Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 112 из 121)

В идейно-политическом плане соперничество привело к оформлению нескольких основных направлений, кото­рые резко расходятся между собой в оценке как сло­жившейся ситуации, так и перспектив изменения соци­ально-экономического, политического и социокультурно­го устроения России. Многообразие точек зрения зача­стую заменяется противостоянием противоположных подходов, складывающихся в некоторые “лагеря”. Согласно принципам западнического крыла модернизато­ров Россия должна максимально быстро преодолеть “груз прошлого”, все “соблазны”, “пагубные утопии”, встречавшиеся на ее пути. Иногда как констатация не­избежности, но иногда и с явным удовлетворением отме­чается, что произошло “крушение” и “распад” России и в ее истории наступил (в очередной раз!) “переломный период”. Россия должна изменить свой геополитический и цивилизационный облик, а во многом сменить и сам народ, представленный “многочисленными, но отсталыми группами и слоями”. По таким представлениям, макси­мально быстрое и форсированное усвоение западных, прежде всего американских образцов обеспечит необхо­димое осовременивание российского общества, без чего оно может скатиться до уровня второстепенной слабо­развитой страны.

Призыв к “коренному повороту истории”,к “преодо­лению позорного прошлого”, к “смене цивилизации” из публицистического контекста переходят в научный обо­рот. Тезис о тотальной “ненормальности” России в про­шлом и настоящем стал чуть ли не общим местом в выступлениях как представителей либеральной интелли­генции, так и официальных реформаторов. Лишь с боль­шим трудом и замедленными темпами проникает в на­учный оборот идея специфичности и многообразия про­цессов модернизации, их зависимости от принимающей среды, идея цивилизационного своеобразия, присущего всей мировой истории и сохраняющего свое значение и в современности.

Политико-идеологические крайности прозападной де­мократии порождают столь же упорное — и растущее — противостояние право-националистических сил. Как то­тальное “преобразование” сложившихся типов жизнеде­ятельности, подрывающее жизненное обеспечение — хо­зяйственное, социальное, духовное, моральное — значи­тельных масс населения, так и приводимые для них идейные обоснования вызывают антиномичное (тоталь­ное) неприятие. Национально-патриотические програм­мы направлены на приоритетное решение принципиально иной задачи: поиск формулы “национального самосо­хранения”, “спасения России”, восстановления ее духов­

но-нравственных ценностей, дававших основу для един­ства народов громадного евразийского пространства или даже для “всечеловеческого единения”.

Каждая из сторон обращается к тем или иным фак­там социальной реальности или тем или иным компо­нентам совокупного общественного опыта, чтобы отстоять свою правоту. Однако сложность и многообразие про­исходящих процессов имеют неоднозначный и противо­речивый характер. Поэтому нельзя ограничиться описа­нием “пагубного” наследства прошлого или “катастро­фических” последствий реформ для полноценного ана­лиза перспектив трансформации российского общества.

Как мы видели в гл. XIV, процесс модернизации не может рассматриваться как осуществление некоторой “образцовой” модели, сформированной на опыте некото­рых западных стран, которые реализовали позднеинду-стриальный тип общественного производства или пере­ходят к постиндустриальному. Этот процесс во всякой стране неизбежно развертывается через некоторые про­тиворечия, накладывающиеся на реальную социально-экономическую, политическую и социокультурную специ­фику данного общества. Через выделение такого рода противоречий в социокультурном плане мы можем более системно представить себе общий характер происходя­щих процессов.

Развитие или сохранение? Первым, наиболее оче­видным и легко воспринимаемым противоречием процес­са модернизации в сфере собственно культурной явля­ется противоречие между необходимость достаточно бы­строго обновления сложившегося культурного достояния и системы духовной регуляции, уже не отвечающей но­вым потребностям общества, и сохранение того ценного, что поддерживает жизненно важные функции общества в его многообразной и многоуровневой системе произ­водства и деятельности. Это противоречие выливается как в российском обществе, так и в других странах, в противостояние, а подчас и в ожесточенную борьбу меж­ду модернизаторами и консерваторами, между западни­ками и сторонниками российской самобытности, авангар­дистами и классикалистами, между сторонниками новой индустрии культуры и ее перевода на рыночные отношения и теми, кто отстаивает гуманистическое достояние культуры прошлых эпох,

Обе сферы культуры имеют соответствующее функци­ональное значение для полноценного существования об­щества, поэтому их противостояние вызывает социаль­ные, культурные и психологические разлады. Если кри­тика негативных и пагубных явлений в прошлой истории общества переходит в тотальное отрицание и изничто­жение позитивных достижений в прошлом, в попытку создавать “с чистого листа” новую историю и культуру, то в общественном сознании широко распространяется ощущение утраты жизненных ориентиров и ценностей, анемичности (ненормативности) жизни. Новые прагма­тические ориентации не могут возместить весь комплекс утрачиваемых ценностей, так как важные сферы челове­ческого существования и социальной регуляции нужда­ются в поддержании и постоянном воспроизводстве функциональных норм, ценностей и смыслов, вошедших в цивилизационное достояние данного общества.

Утверждение утилитарных ориентации, романтизация “здорового бизнеса” и поэтизация богатства и потреб­ления могут заполнить лишь ограниченное место в куль­турном комплексе общества, за рамками которого по-прежнему необходимы идейно возвышенные, высокоду­ховные ориентации, устойчивые идеалы и представления о должном и достойном.

Развитие или социальная стабильность? Первое сущностное противоречие процессов модернизации в российском обществе — это столкновение между потреб­ностью в радикальном обновлении и преодолении сло­жившихся в обществе застойных порядков, приведших к нарастающему отставанию общества от современного мирового уровня, с одной стороны, и необходимостью поддержания социальной стабильности и единства обще­ства — с другой. Как в хозяйственном, так и в социо-культурном плане обновление означает прежде всего широкое внедрение рыночных отношений и частной соб­ственности, что в принципе резко ограничивалось систе­мой государственного социализма как в идеологических принципах, так и на практике. Это означает, что под­вергается радикальному изменению система социализа­

ции общества в целом: резко сокращается сфера комму-питарных (межличностных) отношений, определявшихся как “социалистические”, и расширяется сфера товарно-денежных связей. В ценностном плане это сопровожда-пся расширением предпринимательских, достижитель-пых, прагматических ориентации, получающих соответст-иующую поддержку со стороны реформаторских кругов.

Мы уже видели, что такого рода перемены неизбежно влекут за собой подрыв сложившихся моральных норм и ценностей, что выражается как в “падении нравов”, гак и в росте корыстных, коррумпированных, криминаль­ных отношений.

Наложение и столкновение разных типов социально­сти усиливается и растущим классовым разделением. Та­кое разделение, с одной стороны, — необходимое условие становления рыночных отношений. С другой стороны, стихийный процесс расслоения приводит не только к резкому расслоению на богатых и бедных (в гораздо большей степени, чем в советский период или по срав­нению с буржуазными странами), но и к резкому воз­растанию количественных диспропорций — между не­большим числом сверхбогатых и растущим числом бед­неющих слоев — при малочисленном среднем классе.

Это не только экономическая и не только нравственная проблема, но и социокультурная, так как последствием та­кого расслоения становится не только количественная дис­пропорция, но и наследственный характер массовой бед­ности — на фоне растущего благополучия немногочислен­ных слоев, которые унаследовали свои привилегии и ко­торым реформы обеспечивают благоприятные условия для дальнейшего продвижения. Резкое различие доходов со­провождается ломкой системы социального обеспечения, что выражается в развитии платного образования и здра­воохранения. Недовольство беднейших слоев, которым “нечего терять” и которые ощущают себя ограбленными и жертвами обмана, неизбежно подрывает стабильность в обществе. Привилегии элиты, стремящейся к быстрому обогащению любой ценой, ощущаются как нелегитимные, полученные за счет присвоения общенародного достояния, а не накопления через самоограничение и инициативное расширение общественного производства.

Вместе с тем негативным последствием становится подрыв стимулирующей функции в отношении тех слоев, которые не видят для себя шанса выбраться из бедно­сти. Ставка на немногочисленную группу экономически активных собственников как социальную опору реформ и предоставление им хороших стартовых возможностей неизбежно дестабилизирует весь процесс модернизации, у значительной части населения возникает состояние аномии и чувство отчуждения от общества, что сужает размах инициативы в обществе и подрывает его челове­ческий потенциал*.

Заимствования или самобытность? Второе проти­воречие — между необходимостью широкого заимствова­ния современного мирового опыта и сохранением само­бытности общества, без которого оно перестает быть са­мостоятельным субъектом мировых отношений. Широ­кая открытость .общества облегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, прежде всего высокоразви­тых стран. Однако оборотной стороной такой открытости становится чрезмерное имитаторство, перенос излишних элементов чужеродных культур, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирова­ние образцов чужеземной культуры, без должной адап­тации к своему достоянию, оборачивается не только ду­ховным, но и социальным разладом, порождающим реак­цию отторжения. Происходит растущее расхождение между классовыми и социальными группами, центром и провинцией,поколениями.