Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 113 из 121)

Форсированная вестернизация происходит через внед­рение прежде всего гедонистических ориентации, способ­ствующих потребительскому “включению” в мировой ры­нок, и той массовой культуры, которая утверждает потре­бительские ценности, обеспечивает манипулятивное отвле­чение от содержательного участия в общественной жизни, культ развлечений.

Биосоциальные компоненты западного общества, встроенные в упорядоченную систему регуляции, обеспе­чиваемую институтами частной собственности, политиче-

• См.: Наумова Н.Ф. Социальная политика в условиях запазды­вающей модернизации//Социологический журнал.— 1994,— № 1.

' кой системой, глубоко внедренными моральными и цен-

.х-тными механизмами, получают возможность облегчен­ною проникновения в дезорганизованную структуру рос-| “некого общества и стимулируют в нем встречную би-оциальную реакцию. Утверждается конфликтный ва-i;iHT модернизации (рассмотренный в гл. XIV), означа­ющий растущие социальные антагонизмы, демонстраци­онное потребление, массовую деморализацию населения, коррупцию, этнические конфликты, произрастание мафи­озных структур,девиантное поведение и т.д.

Это противоречие реализуется через поляризацию ус-гановок политически активного населения России в фор­ме двух противостоящих стратегий: а) присоединение к .“ападной модели — решительная вестернизация страны;

б) формирование специфической цивилизационной моде­ли, учитывающей достижения Запада, но при этом осно-нывающейся на собственной исторической и культурной градиции, собственном типе мотивации. Естественно, что но втором случае предполагается энергичное социокуль-турное дистанцирование от Запада, защита от его “со­блазнов” то ли с помощью контр-идей, то ли новых ох­ранительных — в широком смысле слова — барьеров.

Часто встречающийся в публицистике призыв “войти в мировую цивилизацию” подразумевает наличие лишь одной цивилизации — европейско-американской. Между тем,как мы видели, несмотря на преобладание западной культуры в мировых культурных процессах сохраняются и устойчивые структуры других мировых цивилизаций. Россия имеет свои цивилизационные характеристики, и хотя эти характеристики отличаются противоречивостью, общество не может допустить отрыва от своего культур­ного достояния. Слепое копирование образцов инозем­ной культуры, без должной адаптации к своему достоя­нию, оборачивается не только духовным, но и социаль­ным разладом, порождающим реакцию отторжения. При этом следует иметь в виду, что принято различать по крайней мере “два Запада”: католический или проте­стантский или, как предпочитают говорить политологи, континентально-европейский и атлантический. И разли­чие сказывается не только в политических системах или конфессиональных привязанностях, но и в степени приверженности культурному достоянию Европы или своей национальной культуры.

Распад централизованного государства, связанного прежде с Российской империей, а затем с СССР, не озна­чает устранения исторически складывающихся связей и отношений с Востоком. Взаимодействие России с восточ­ными регионами —постоянный фактор ее истории, и “ев­разийское” начало в цивилизационном облике России — важнейший компонент ее социокультурного и геополи­тического устройства. Вместе с тем, Россия издавна втя­нута в орбиту западной цивилизации и соединяет в себе оба начала, что создает постоянное поле острых проти­воречий. В этом соединении противоречивых начал — та важнейшая составляющая, которая постоянно форми­ровала облик России.

Этническое •^ общенациональное - мировое. Третье противоречие — между процессами национальной консо­лидации, которые сопутствуют процессам модернизации, и поддержанием межнационального взаимодействия. Рас­пад единой централизованной политической и культурно-идеологической системы регуляции бывшего СССР выяв­ляет отсутствие устойчивых общих механизмов интегра­ции и стабилизации общественных отношений. В этих условиях естественно происходит реставрация прежних форм социокультурной саморегуляции более низкого уровня, отличающихся локальностью в пространственных и временных измерениях. Этническое и национальное возрождение, увязываемое с политическим самоопределе­нием, предстает как реставрация сепаратистских модусов бытия, значение которых к концу XX в. во многом ис­черпалось. Функционирование такого рода социокуль-турных общностей требует введения сложного корректи­рующего механизма, отнюдь не сводимого ни к межгосу­дарственной политике, ни к “миротворческим силам”. Политика и власть имеют свои пределы, они функциони­руют в пространстве между волей к власти и политиче­ской культурой общества в целом или совокупной куль­туры его различных частей. Нужна достаточно хорошо налаженная система взаимодействия разных компонентов общественной системы, чтобы политический механизм был в состоянии решать задачи установления согласия.

В переходных условиях происходит интенсивное воз­рождение и утверждение тех социокультурных типов ин­теграции, которые служат исходной основой складыва­ния человеческих общностей. Характерной особенностью современных процессов, которые протекают в постсовет­ском обществе, является сильное проявление именно эт­нического фактора наряду с национальным или цивили-зационным,а подчас и его преобладание. Этнические об­щности, основанные на единстве “крови и почвы”, т.е. генетического родства и сходства природно-хозяйствен-ной среды, становятся важной “витальной” формой пер­вичной самоидентификации локальных общностей в силу ослабления всех связей более высокого уровня

Среди различного рода причин, вызвавших такие про­цессы, следует выделить прежде всего противоречивость процесса складывания наций в рамках СССР. С одной стороны, происходило формирование политических, ин­ституциональных и культурных факторов национального уровня, носителем которого выступала прежде всего го­родская интеллигенция и административная элита. А с другой — эти процессы перекрывались мерами по фор­мированию наднациональной советской государственно­сти, социалистической системы хозяйства и цивилизации, перекрывающей значение всех форм национальной иден­тичности. Поэтому национальным образованиям в рам­ках советской социокультурной системы присуща сла­бость общекоммуникативных ресурсов — в хозяйствен­ной, политической и культурной сферах.

В этих условиях и происходит выявление социокуль­турных факторов более низкого уровня, так как этниче­ские ориентации не соотносятся ни с экономическими, ни с общеполитическими принципами, разрывая все свя­зи более высокого порядка как “имперские” и как “по­сягательство” на местную идентичность. Отстаивая принцип консолидации на основе этнической идентично­сти, этноцентризм оказался способным идти вразрез с потребностью в национальной консолидации разнород­ных генетических и лингвистических групп и цивилизационным устроением судеб разных культурных общно­стей. Тем самым этноцентризм становится одним из фак­торов дестабилизации отношений.

Складывание наций происходит как объединение да­леко не идентичных этнолингвистических групп на ос­нове утверждения общих отношений и связей, в которых задействованы хозяйственные, политические и социо-культурные факторы. Особенно следует подчеркнуть значение именно культурных факторов, которые зача­стую служат предпосылкой и основой последующего формирования хозяйственной общности, а до некоторой степени могут и заменять ее. К числу этих факторов следует отнести и адаптацию различных образов жизни, выработку общего языка и символики, отвечающих со­вокупным потребностям всех этнических групп.

Типологический анализ должен выявить соотношение национально-интегративных потенций для основных стержневых наций региона. Конечно, для разных этни­ческих общностей России и стран СНГ национализм предстает в различном содержании. Для одних задача состоит прежде всего в преодолении общинной, клановой и родоплеменной раздробленности, хотя бы и через вы­теснение представителей других этнических групп. Для других — в преодолении собственно этнических рамок национальной консолидации, во взаимной адаптации к приемлемым общим ценностям, нормам и смыслам. Та­кой национализм гораздо ближе цивилизационным ме­тодам решения проблем интеграции.

Важной социокультурной проблемой становится нала­живание межкультурных взаимоотношений на террито­рии бывшего СССР. Оживление национализма усилива­ет культурную разнородность населения, не устраняемую отныне ни общей национальной культурой, ни общей го­сударственной системой. Однако национально-террито­риальное размежевание в условиях бывшего СССР ока­зывается крайне затруднительным, так как в течение не­скольких веков в едином политическом и социокультур-ном пространстве происходило перемещение и смешива­ние населения. Тенденции к размежеванию приводят к ожесточенным конфликтам, перерастающим в военные столкновения. Попытки урегулирования таких столкно­вений на основе посредничества оказываются неустойчи­выми, зависящими от соотношения сил. Очевидно, что долговременное урегулирование и прочая стабилизация