Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 102 из 121)

В этих условиях усиливается воздействие тех форм массового сознания, которые тщетно пыталась искоре­нить или подчинить своему влиянию религия: обраще­ние к магии, различного рода мнимым, исцеляющим, из­бавляющим, приносящим успех, счастье и здоровье аму­летам, заклинаниям и т.п. Распространяются колдовские и антиведовские культуры, возникают многочисленные секты, причудливо сочетающие элементы религии и фольклорные верования.

Характерной иллюстрацией адаптации может служить живучесть культа предков в африканских или азиатских обществах и его распространение на городские условия. Этот культ воспринимается как поддержание теплых и интимных связей между живыми и теми из умерших, которые наиболее дороги и близки живым. Предки че­ловечны и понимают проблемы живых, они могут руко­водить ими и защищать от опасностей, выступать совет­чиками и указывать жизненный путь. Подразумевается, что соблюдение их заветов и поддержание правильных отношений с ними обеспечит людям гарантию жизненной устойчивости и в новом образе жизни.

В более развитой культурной среде массовое сознание черпает объекты таких культов из высокой религии, вы­искивая в ней святых, мучеников и мудрецов, которые становятся советчиками, покровителями и защитниками живых.

Традиционное сознание оказывается мало защищен­ным от влияния демонстрационного эффекта, который оказывают новые товары и реклама. Снимаются прежние ограничения, и новые возможности воспринимаются как стимул к увеличению непосредственного потребления, способствующего повышению статуса и влияния первич­ной группы или индивида. Установка на накопление ма­териальных предпосылок производства остается чуждой. Однако тенденция к повышению своего статуса в рамках традиционной иерархии приводит к напряженной борьбе за расширение доступа к жизненным благам. Прежняя солидарность все больше опирается на потребление ма­териальных благ, созданных вне рамок традиционного производства.

Первым делом стараются извлечь пользу из этих тенденций прежние привилегированные группы — пле­менная верхушка, высшее духовенство, различные слои бюрократии. Демонстрационный эффект именно на них срабатывает в полную силу, создавая атмосферу погони за престижными формами потребления (модами, знани­ями, товарами, статусами), резко противостоящими об­разу жизни широких масс. Это оказывается в конечном счете разрушительным по отношению к обществу в це­лом.

Иногда синтез приобретает крайне уродливый харак­тер, порождая самые примитивные и жестокие формы .чксплуатации и репрессии по отношению к трудящимся низам. Еще в период вызревания американского капи­тализма произошло утверждение рабовладельческих по­рядков в плантационном хозяйстве южных штатов. Ко­лониальная модернизация во многих странах “третьего мира” привела к внедрению принудительного труда. “Сталинская индустриализация” в СССР основывалась в значительной степени на использовании труда заклю­ченных и различных формах закрепощения населения города и деревни.

Социальные разрезы культуры переходного об­щества. Дифференциация социальной жизни привела к росту разнообразия в культуре и общественном созна­нии стран Азии и Африки. В самом общем плане на массовом уровне можно выделить многообразные ценно­стно-культурные ориентации и образы жизни, связанные с существованием как укладных,так и межукладных со­циальных групп: традиционно-крестьянской, новой сель­ской, сильно дифференцированных городских слоев, бур­жуазных и буржуазно-бюрократических элементов и ин­теллигенции. Традиционные факторы по-разному сказы-наются на мироощущении этих слоев. Рабочему классу в силу его социально-экономического положения прису­щи недостаточная включенность в индустриальное про­изводство, незрелость и заметная привязанность к тра­диционным укладам жизни, что проявляется подчас во влиянии на него этнических, земляческих, конфессио­нальных привязанностей и мотиваций. Образованные и квалифицированные слои населения оказываются зача­стую в состоянии напряженной раздвоенности между но-ными ориентациями, привязанностью к достижениям За­пада и стремлением к утверждению национальной само­бытности своей страны, куда следует ограничить доступ своекорыстного Запада и его культуры, развращающей массы.

Но в особенно напряженной духовной ситуации в стране, вступившей на путь модернизации, оказывается интеллигенция. Именно интеллигенция является носите­лем способности к изменению присущей обществу системы ориентации, имеющихся в обществе знаний, исполь­зуемых в нем значений. Именно она привносит в обще­ство новое сознание, способствует пониманию новых за­дач, с которыми сталкивается общество в современном мире. Интеллигенция способна хотя бы в интеллектуаль­ном плане выходить за рамки повседневности и локаль­ных ситуаций и выявлять общие тенденции. Подвергая критике устаревшие порядки и социальные злоупотреб­ления, интеллигенция способствует выработке общенаци­онального сознания, формулирует принципы националь­ной самобытности и социальной справедливости, разра­батывает различные варианты идеологических учений.

Все это представляет огромное значение для выра­ботки самоориентации переходного общества. По этой причине многие представители интеллигенции склонны высоко оценивать свою миссию, активно участвуя в пол­итической и идеологической борьбе за независимость и национальное развитие.

Однако в сложных условиях модернизации положение интеллигенции оказывается крайне противоречивым и во многих отношениях ненадежным. Слабость социальных институтов культуры (в том числе образования) лишает интеллигенцию надежного положения в жизни. Успех ее деятельности зависит от достаточной обеспеченности ма­териальными и политическими ресурсами, которыми она не располагает и которые находятся в руках совсем иных слоев. Зависимость интеллигенции заставляет ее обслуживать потребности госбюрократии, традиционных лидеров или частного предпринимательства. В художе­ственной литературе азиатских или африканских стран, в которой интеллигенция дает выход своим настроениям, нередко получают выражение мотивы пессимизма и от­чаяния, вызываемого необходимостью “выбора между са­мооплакиванием и проституированием”.

Как мы видели в гл. XIII, другая важная проблема, стоящая перед национальной интеллигенцией,— самооп­ределение по отношению к Западу. С одной стороны, Запад остается “обетованной землей” высокой культуры или подлинной науки, богатства интеллектуальных и ху­дожественных течений. Но с другой — это дегуманизированное общество, ориентированное на наживу и по­требление, на подчинение остального мира своим моде­лям жизни. Такая дилемма приводила как к “утечке умов” из слаборазвитых стран на Запад, так и к резкому размежеванию с ним, превращению интеллигенции в активных носителей антизападной идеологии и участников национально-освободительной борьбы.

Модернизация и идеология

Как уже упоминалось, важное духовное изменение, происходящее в обществе, подвергающемся модерниза­ции, состоит в расширении сферы действия секулярных принципов социальной регуляции. Это означает ослаб­ление влияния религии на некоторые сферы социальной жизни, постепенную десакрализацию мира и рост влия­ния рационально-практических и нормативно-правовых принципов. Однако между собственно религиозным и рациональным подходами к действительности находит­ся важная сфера общественного сознания, занимаемая светской идеологией, которая приобретает все большее значение по мере ослабления прежних ортодоксальных форм веры и практики. В условиях этого переходного периода между религиозно-солидаристским и товарно-денежным типами регуляции происходит сложное взаи­модействие и духовных мотиваций, сопровождаемое как обогащением, так и обеднением духовной жизни, диф­ференциацией субкультур и поисками новых принци­пов интеграции. Нагрузка на идеологию увеличивается в силу того обстоятельства, что в этих условиях в об­ществе ослабевают прежние нормативно-ценностные системы, оказывающиеся в ряде отношений дисфункциональными, но еще не сложились прочные хозяйствен­ные связи и правовые системы. Как известно, в по­литическом плане важным средством регуляции и кон­солидации общества становится государство, приобрета­ющее зачастую авторитарный характер. Однако госу­дарство имеет свои ограничения, оно не может заменить нормативно-ценностные и смысловые системы, обеспе­чивающие нужную степень взаимодействия и коорди­нации.

В этих условиях идеология становится важным сред­ством регуляции ориентации и деятельности населения. Воздействуя на духовный мир человека, на сознание об­щественных групп и общества в целом, она по-своему “организует мир”, объясняет противоречивую действи­тельность и снимает эти противоречия, придавая смысл деятельности, направленной на определенные цели.

Конечно, формирование идеологии определяется как состоянием общества в целом, так и характером тех соц-иокультурных слоев и политических движений, которые складываются в обществе. Поэтому именно социологи­ческий анализ должен раскрыть реальное содержание тех построений, которые создаются идеологами различ­ных направлений. В общем плане в том многообразии идейных ориентации, которое складывается в обществе в условиях модернизации, следует выделить следующие основные направления: