в мире современных международных отношений, и к стабильности, нарушение которой чревато резкими социальными потрясениями, срывами и откатами. Это и столкновение между прошлым, которое воспроизводит устоявшуюся структуру и нормы, и будущим, ведущим общество к неопределенным целям.

Варианты взаимодействия традиций и современ­ности. В ходе тех дискуссий, которые происходили в науке о “третьем мире”, выдвигались различные типы классификации происходящих в этих странах процессов. Суммируя разные точки зрения, высказанные российски­ми и зарубежными учеными, выделим три основных ва­рианта такого взаимодействия.