Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 103 из 121)

1. Национализм различного типа, в котором находят отражение стремления различных слоев общества, этни­ческих и конфессиональных общностей к достижению консолидации и независимости. Эти цели могут выдви­гаться от имени сложившейся нации, стремящейся к ос­вобождению от иностранного господства, от имени боль­ших и малых этнических групп, ориентированных на на­циональное самоопределение, от имени культурно-исто­рической общности (пан-национальные движения), от имени государства (государственный национализм) или конфессиональных движений.

Хорошо известны противоречия национализма, кото­рый, с одной стороны, стремится к достижению реальной независимости и права самостоятельно пользоваться на­циональным достоянием, а с другой — нередко приводит к ограничению прав инонациональных частей населения, к соперничеству и конфликтам с другими национальны­ми общностями. Конфликты и войны — частый спутник националистического самоутверждения.

2. Социалистическая идеология в разных вариантах. Как мы видели, в доиндустриальных типах социальности преобладают различные формы коммунократических, солидаристских отношений, которые неизбежно вступают в противоречие с теми товарно-денежными принципами,

которые лишены значимой для населения нормативно-этической ориентации. Стремление отстоять присущие громадному большинству населения социальные связи и соответствующие им ценности, но вместе с тем привести их в соответствие с новыми типами деятельности выра­жается в произрастании различного рода социалистиче­ских идеологий и программ, которые на разных этапах выдвигались во всех странах, проходящих через этап мо-(срнизации.

3. Изменения в религиозной идеологии. С периода французской революции 1789 г. в общественной мысли стран Запада, а под ее влиянием и в других странах, нопрос о месте и роли религии в современном обществе подвергался интенсивному обсуждению. Многие просве­тители, а вслед за ними социальные реформаторы, рево­люционеры и социалисты полагали, что прогресс должен привести к изживанию религии как суммы нелепых ве­рований, устаревших предрассудков, средства обмана и манипуляции, отвлечения народа от реального участия в общественной жизни.

На протяжении XIX и XX вв. религия продолжала пользоваться широким влиянием, хотя содержание и структура этого влияния подверглись сильным измене­ниям. Как обычно, история религии как важная состав­ная часть культуры, разворачивается отнюдь не через “отмену” и “устранение”, а через постепенную эволю­цию, в которой прежнее достояние взаимодействует с но­вовведениями.

Необходимо вновь провести исходное разделение ре­лигиозных процессов на два основных типа, которое в основном совпадает с делением современного мира на “промышленно развитые” и “развивающиеся” страны. На ранних этапах промышленного развития и становле­ния капитализма христианство в его протестантской форме сыграло выдающуюся роль в духовном стимули­ровании накопления капитала и поддержании социаль­ной дисциплины. Оно послужило основой внутренней личностной ориентации активных участников становя­щихся рыночных отношений. В немалой степени это происходило еще и потому, что протестантизм примирял трудящихся с приниженным положением, создавая у них убеждение в “оправданности” складывающегося нера­венства, которое является результатом как собственных усилий человека,так и божественного произвола. Позд­нее к этому процессу присоединились и страны католи­ческой Европы, хотя здесь развитие происходило во мно­гом через приспосабливание структуры культа к новым социальным требованиям и при большей степени сохран­ности солидаристских отношений. Позднее повсюду в за­падном мире происходит постепенный, но упорный про­цесс секуляризации, заключающийся в растущем разде­лении светской и сакральной сфер, отстранении послед­ней от участия в регуляции экономической деятельности или же превращении этого участия в косвенное и опос­редованное. Католицизм отнюдь не выступает противни­ком капитализма, а содействует ему, осуществляя функ­ции морального руководства поведением верующих во внепроизводственной сфере. Впрочем, эта религия ведет также огромную работу через профсоюзы и систему со­циального обеспечения, сглаживая и примиряя интересы противостоящих классов.

Таким образом, для религии процесс секуляризации заключается прежде всего в “структурной перестройке” поведения верующих, его растущей дифференциации. Ре­лигия все больше уходила в сферу частной и личной жизни, хотя и оставаясь важным средством регуляции межгрупповых и национальных отношений.

Что же означает этот процесс для секулярных частей культуры? Как мы видели в главе об индустриальном обществе, основными средствами регуляции здесь стано­вятся светская мораль, гражданское право и художест­венная культура, через которые и осуществляется раз­ветвленное, детализированное и гибкое поддержание от­ношений и их адаптация к меняющимся условиям.

Религиозные процессы, протекающие в среде, которая подвергается модернизации и претерпевает сложную трансформацию, зачастую кардинально отличаются от тех, что описаны выше. Однако они отнюдь не однознач­ны. В обширной литературе по социокультурным аспек­там модернизации приводятся разные классификации, но можно считать вполне устоявшимся деление этих про­цессов на три основных варианта, имеющих различное

духовное содержание, социальную и политическую на­правленность:

а) консервативный традиционализм; б) реформатор-ство и в) радикальный фундаментализм. Конечно, такое деление условно и отражает состояние размытости, не­устойчивости основных социальных групп в переходный период общества в целом. Деление не охватывает и всех различий, существующих на уровне мировоззренческого и тем более массового сознания. Но оно дает возмож­ность выявить основные направления эволюции религи­озных идеологий, а следовательно, и их влияние на иде­ологическую борьбу.

Для современного религиозного сознания важной про­блемой является установление необходимого соответст­вия между традициями и современностью, между усвое­нием нового и доставшимся от прошлого наследием. В происходящих в религии процессах проявляется ее не­однозначность и многообразие. В ней постоянно взаимо­действуют и противоборствуют разные уровни и типы со­знания, разные ценностные ориентации.

Религиозный традиционализм. Ортодоксальный тра­диционализм связан с косными привилегированными слоями, стремящимися противостоять переменам, сохра­нить свои привилегии и замкнуть широкие народные массы в ограниченных рамках первичных групп, допол­няемых культурными связями. В ряде стран традицио­нализм активно используется и насаждается правящими кругами, которые хотели бы сдержать рост недовольства и активности населения.

Традиционализм неизменно отказывается признать реальность перемен. Изменения должны носить харак­тер только частичного улучшения прежних структур, усиливать прежние ориентации, которые сами по себе обладают абстрактной ценностью и лишь “небрежность” верующих не дает им возможности осуществиться. Тен­денция ортодоксии скорее отвергнуть изменения и но­вовведения, чем поставить под сомнение “священные принципы”, которые заключаются в сохранении прежних “внеземных” целей и представлений. Особую критику традиционалистов вызывают процессы атомизации чело­веческих отношений, распада привычных социальных ячеек и утраты значимости прежних форм поведения, в чем они усматривают угрозу существованию общества и его культуры. Социальные беды и конфликты традицио­налисты приписывают “духовному распаду”, т.е. забве­нию ортодоксальных норм и ценностей, а также отходу верующих от прежних религиозных структур.

Для современного традиционализма в высшей степени характерно, что он успешно уживается с технократиче­скими и бюрократическими методами управления обще­ством. Усиление влияния на официальную политику ре­лигиозных кругов превращает их в одну из фракций правящей бюрократии. Правительство вместе с клери­кальными кругами выступает против попыток демокра­тической реформации, усиливает религиозное воспитание населения, и особенно молодежи. На религию возлага­ется роль амортизатора между авторитарной властью и обществом. Религия выступает фактически дополнением того политического прагматизма, на который ориентиру­ются правящие круги. В официальной пропаганде вы­двигается лозунг “опоры на науку и религию”. Так ре­лигия становится средством контроля над массами, от­страненными от активного участия в общественной жиз­ни, компенсацией за несбывшиеся земные надежды, сред­ством религиозного спасения или освобождения от зем­ных тягот в потустороннем существовании. В этом виде она служит существенной частью правительственного ме­ханизма контроля над обществом.

Реформаторство стало важным направлением изме­нения содержания и структуры религии в восточных и африканских странах. Хотя оно, несомненно, отвечает интересам национальной буржуазии, его сторонниками стали широкие средние слои населения, прежде всего го­родского, деятельность которых подверглась значитель­ной степени модернизации. Поэтому это направление можно назвать модернизаторским.

В своем традиционном виде религия препятствует развитию капитализма, накладывая на него духовные ог­раничения. Такое значение имело, например, содержаще­еся в исламе (а вернее, в коранической традиции) за­прещение риба — взимания ссудного процента. Это была попытка религиозного ограничения функционирования

капитала в некапиталистических общественных структу­рах и подчинения его целям религиозного спасения ве­рующих. Несомненно, что в жизни этот запрет обходился нсевозможными способами. Иначе в средневековых му­сульманских странах не могли бы возникнуть развитые формы торгового капитала. Для французского исследо­вателя М.Родинсона это послужило основанием утверж­дать, что ислам не противоречил сам по себе развитию капитализма, что его предписания не сказывались фак­тически на торгово-предпринимательской деятельности. Но исторические процессы свидетельствуют о противном. Запрещение Кораном ссудного процента оказывало зна­чительное сдерживающее влияние на предприниматель­скую деятельность мусульман. Именно поэтому буржуа­зия активно выступала за реформированную религию, и прежде всего за отмену ограничений на функционирова­ние капитала.