Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 110 из 121)

Социокультурное формирование советского общества

Как в политико-экономическом, так и в социокуль-турном отношении коммунистический режим уже после победы в гражданской войне в полной мере столкнулся с жестким выбором: либо допустить в той или иной сте­пени частную собственность, хозяйственную многоуклад-ность и капиталистическое производство, а значит, и эле­менты плюрализма в политической и духовной жизни, либо создать новую тотальную систему регуляции. Крат­кий период НЭПа был отмечен продолжающейся конф­ронтацией двух общественных сил и “двух культур”. Однако допущение культурного (в том числе научного и художественного) плюрализма, даже в рамках полити­ческой диктатуры коммунистической партии и идеологи­ческой монополии российского марксизма (Плеханов, Ленин и некоторые из его сподвижников) и постоянного директивного и организационного вмешательства комму­нистической партии в культурную деятельность, породи­ло в 20-х гг. разнообразную и интенсивную духовную жизнь. Ленинский вариант культурной революции как этапа, следующего за победой в политической борьбе,

был направлен на длительную, рассчитанную на десяти­летия, работу по внедрению “культурности” в широкие массы. Это предполагало широкую просветительскую ра­боту, ликвидацию неграмотности, развитие начального обучения, распространение научных и технических зна­ний, создание “новой” интеллигенции.

Важнейшая задача состояла во внедрении в массы простейших навыков культуры труда и “социалистиче­ского” образа жизни, но общая цель ленинской програм­мы представала как соединение “победоносной пролетар­ской революции с буржуазной культурой”. Характерно, что именно западная буржуазная культура в ранний пе­риод признавалась официально более приемлемой как носительница научно-технического прогресса, а до опре­деленных пределов и воплощением демократических тенденций, очагом передовой общественной мысли, вер­шиной и завершением которой был марксизм. Поэтому в 20-х гг. существовало терпимое отношение к авангар­дному искусству Запада, зачастую выступавшему как от­рицание “буржуазности”. Особенно активная борьба ве­лась против религии, превратившаяся в интенсивную официальную кампанию по насаждению атеизма. Одна­ко, по существу, атеизм стал превращаться в новую ква­зирелигию, основанную на идее “исторической необхо­димости” как Сверхзакона, управляющего движением природы, общества и человека. Задача индивида, соглас­но “научному коммунизму”, заключается в том, чтобы понять эту необходимость и через свою деятельность подключиться к ее реализации, конечной целью которой было создание “гармоничного общества”, в котором ин­дивид сливался с обществом.

С 30-х гг. происходит решительный официальный по­ворот культурной политики в сторону конфронтации с “капиталистическим окружением” и “построения социа­лизма в отдельно взятой стране” на основе внутренних сил. Формируется “железный занавес”, отделяющий об­щество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры ста­новится формирование “социалистической культуры”, предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к различным слоям населения, особенно интел­лигенции, и установление жесткого тоталитарного режи­ма. Во всех сферах жизни общества были проведены кампании “чисток”, в результате которых на производ­стве, в органах управления,системе образования,в науч­но-исследовательских учреждениях были изгнаны и под­верглись репрессиям множество людей, заподозренных в “отходе от правильной линии”. В культурной жизни проводился жесткий “классовый”, а по существу “пар­тийно-директивный” отбор допустимых и рекомендуе­мых произведений. Был взят курс на подрыв и уничто­жение русской крестьянской и национально-патриотиче­ской культуры. Такая же политика осуществлялась и в национальных республиках.

Важнейшим идейным и организационным инструмен­том устранения социальных противоречий из социальной и культурной жизни стал принцип классовой борьбы. Этот принцип утверждался всей системой идеологии и партийной пропаганды как “объективно-исторический” и в соответствии с ним переосмыслялась вся мировая ис­тория и жизнь советского общества. Классовый подход означал изъятие из духовного обращения (нередко с ре­прессивными “оргвыводами”) идей, представлений, цен­ностей, расходящихся с официально признанными и ут­вержденными в масштабах всего общества. Это означало зачастую нагнетание атмосферы “политической бдитель­ности”, подозрительности, а также поиск “внутренних врагов”, “беспощадную критику буржуазной идеологии”.

В конце 30-х гг. эти установки привели к включению механизма “большого террора”, в ходе которого офици­альные институты культуры приобрели репрессивные и карательные функции и были превращены в средство насаждения единомыслия и беспрекословного повинове­ния воле высшего руководства.

Но после осуществления этих негативных предпосы­лок “культурной революции” и наряду с ними выдви­гались и задачи “культурного строительства” для сози­дания принципиально иного строя, меняющего все изме­рения народного бытия.

Советская система как цивилизация

Цивилизационный анализ советского общества во многом затемнен обстоятельствами генезиса его духов­ной основы — марксизма. Народившись в типично евро­пейских условиях, марксистское учение неизменно рас­сматривалось его приверженцами как конечное духовное достижение наивысшей всеобщности, но уже отжившей западной цивилизации капитализма, которая должна быть превзойдена обществом нового типа. Отсчет всей истории марксизма шел, начиная с его европейского за­рождения. Однако в переходе с Запада на Восток мар­ксизм перестал быть идейно-критическим коррелятом за­падной цивилизации, отражением ее способности к ус­тойчивой — и плюралистической — саморегуляции. Про­веденный через ленинскую интерпретацию, марксизм стал духовным стержнем антизападной цивилизационной системы. Конечно, коммунизм был не только русским явлением. В 40—60-х гг. он распространился на различ­ные страны всех континентов земного шара. Тем не ме­нее Россия стала стержнем и ядром той мировой систе­мы, которая стремилась к утверждению коммунизма. По словам Н.Бердяева, “коммунизм оказался неотвратимой судьбой России”*. Опираясь на Н.Бердяева, полагаем возможным выделить следующие общие принципы и цен­ности, создающие облик коммунизма как цивилизации:

устранение экономических отношений, основанных на рынке и частной собственности (капитализм) и их за­мещение коммунистическими отношениями (социализм);

устранение права как сферы, независимой от полити­ки и идеологии в пользу “власти советов”;

устранение содержательного присутствия западной культуры с ее принципами личностного развития, свобод­ной инициативы, личной ответственности, плюрализма и дифференциации различных сфер жизни в пользу кол­лективизма и целостной организации жизни;

вытеснение христианства и других религий, основан­ных на теистических принципах и отношении человека

* Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма.— М., 1990.— С.93.

к Богу, в пользу деперсонализованной атеистической веры во всеобщий исторический процесс (или историче­скую необходимость), обеспечивающий неизбежность коллективного спасения для избранного народа — рабо­чего класса, организуемого и направляемого коммунисти­ческой партией.

Устранение теистических религий в пользу “научного атеизма” вело фактически к отказу от идеи и символики личного Бога. Взамен утверждалась вера в трансценден­тный деперсонифицированный Сверхзакон, управляющий судьбами человека, общества и природы. Европейская и прежняя русская культуры продолжали присутствовать, но подвергались жесткой идеологической реинтерпрета-ции, локализовавшей ее во времени и пространстве через принцип “историзма”. Заимствовались идеи и образы ан­тичной, ренессансной или классической культуры Европы как идеального воплощения красоты, любви, мужества, гармонии при затушевывании трагических мотивов этой культуры или их списании за счет социальных конфлик­тов. Трагические или критические сюжеты отводились на долю “предысторического” прошлого или “неразви­тости общества”, еще не включенного в прогрессивное движение.

В национальной сфере перспектива состояла в унифи­кации всех больших и малых народностей в “единый со­ветский народ”. Этнические различия допускались лишь во второстепенных сферах: народное искусство, фольклор, промыслы, одежда, еда, форма быта. Тот же курс прово­дился и в отношении социальных и территориальных суб­культур, подчиненных унифицирующему воздействию иде­ологии, школы, художественной культуры соцреализма, масс-медиа и т.д. Особенное значение придавалось уни­фикации языкового общения на основе “генерализованно-го” русского языка.

В результате советская система в своих смыслах и ценностях воспроизводилась как прежде всего универса-лизованное (а не локальное), незападное и даже антиза­падное образование. “Идейная непримиримость” и про­тивостояние утверждались даже тогда, когда уже были признаны, казалось бы, принципы мирного сосуществова­ния и даже сотрудничества.