Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 116 из 121)

1. Замена стандартизации многообразием и плюра­лизмом, которые порождаются новыми типами производ­ства, влияют на потребление,политическое поведение, ре­лигиозную жизнь, художественные вкусы, соотношение этнических элементов, моду, формы семьи.

2. Не только в производстве или в политике, но и в культуре ведущим принципом стала децентрализация структурных и индустриальных связей. Удельный вес столиц падает в пользу многочисленных “периферий-

* См.: Красильщиков В. Ориентиры грядущего: Постинду­стриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность.- 1993.- № 3.- С. 170.

ных” центров и даже бывшей “глубокой провинции”, ко-горая может не только порождать “самородков”, но и вмещать в себя научные центры, университеты.

Хотя прежние “культурные столицы” (Париж, Рим, Лондон, Афины, Нью-Йорк и др.) пользуются высоким престижем и сосредоточивают в себе самые известные музеи, библиотеки, картинные галереи, издательства, уни­верситеты, новейшие сетевые и космические системы ин­форматики, обеспечивают распространение знаний, обра­зов и символов по всему духовному полю общества. Это приводит к формированию информационных, а затем и духовных связей, по-иному структурирующих общество.

3- Минимизация все более доминирует над максими­зацией или, используя термин А.Тоффлера, “макрофи-лией^, выражавшейся в ставке на увеличенные размеры производства, количественные показатели в технике или уровне жизни. Происходит сокращение размеров пред­приятий или машин, точность деталей заменяет количе­ство продукции.

4. Падение статуса бюрократизации и иерархизации общества, основанных на поддержании устойчивых и стандартизированных уровней и единиц регуляции в пользу полифункциональных ячеек, связанных во вре­менные структуры, имеющие целевую и ситуативную связь. Широкая информатизация общества приводит к тому, что прежнее вертикальное деление общества все больше замещается на горизонтальное взаимодействие между самодеятельными группами, непосредственно заня­тыми решением экономических, социальных, психических, художественных, медицинских или сексуальных проблем.

5. Сокращаются рамки стандартизации в пользу раз­нообразия, что способствует освоению производством, политикой и культурой локальной специфики. Цивили­зация “новой волны” не будет пренебрегать религией, культурой, экологией, сложившимися структурами в уго­ду единым экономическим моделям. Именно этот прин­цип даст возможность подключения значительных резер­вов бывшей периферии и слаборазвитых стран, не ставя перед ними задачу резкого “скачка” и обременительного “развития вдогонку за лидером” через имитацию его приемов, структур и достижений.

Культура, полагает Д.Белл, стала наиболее динамич­ным, даже по сравнению с техникой, компонентом циви­лизации. И дело не только в том, что она “поставляет” идеи, образы и стили для массового производства, но и в том, что перемены в ней самой в меньшей степени сдер­живаются ограниченностью ресурсов (как в экономике) или инертностью сложившихся институциональных структур (как в политике).

Основное препятствие к распространению такой куль­туры — трудность для массового усвоения. Однако, за­воевав ведущее место законодательницы новых принци­пов, добившись признания того, что новое и оригиналь­ное обладает бесспорной ценностью, новая культура пре­образила жизнь общества. Общество уже не просто пас­сивно воспринимает новое, но создает всеобъемлющий рынок, жадно поглощающий новаторские произведения, поскольку они ц-енятся выше, чем устаревшие. Искусство утверждает свою роль авангарда, “штурмового отряда” общественного развития — вместо того чтобы “отражать” существующие структуры и принципы. Победа авангарда стала общепризнанной и приводит к тому, что вся куль­тура моделируется по образу авангардистской и в ней происходит постоянная диффузия из “трудного” искус­ства “высоколобой” культуры в массовую. Сама идея авангарда, будучи узаконенной, служит институциализа-ции примата культуры в области нравов, обычаев и со­циальных отношений.

Но вот в 1990 г. вышла книга американских авторов Д.Нэсбитта и П.Эбурдина “Мегатенденции. Год 2000. Что нас ждет в 90-е годы”*, в которой дается радикаль­но иная оценка перспектив человечества. Среди предпо­лагаемых ими тенденций можно выделить следующие:

1. Глобальный экономический бум 90-х гг. Новые вы­сокие технологии.

2. Сочетание элементов социализма со свободными ры­ночными отношениями.

3. Универсальный ,образ жизни и культурный нацио­нализм. )

• Нэсбитт Д., Эбурдин П. Мегатенденции: Год 2000.—М., 1991.

4. Сочетание тенденций приватного и государствен­ного благосостояния.

5. Возрождение искусств, художественной культуры.

6. Религиозное возрождение.

7. Триумф личности.

Исходя из анализа новых тенденций в развитии тех­нологий, авторы предвидят устранение прежних ограни­чений роста. Происходит снижение энергозатрат и по­требления сырья, в большинстве стран снизились темпы роста населения, успехи биотехнологии дают надежду на еще одну “зеленую” революцию в производстве продук­тов питания. В Азии появилось несколько “новых ин­дустриальных стран” с высокими и устойчивыми темпа­ми экономического роста.

Существуют, как известно, немалые различия в тех­нологической структуре НТР по разным странам. Сосре­доточившись на новейших средствах электроники и ин­форматики, Япония совершила сильный рывок, выйдя в ряде отношений на первое место в мире. Сохраняя вы­сокий уровень технологии в космической и военной про­мышленности, СССР в 80-х гг. во многих технологиях значительно отстал от передового уровня.

Основные характеристики нового общества можно рассмотреть в применении к четырем основным сферам, которые мы уже выделили в гл. III: а) технология, т.е. средства производства и способ ведения хозяйства; б) изменения в социальных структурах; в) политическая организация общества и г) духовные принципы.

Технология

Новейшие виды производства: электроника и инфор­матика, космическое производство, биотехнология, произ­водство услуг и индустрия культуры, приводят к каче­ственному изменению совокупной системы производства. Они создают новое отношение общества к природе, так как более приспособлены к требованиям экологической безопасности. Они дают возможность уменьшения роли тяжелой промышленности и массового производства, со­здавая тенденции его перемещения в менее развитые

страны, разукрупнения и диверсификации. Новые виды электронного и информационного производства ориенти­руются на мелкие серии, требуют высококвалифициро­ванного труда и высоких затрат на оборудование и ис­следования. Производство становится наукоемким, а на­ука превращается в ведущую производительную силу. Производство становится транснациональным, его импе­ратив — расширение межгосударственных связей.

От иерархических структур регуляции хозяйственной и общественной жизни совершается переход к сетевым структурам, в которых различные, далеко отстоящие друг от друга компоненты вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. В том же направлении действует и переход от национальных экономик к ми­ровой, выражением чего становятся транснациональные компании, совместные предприятия, различные формы глобального взаимодействия хозяйственных структур. Происходит децентрализация производства и не только как процесс территориального рассредоточения, но и как разделение на мелкие единицы, соединенные налаженны­ми системами технологических и информационных свя­зей.

Вместе с тем повышается степень самостоятельности каждого функционирующего работника, располагающего своей квалификацией и знаниями как существенным вкладом в процесс производства.

Изменяются и ритмы жизнедеятельности, которые раньше назывались машинами. Все большее количество предприятий работает по скользящему графику, причем в самых крупных концернах. Результат повышение про­изводительности труда и антропологизация производст­ва, а вместе с тем расширение возможностей для повы­шения квалификации. Растет частичная занятость, что означает и возможность совмещения нескольких занятий и профессий, трудоустройство женщин и молодежи. Зна­чительно расширяется экономика услуг, что приводит и к изменению потребительских привычек: супермаркеты открыты всю ночь, меняется “график” семейной жизни, распорядок дня и приема пищи и т.д. Огромный масш­таб в производстве услуг приобретает туризм, охватыва­ющий многие миллионы людей.

С развитием техники функциональность стала связы­ваться с изменением формы. Техника стала учитывать органические потребности человека, и важное значение приобрел технический дизайн, которому подвергается не только сервисная, но и производственная техника. На новом этапе эстетика обрела в технике новые возмож­ности своего применения.

Информационные и коммуникативные технологии стали наиболее динамичным компонентом производства как материального,так и духовного, радикально меня­ющим многие принципы социальности и регуляции об­щества. Масштабы и темпы “информационной револю­ции^ превышают все известные до сих пор в истории сдвиги. Достигаемая на основе компьютерной техноло­гии формализация знаний и накопление данных, а так­же обеспечиваемый космической связью быстрый пере­нос информации на огромные расстояния существенно меняет функционирование и других блоков социальной жизнедеятельности, в том числе экономики и политики.

Изменения в социальных структурах

Социальное расслоение в современном буржуазном обществе остается довольно постоянным, что означает относительную устойчивость среднего класса, составляю­щего в США более 50% населения. Количество населе­ния с уровнем доходов между 20 и 60 тысячами долла­ров в 1969 г. составляло почти 59%, а в 1986 г. —53%, но за счет увеличения численности более состоятельного класса до 15%.