Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 104 из 121)

Реформаторы ислама, буддизма, индуизма и, конечно, христианства в районах его распространения стремились дать религиозную санкцию практическим делам челове­ка. Это формулировалось как “поклонение Богу через использование его даров” земли и капитала. Дары дол­жны служить благородным целям: процветанию обще­ства и его совершенствованию. Все земные ресурсы и человеческие способности должны использоваться для прославления религии.

Реформаторский подход заключался прежде всего в установлении более активных отношений между челове­ком и божественным порядком. Вместо исчезающей ма­лой величины перед лицом абсолюта человек обретал способность проявлять свою волю и достигать постав­ленных целей. Поклонение Богу как высшей силе со­хранялось, но человек представал уже не как слепое орудие в руках Бога. Ему давалось право выбора, и он должен был сделать правильный выбор, стремясь к вы­полнению завета самосовершенствования. Отныне “ре­формированный” Бог действовал не сам, не как транс­цендентный субъект,а через посредство человека, через его волю, разум и действия.

Реформаторы настойчиво выделяют из прежнего со­става религии то, что может быть десакрализовано, т.е. то, что не связано непосредственно с Богом и не является сущностной чертой религии. Вероучение рассекается на более или менее важные сферы по степени значимости для веры или для земных дел. Преодоление фаталисти­ческих установок требует подчас далеко идущих изме­нений в духовном составе религии. Исламские реформа­торы обрушивались на “душевную атрофию”, навязанную таклидом (приверженностью косной традиции), и при­зывали к активной деятельности ради улучшения усло­вий существования человека. Таклиду противопоставля­ются иджма и иджтихад (способность человека к са­мостоятельному суждению) не только как средство вы­яснения рациональной значимости тех или иных поло­жений в исламе, но и как источник уверенности инди­вида в оправданности своих действий.

Такое изменение исходных принципов меняет и ряд других важных сторон религии. Пересматриваются “способы” взаимоотношения человека и Бога. Главное — внутренняя религиозность, и отныне сам человек может входить в отношения с Богом через разум, интуицию и через свою угодную Богу деятельность. Уменьшилась роль посредников между Богом и верующими: священ­ников, храмов, изображений, жертвоприношений, обряд­ности.

Важной переменой было и расширение роли рацио­нального познания в обосновании веры и поведения,что способствовало преодолению слепого принятия прежних догм и предписаний, пересмотру отношения к священ­ным текстам, расширению их толкований. В исламе это потребовало явного или подразумеваемого снижения ста­туса откровения, что повело к жестоким спорам о соот­ношении его с разумом. Проблема нередко решалась че­рез обращение к дуалистическому положению о двойст­венности истины (т.е. оправданности как науки, так и божественного откровения). Полномочия разума в рам­ках этого течения были ограничены задачей поддержа­ния веры в ее конечных основаниях.

Реформация проводится за счет уменьшения догмати­ческих и институциональных сторон религии в пользу ее интерпретации как комплекса этических норм, даю­щих основу для признания социальных комплексов по­

лезной деятельности. Задачей религии отныне станови­лось не утверждение незыблемости божественного пра­вопорядка, а моральное совершенствование человека и общества. В индуизме, например, закон космической дхармы становится носителем преимущественно этиче­ских принципов.

Усиление реформаторских идей связано с развитием новых форм деятельности, в которые вовлекались широ­кие группы населения. Не увиливание от неприятных или греховных обязанностей, а их выполнение ради об­щественной пользы — важный принцип реформаторства. Реформаторские тенденции выразились и в призывах от­менить запреты, сковывающие различные роды деятель­ности (например, в буддизме — запрет на прикасание к деньгам, который приходилось обходить весьма сложной казуистикой; запреты на убиение живых существ и т.п.). Проще и доступнее стало индивидуальное выполнение повседневных обрядов, смягчены ритуальные нормы, пе­ретолкован даже столь важный для буддистов принцип ненасилия, который теперь не должен распространяться на тех, кто угрожает существованию общества.

В период после достижения независимости реформа­торские тенденции снова набирают силу, питаясь расту­щим стремлением буржуазных слоев к обретению ори­ентации, соответствующей их интересам. Однако харак­терно, что Реформация по-прежнему охватывает лишь относительно узкую среду, а именно те группы населе­ния, которые вовлечены в новые отношения. Крупная буржуазия откровенно переходит на позиции буржуаз­ного прагматизма и утилитаризма, а мелкая, сталкиваясь с неустойчивостью своего положения, усваивает скорее ортодоксальные или фундаменталистские варианты ре­лигии.

Радикальный фундаментализм. В условиях социаль­ного кризиса в общественном сознании усиливается об­ращение к религиозному течению, часто называемому ра­дикальным фундаментализмом или возрожденческим, так как в нем провозглашается возрождение истинной рели­гии, в которой разрешены все социальные конфликты и воплощены идеи общего блага, единства и равенства. Од­нако на самом деле речь шла об оживлении лишь одного из религиозных вариантов, который в прошлом питал хи-лиастические (провозглашавшие веру в осуществление мистически понятого идеала справедливости до наступ­ления эсхатологического конца мира), мессианские (ве­рящие в Мессию — ниспосланного Богом Спасителя рода человеческого) и сектантские движения и который те­перь приобретает подчас огромную убеждающую силу.

Отвергая реформаторские призывы приспособить ре­лигию к требованиям современности, сторонники рели­гиозного возрождения настаивают на том, что мир дол­жен подняться до высоты религиозных принципов, про­возглашенных много веков назад и до сих пор остав­шихся непонятыми или неосуществленными.

В рамках возрожденческих течений блистательные изображения “золотого века” снова становятся образ­цами общественного устройства. В исламе это период правления четырех праведных халифов и спутников Пророка, в индуизме — время создания ранних Вед, в буддизме — период существования ранних буддистских государств, особенно в правление царя Ашоки. Пред­полагается, что необходимо лишь вернуться к этим об­разцам, преодолев заблуждения, привнесенные своеко­рыстием привилегированных классов и властей, а также косного духовенства, отошедшего от первоначального идеала. Вину за упадок общества идеологи фундамен-тализма большей частью возлагают на династии, кото­рые своевольно нарушали сакральные законы и тем са­мым подрывали общественные устои.

В рамках таких течений духовные лидеры нередко предпринимают далеко идущие попытки пересмотреть всю историю своих народов, преподнести ее как посто­янную борьбу за осуществление изначальных принципов своей религии. Ислам, буддизм и индуизм преподносятся как важнейшее достояние общества, а сущность истории как охрана этого достояния от проникновения западных идей и возникновения пагубных отступлений от религии. Гораздо интенсивнее, чем в реформаторских направлени­ях, фундаментализм выступает с критикой буржуазного Запада, превращая ее в критику Запада вообще, проти­вопоставляя собственное вероучение его духовному и моральному распаду, чтобы вместе с его религией и куль­

турой можно было бы отвергнуть и чуждые социально-экономические принципы.

Социальное кредо таких течений — всемогущество веры, демократия и справедливость. Демократия и спра­ведливость трактуются как утверждение равенства и ус­транение крайностей богатства и бедности, как избавле­ние от эксплуатации и обеспечение всем доступа к сред­ствам существования. Эти принципы имеют громадную убеждающую силу, привлекая широкие массы, поднимая их на активную борьбу против социального и нацио­нального угнетения. Именно эта способность привлечь массы делает и поныне возрожденчество влиятельной идейной и политической силой, важным средством фор­мирования широких движений против культурной экс­пансии Запада.

В качестве примера такого движения, характерного для недавнего прошлого, можно привести гандизм. Та струя, которую внес в развитие индийского националь­но-освободительного движения М.Ганди, способствовала объединению в нем различных слоев населения, превра­щению его в подлинно массовое. Он призывал участни­ков движения к моральной стойкости, готовности прине­сти себя в жертву ради свободы народа. Ганди сумел в полной мере мобилизовать ту моральную готовность, тот гнев и протест, которые накопились в индийском народе.

Весьма приспособлен к восприятию тенденций оказал­ся ислам с его разработанным учением о воплощении справедливого общества (исламского государства) на земле, а также сильным влиянием общезначимых духов­ных принципов, выраженных в Коране и в Предании. 06 этом свидетельствует и роль ислама в антимонархи­ческой революции в Иране (1979 г.).

Значительный размах получило возрожденческое те­чение в буддизме, охватившее не только страны, где он признан, но и перекинувшееся в его прародину Индию. В Индии необуддизм влиял прежде всего на членов ни­зших каст, привлеченных содержащимися в этом учении идеалами социальной справедливости и равенства. Нео­буддизм усилил критику монашеских порядков во имя того, чтобы сангха (монастырская община) вернулась к подлинным заветам буддизма и взяла на себя задачу исправления социальных порядков. Фундаменталистские варианты религии дают массовому сознанию новые, ду­ховные ориентации в условиях ломки прежних жизнен­ных устоев.