Выделяют следующие черты соответствия фундамен-талистских ориентации потребностям масс:
1. Нормы группового солидаризма не отвергаются, а расширяются до рамок единства всех членов религиозной (конфессиональной) общины, сплоченной совместным участием не только в ритуализованных религиозных действиях (молитва, паломничество), но и в общем политическом деле.
2. Выдвигается требование уравнивания членов конфессиональной общины. Этому способствуют совместные коллективные действия с участием представителей всех слоев общества. При этом всячески подчеркивается единство высших чинов и простого народа, их взаимная близость и т.д. Большую нагрузку в утверждении принципов эгалитаризма несут меры по перераспределению богатства через налоги на собственность, пожертвования, отказ от взимания процентов, устранение престижной и показной роскоши и т.д.
3. В отношении к жизненным благам фундаментализм сохраняет установку на непосредственное потребление, во многом ограничивая и осуждая накопительские тенденции (в том числе и чрезмерную частную собственность). Выдвигается принцип, что цель экономики не процветание и развитие, а сближение человека с Богом. В гармоничном обществе должно поддерживаться постоянное равновесие между экономическими достижениями и моралью.
4. Фундаментализм реализует оппозиционные установки массового сознания в требованиях создания справедливой власти, которая не должна иметь собственных корыстных интересов, отделенных от интересов народа. Олицетворением такой власти обычно становится хариз-матическая личность, наделяемая особыми свойствами и способностью к выражению общенародных интересов. Вместе с тем необходим и непреложный Закон, имеющий божественное происхождение и не подвластный человеческому произволу.
5. Опираясь на установки массового сознания, религиозный фундаментализм выдвигает жесткую моральную программу прав и обязанностей для всех членов общности. В соответствии с установкой, отрицающей духовную .•начимость индивида, фундаментализм прибегает не только к моральной критике грешника, но и к физическим наказаниям за совершение антисоциального проступка (побиение камнями, отрубание руки и т.д.).
6. Уравнительские тенденции массового сознания находят выражение также в призывах к устранению разрыва в потреблении, снижению уровня профессиональной и культурной дифференциации, они ведут к попыткам избавиться от научных элементов в общественном сознании, от научно-технических достижений и упростить культурную жизнь.
7. Существующая в массовом сознании дилемма между солидарностью и накоплением превращается в фун-даменталистской идеологии в широкомасштабное противостояние морального Духа и пагубной Материи. Носителем духовности становится та или иная религия, а воплощением злонамеренной материальности — капитализм. Моралистическая критика капитализма сопровождается противопоставлением ему принципов духовного совершенствования общества.
8. Очевидная для массового сознания связь между пагубными последствиями модернизации с Западом дает фундаментализму сильный антизападный импульс. Однако столь же сильное неприятие вызывает и “безбожный коммунизм. Поэтому фундаменталистские течения ревностно стремятся к искоренению видимого присутствия Запада в жизни членов конфессиональной общины и большинства населения общества.
9. Все эти особенности создают высокую степень двойственности и противоречивости процессам, связанным с ростом фундаментализма. Он активизирует участие масс как в общественно-политической, так и хозяйственной деятельности во имя достижения высоких, освященных религией целей. Он способствует реинтеграции общества на основе общих религиозных принципов, но вместе с тем он закрывает обществу перспективы конструктивной трансформации, подрывает стремление к освоению новейших достижений мировой цивилизации, а тем самым сковывает динамику общества. Приверженность к общерелигиозным принципам регуляции препятствует дифференциации общественной жизни и сознания, формированию в них автономных сфер рациональности и новых социальных институтов.
Глава XV. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Основные темы. Этнические, природные и исторические истоки культурного разнообразия России. Восточные и западные этнокультурные связи. Территориальные и климатические воздействия на становление менталитета русской культуры. Многообразие ценностного строя менталитета русской культуры и противоречия этнического локализма.
Православие в структуре духовной жизни. Нравственное и эстетическое значение православия. Нейтральное отношение православия к хозяйственно-практической жизни. Роль православия в укреплении авторитета российского государства. Подчиненное положение православия в структуре властных и административных связей. Застойность православного канона.
Противоречия русской культуры. Споры о “русской идее” и несводимость русской культуры к одному из идеологических вариантов. Бердяев о противоречиях русской культуры. Прерывистость исторического развития и противоречивость культурного достояния. Двойственность ценностного строя русской культуры. Сложилось ли в русской культуре ценностно-смысловое ядро?
Поликонфессиональность Российской империи.
Противоречия модернизации.
Государство в социокультурной структуре России, его формообразующие, интегрирующие и регулирующие функции. Основные черты политической культуры России: принятие властного авторитаризма как гаранта общественного порядка и вместе с тем постоянная оппозиция к самовластию и стремление к свободному волеизъявлению.
Российская интеллигенция и культура. Интеллигенция как основной носитель секулярно-просветительских механизмов в русской культуре. Либеральное, революционно-демокра
тическое направления в деятельности интеллигенции. Роль интеллигенции в формировании “срединной культуры”. Размах оппозиционных течений среди интеллигенции. Раскол среди интеллигенции как проявление антиномичности русской культуры и инверсионного характера общественной динамики.
Циклический характер перемен в политической и культурной жизни России. Инверсионные явления в российской истории.
Социокультурное размежевание и революция. Русская революция как феномен культуры, как проявление присущих ей полярных противоположностей. Роль культурных факторов в подготовке и осуществлении русской революции. Раскол культуры и образование “двух культур”.
Социокультурное формирование советского общества. Распад государственной системы и цивилизованных основ общественной жизни. Восстановление централизованного авторитарного государства, опирающегося на насилие и политико-идеологическую систему управления обществом. Ленинская установка на соединение “победоносной” пролетарской революции с достижениями буржуазной культуры. Репрессивно-манипуляторская система сталинизма. Культурно-идеологические принципы тоталитарного режима. Гонения на интеллигенцию и система “формирования нового человека”. Формирование официальной культуры из дореволюционного достояния и социалистической культуры.
Советская система как цивилизация. Социокультурное содержание общества. Мифологические черты “культа вождя”. Превращение марксизма-ленинизма в квазирелигиозное учение универсалистской ориентации. Причины принятия социализма и его глобальное распространение. Сакрализация учения “основоположников”. Система идеологической обработки населения. Роль партии как института регуляции духовной жизни. Идейные и культурные стороны партийной системы.
Ценностные принципы социализма: ограничение товарно-денежных отношений, частной собственности и частного предпринимательства, сферы формального права и свободы личности в пользу коллективистских и уравнительных отношений, регулируемых партийно-бюрократическим механизмом, вытеснение христианства и других религий в пользу “научного атеизма”. Культурные источники идейного утопизма, утопия и реальность социалистического общества.
Регуляция межнациональных отношений. Поощрение “расцвета национальных культур” под идейно-политическим контролем партии и административной системы. Унификация всех больших и малых народностей в “единый советский народ”. Достижения культурной политики советской власти и ее противоречия.
Социокультурная струкрура советского общества. Роль идеологии и партийной регуляции. Социокультурные противоречия социалистической системы; тотальная унификация и обременительная унификация при блокировании потенций развития. Издержки государственно-партийной регуляции культурной жизни. Раздвоение духовной жизни на официальную и оппозиционную. Массовое распространение двойной морали и лицедейства. Причины и характеристика застоя в культурной жизни.
Социокультурные перспективы. Плюрализм социокультур-ных процессов и поиски путей устроения общества. Культурные аспекты модернизации: имитация Запада или поиски собственного пути? Проблема обустройства России. Роль культуры в обеспечении социальной дифференциации и формировании нации.