Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 105 из 121)

Выделяют следующие черты соответствия фундамен-талистских ориентации потребностям масс:

1. Нормы группового солидаризма не отвергаются, а расширяются до рамок единства всех членов религиоз­ной (конфессиональной) общины, сплоченной совмест­ным участием не только в ритуализованных религиоз­ных действиях (молитва, паломничество), но и в общем политическом деле.

2. Выдвигается требование уравнивания членов кон­фессиональной общины. Этому способствуют совместные коллективные действия с участием представителей всех слоев общества. При этом всячески подчеркивается единство высших чинов и простого народа, их взаимная близость и т.д. Большую нагрузку в утверждении прин­ципов эгалитаризма несут меры по перераспределению богатства через налоги на собственность, пожертвования, отказ от взимания процентов, устранение престижной и показной роскоши и т.д.

3. В отношении к жизненным благам фундаментализм сохраняет установку на непосредственное потребление, во многом ограничивая и осуждая накопительские тен­денции (в том числе и чрезмерную частную собствен­ность). Выдвигается принцип, что цель экономики не процветание и развитие, а сближение человека с Богом. В гармоничном обществе должно поддерживаться посто­янное равновесие между экономическими достижениями и моралью.

4. Фундаментализм реализует оппозиционные уста­новки массового сознания в требованиях создания спра­ведливой власти, которая не должна иметь собственных корыстных интересов, отделенных от интересов народа. Олицетворением такой власти обычно становится хариз-матическая личность, наделяемая особыми свойствами и способностью к выражению общенародных интересов. Вместе с тем необходим и непреложный Закон, имеющий божественное происхождение и не подвластный челове­ческому произволу.

5. Опираясь на установки массового сознания, рели­гиозный фундаментализм выдвигает жесткую моральную программу прав и обязанностей для всех членов общно­сти. В соответствии с установкой, отрицающей духовную .•начимость индивида, фундаментализм прибегает не только к моральной критике грешника, но и к физиче­ским наказаниям за совершение антисоциального про­ступка (побиение камнями, отрубание руки и т.д.).

6. Уравнительские тенденции массового сознания на­ходят выражение также в призывах к устранению раз­рыва в потреблении, снижению уровня профессиональ­ной и культурной дифференциации, они ведут к попыт­кам избавиться от научных элементов в общественном сознании, от научно-технических достижений и упро­стить культурную жизнь.

7. Существующая в массовом сознании дилемма меж­ду солидарностью и накоплением превращается в фун-даменталистской идеологии в широкомасштабное проти­востояние морального Духа и пагубной Материи. Носи­телем духовности становится та или иная религия, а воп­лощением злонамеренной материальности — капитализм. Моралистическая критика капитализма сопровождается противопоставлением ему принципов духовного совер­шенствования общества.

8. Очевидная для массового сознания связь между пагубными последствиями модернизации с Западом дает фундаментализму сильный антизападный импульс. Од­нако столь же сильное неприятие вызывает и “безбож­ный коммунизм. Поэтому фундаменталистские течения ревностно стремятся к искоренению видимого присутст­вия Запада в жизни членов конфессиональной общины и большинства населения общества.

9. Все эти особенности создают высокую степень двой­ственности и противоречивости процессам, связанным с ростом фундаментализма. Он активизирует участие масс как в общественно-политической, так и хозяйственной де­ятельности во имя достижения высоких, освященных ре­лигией целей. Он способствует реинтеграции общества на основе общих религиозных принципов, но вместе с тем он закрывает обществу перспективы конструктивной трансформации, подрывает стремление к освоению новейших достижений мировой цивилизации, а тем самым ско­вывает динамику общества. Приверженность к общере­лигиозным принципам регуляции препятствует диффе­ренциации общественной жизни и сознания, формирова­нию в них автономных сфер рациональности и новых социальных институтов.

Глава XV. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Основные темы. Этнические, природные и исторические истоки культурного разнообразия России. Восточные и за­падные этнокультурные связи. Территориальные и климати­ческие воздействия на становление менталитета русской куль­туры. Многообразие ценностного строя менталитета русской культуры и противоречия этнического локализма.

Православие в структуре духовной жизни. Нравственное и эстетическое значение православия. Нейтральное отношение православия к хозяйственно-практической жизни. Роль пра­вославия в укреплении авторитета российского государства. Подчиненное положение православия в структуре властных и административных связей. Застойность православного канона.

Противоречия русской культуры. Споры о “русской идее” и несводимость русской культуры к одному из идеологических вариантов. Бердяев о противоречиях русской культуры. Пре­рывистость исторического развития и противоречивость куль­турного достояния. Двойственность ценностного строя русской культуры. Сложилось ли в русской культуре ценностно-смыс­ловое ядро?

Поликонфессиональность Российской империи.

Противоречия модернизации.

Государство в социокультурной структуре России, его формообразующие, интегрирующие и регулирующие функции. Основные черты политической культуры России: принятие властного авторитаризма как гаранта общественного порядка и вместе с тем постоянная оппозиция к самовластию и стрем­ление к свободному волеизъявлению.

Российская интеллигенция и культура. Интеллигенция как основной носитель секулярно-просветительских механиз­мов в русской культуре. Либеральное, революционно-демокра­

тическое направления в деятельности интеллигенции. Роль ин­теллигенции в формировании “срединной культуры”. Размах оппозиционных течений среди интеллигенции. Раскол среди интеллигенции как проявление антиномичности русской куль­туры и инверсионного характера общественной динамики.

Циклический характер перемен в политической и куль­турной жизни России. Инверсионные явления в российской истории.

Социокультурное размежевание и революция. Русская ре­волюция как феномен культуры, как проявление присущих ей полярных противоположностей. Роль культурных факторов в подготовке и осуществлении русской революции. Раскол куль­туры и образование “двух культур”.

Социокультурное формирование советского общества. Распад государственной системы и цивилизованных основ об­щественной жизни. Восстановление централизованного авто­ритарного государства, опирающегося на насилие и политико-идеологическую систему управления обществом. Ленинская установка на соединение “победоносной” пролетарской рево­люции с достижениями буржуазной культуры. Репрессивно-манипуляторская система сталинизма. Культурно-идеологиче­ские принципы тоталитарного режима. Гонения на интелли­генцию и система “формирования нового человека”. Форми­рование официальной культуры из дореволюционного достоя­ния и социалистической культуры.

Советская система как цивилизация. Социокультурное со­держание общества. Мифологические черты “культа вождя”. Превращение марксизма-ленинизма в квазирелигиозное учение универсалистской ориентации. Причины принятия социализма и его глобальное распространение. Сакрализация учения “ос­новоположников”. Система идеологической обработки населе­ния. Роль партии как института регуляции духовной жизни. Идейные и культурные стороны партийной системы.

Ценностные принципы социализма: ограничение товарно-денежных отношений, частной собственности и частного пред­принимательства, сферы формального права и свободы лично­сти в пользу коллективистских и уравнительных отношений, регулируемых партийно-бюрократическим механизмом, вытес­нение христианства и других религий в пользу “научного ате­изма”. Культурные источники идейного утопизма, утопия и реальность социалистического общества.

Регуляция межнациональных отношений. Поощрение “рас­цвета национальных культур” под идейно-политическим кон­тролем партии и административной системы. Унификация всех больших и малых народностей в “единый советский народ”. Достижения культурной политики советской власти и ее противоречия.

Социокультурная струкрура советского общества. Роль идеологии и партийной регуляции. Социокультурные противо­речия социалистической системы; тотальная унификация и об­ременительная унификация при блокировании потенций разви­тия. Издержки государственно-партийной регуляции культур­ной жизни. Раздвоение духовной жизни на официальную и оппозиционную. Массовое распространение двойной морали и лицедейства. Причины и характеристика застоя в культурной жизни.

Социокультурные перспективы. Плюрализм социокультур-ных процессов и поиски путей устроения общества. Культур­ные аспекты модернизации: имитация Запада или поиски соб­ственного пути? Проблема обустройства России. Роль культуры в обеспечении социальной дифференциации и формировании нации.