Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 111 из 121)

Конечно, отличительной чертой советской системы была ориентация на всемерное развитие материального производства, чтобы “догнать и перегнать” наиболее раз­витые страны. Для всей официальной культуры совет­ского общества была характерна установка на то, что “главное — это материальное производство”, дополняв­шаяся лозунгами “Техника решает все”, “Кадры решают все”. Это находило воплощение в “пятилетних планах”, в которых подавляющее место отводилось отчетам и планам о росте тяжелой промышленности. Однако хо­рошо известно, что это производство было направлено не на удовлетворение человеческих потребностей, а во многом на утверждение того антизападного (“антибур­жуазного”) типа социальности, в котором исключались рыночные отношения, опосредованные капиталом, и ут­верждался “социалистический коллективизм”. Другой задачей этого производства было “отстаивание завоева­ний социализма”, что и привело к наращиванию гиган­тского военного комплекса и огромным “престижным” тратам, самосохранению властной системы и т.д.

Таким образом, коммунизм в советской России пред­стает как грандиозная попытка преодоления тех циви-лизационных разрывов, которые донимали эту огромную страну на протяжении веков:

природно-языческое начало провозглашалось первич­ным в “материалистической философии” для того, чтобы устранить как “иллюзии” и “предрассудки” всех прежних форм религиозности и создать культ производства, подчи­нив его сверхсоциальному и сверхличностному принципу “общей справедливости”. Материализм тем самым избав­лялся от “буржуазности”, от привязанности к благососто­янию, вещизму и приобретал внеличностное содержание;

— обретение свободы состоит в “признании необходи­мости” и самоотверженном подчинении деятельности чело­века сверхпрограмме, воплощающей такую необходимость;

— государство воплощает в себе осознанную общест­венную необходимость и укрепляется в ожидании перио­да, когда оно “постепенно отомрет”;

— конечное спасение должно наступить в скором бу­дущем, когда “наступит коммунизм”, и ради этого можно принять все текущие ограничения;

— отменяются, изживаются или ослабляются все ог­раниченные, локальные формы бытия — семейные, пла­новые, территориальные, национальные, религиозные — в пользу “интернационализма”, объединяющего всех “тру­дящихся” на классовой основе.

Интенсивная идеологическая обработка широких сло­ев населения в сочетании с массированным соцреализ­мом в художественной культуре должна была быстрыми темпами стереть существенные различия между нацио­нальными группами, сведя эти различия к “форме” с единым содержанием.

Структура советской социокультурной жизни склады­валась по принципам, присущим внезападным цивилиза­циям. Как и водится, в ее основе было три компонента:

а) сакрализованные фигуры Учителя и Основателя (Ос­новоположника); б) сакрализованное учение,сопровожда­емое огромными комментариями, интерпретацией, догмати­кой, чтобы связать с ним мировоззрение общества и ос­новные сферы духовной регуляции; в) партия как инсти­тут, выступающий организатором и вдохновителем всей идеологической жизни, а через нее подчиняющий себе в той или иной степени функционирование других сфер.

Эта основа держала на себе всеобъемлющую систему духовного производства, утверждающую единообразную культуру и не только в мирвоззрении, но и в образе жизни, языке, нормах поведения, желательных ценностях и перспективных идеалах. Все это воплощалось в круп­номасштабной системе идеологического воспитания, обра­зования, культуры соцреализма, насаждалось через мас­совую культуру.

На высшем уровне идейного сознания потребности формируемой цивилизации связывались с “борьбой за новое, передовое”, отвечающее непреложной историче­ской необходимости. На массовом уровне эти наличные принципы приобретали неизбежно персонифицирован­ный вид, связывались с вождем, как подлинным вырази­телем этого начала. В этом и состоит “тайна” столь губительного культа, в котором земной, злобный и жес­токий или же никчемный и неспособный вождь возво­дился почти до уровня космического всезнания и все­могущества. От него шел прямой канал веры в “правое

дело” партии, а от нее — к онтологическому сверхприн­ципу, принадлежность к которому вызволяла обездолен­ных из тьмы небытия. Все духовное пространство обще­ства было обставлено предметными воплощениями этого спасения как надличностной реальности, придающей смысл каждой индивидуальной жизни: музеи, лозунги, символы, ритуалы, издания классиков марксизма-лени­низма, обязательная партийная литература, специальная агитационная массовая культура и т.д.

Всякая культурная жизнь приводилась в соответствие с догматами марксизма-ленинизма и культом вождя. Изымались все направления и произведения, которые могли восприниматься как идущие вразрез с официаль­ной идеологией и культом. Первое, наиболее почетное место в издании книг, кинематографии, драматургии, жи­вописи не только в пропагандистской, но и в художест­венной культуре, отводилось идеям и символике офици­ального культа. Как “современная обстановка”, так и история подлежали соответствующей интерпретации, фальсификации и переписыванию для приведения их в соответствие с принципами идеологии. Важной частью тоталитарной культуры была политическая мифология, ведущими темами которой были “строительство социа­лизма”, “единство партии и народа”,“капитализм — от­живший и обреченный строй”, “Слава КПСС!” и т.д.

Идеология, оторванная от действительности, превра­щалась в средство официальной идеализации жизни. Ре­альность подлежала не объективному осмыслению, а “правильной трактовке”. Замалчивание и искажение действительности привели к широкому распространению “двойного мышления”, лицемерия и цинизма.

Унификация культурной жизни достигалась изъятием и замалчиванием нежелательных элементов культурного наследия или новых направлений, провозглашением не­которых классических или же новых официально при­знанных направлений “академическими”, их всемерной государственной поддержкой через систему официальных творческих союзов, почетных званий, премий, при­вилегий и т.д. Организационным воплощением такой политики стало установление жесткого бюрократическо­го контроля над всей творческой и научной деятельностью. Была проведена централизация и объединение творческих союзов и научных организаций как средство подчинения их работы партийному руководству.

Темпы решали не только и не столько задачу эконо­мического соревнования. Как известно, последнее от­нюдь не стало достижением “зрелого социализма”. Глав­ный критерий заключался в утверждении многоликого политического единства и социальной однородности со­ветского общества (впрочем, жестко разделенного на “народ” и “номенклатуру”). Тому же способствовали и тщательно регулируемые духовные средства.

Несомненная устойчивость и стабильность советской системы были обязаны во многом радикальному устране­нию противоречий, которые раздирали имперскую Россию. Снятие принципиальных различий между гетерогенными социальными и этническими образованиями и их объеди­нение и не только принудительное, но и во многом идео­логически мотивированное несомненно создавали большую степень стабильности. Прочность режима в противостоя­нии внешним антагонистам также способствовала его при­нятию ценой превращения всего земного шара в арену противостояния двух мировых держав.

Однако, создав жесткую тотальную систему регуляции общества, устранив или же загнав вглубь прежние про­тиворечия, раздиравшие Россию (или другие страны со­циализма), коммунистический режим столкнулся с нераз­решимыми в его рамках противоречиями. Главным из них была неспособность к устойчивому развитию, что вытекало из той насильственной “консолидации”, кото­рая сковывала внутренние ресурсы общества и требовала постоянного напряжения сил и огромных ресурсов на противостояние “внутренним проискам” и “враждебно­му окружению”. Необходимость повышения мобильно­сти общества требовала усиления его дифференциации, развязывания инициативы, а значит, допущения плюра­лизма и не только в формах собственности, но и в прин­ципах отношения к миру, смыслах и нормах деятельно­сти. Огромные силы государственно-партийной системы расходовались на то, чтобы ограничить все пути незави­симой модернизации и подчинить все общество единым принципам, согласованным с верховным центром.

Социокультурные проблемы модернизации России

Приведенный выше социологический анализ истори­ческой динамики русской культуры дает возможность выявить и некоторые общие социокультурные тенденции, сложившиеся в нашей стране в период перестройки. Как мы видим, в этих тенденциях следует выявлять не только собственно политические и хозяйственные стороны, на которые обращается преимущественное внимание. Без учета духовных закономерностей общественной жизнеде­ятельности всякий анализ не пойдет далее публицистики “одного года” или даже недели. Недооценка этих зако­номерностей, отсутствие должного понимания социокуль-турных принципов функционирования общества приво­дит ко многим издержкам и кризисным тенденциям в российском обществе.

За последние годы в российском обществе были про­ведены радикальные преобразования, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политиче­ском, социальном и культурном планах. Все более зна­чительное место в обществе занимают рыночные отно­шения. В нарастающей степени идет приватизация госу­дарственной и коллективной собственности и ее переход в частную собственность. Преобразуются институты ис­полнительной, законодательной и судебной власти. Ме­няется система государственного управления, в которой происходит все большая децентрализация. Идет процесс формирования многопартийности. В обществе складыва­ется обстановка политического, идеологического, нацио­нального и религиозного плюрализма, выражающегося как в разнообразии частичных позиций и ориентации, так и в их напряженной полемике и соперничестве.