Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 117 из 121)

Важное обстоятельство заключается в том, что повы­сился уровень доходов высококвалифицированных кад­ров, заработная плата женщин и выпускников коллед­жей. Мобильность экономики, основанной на высоких технологиях, привела к размыванию прежних классовых структур- Деление происходит скорее по уровню дохо­дов, и мелкий предприниматель может оказаться менее состоятельным, чем высококвалифицированный рабочий или служащий.

Вместе с тем ослабление классовых связей привело к оформлению более партикулярных и изменчивых, а нередко и “пережиточных” форм идентичности по тер­риториальному, профессиональному, этническому, кон­фессиональному и прочим признакам, расширению обще­ния “по интересам” и т.п.

Политические изменения

Процесс дифференциации охватил и общественно-политическую жизнь. Это выражается не только в росте количества политических партий, так как обычно пол­итическая система оказывается достаточно гибкой, чтобы адаптироваться к новым требованиям, не меняя основ­ных структур.

Помимо основных партий в обществе возникает мно­жество организаций, выражающих требования различ­ных групп населения. Принцип демократии как выраже­ния воли преобладающего большинства все больше за­мещается принципом учета интересов различных мень­шинств, обеспечения их прав в общей системе.

Изменения в духовной сфере

В “информационном” обществе складывается и прин­ципиально иной тип производства, распространения и хранения культуры. В доиндустриальной среде основ­ную нагрузку нес личный контакт с другим человеком, учителем, мудрецом и т.д. Этот контакт, конечно, и по­ныне незаменим на ранних этапах формирования чело­века, да и в различных сферах личного общения. Но преобладающей до недавнего времени была книжная культура, следуя которой каждый человек в процессе своего формирования и для “поддержания уровня” про­читывал сотни и тысячи книг и другой печатной про­дукции. Эта культура заполнила наши квартиры множе­ством книг и журналов, создала разветвленную сеть биб­лиотечных хранилищ, книго печатающую индустрию. На протяжении нескольких веков именно текстовая литера­тура была ведущей формой художественного творчества.

В постиндустриальном, информационном обществе все большее значение приобретает ^экранная”- культура, создаваемая на основе аудиовизуальной техники,соеди­нения компьютера с видеотехникой и новейшими сред­ствами связи. Производство, хранение, передача и по­требление информации производится на принципиально иной технологической основе, что приводит к коренным изменениям в культуре. Каковы же эти изменения?

1. “Экранная” культура, основанная на компьютерно-космической технологии обработки и передачи информа­ции, интернациональна по своей природе и легко пере­секает национально-государственные границы. Не под­вержена она и языковым ограничениям, проникая в со­знание разноязычной аудитории “без переводчика”.

2. Компактность новых систем хранения информа­ции и способность ее надежного и быстрого переноса на любые расстояния делает возможной радикальную децентрализацию любых процессов, включая производ­ство, управление, образование и т.д. Вместо централи­зованных иерархических систем возникают сети ком­муникаций и отношений, поддающиеся относительно легкой трансформации в зависимости от динамики за­дач и функций. Вместе с тем такая система коммуни­каций сохраняет возможность для государственных ор­ганов и бюрократии манипулировать движением инфор­мации.

Таким образом, новые информационные технологии, наряду с другими достижениями НТР, во многом меняют принципы функционирования культуры, протекание и со­держание духовных процессов, формы знания и типы мышления.

3. Доступность и разнообразие информации, полу­чаемой по современным каналам массовой коммуникации, приводят, с одной стороны, к значительной однородности всемирного культурно-информационного пространства, к ослаблению и снятию всех барьеров и “занавесов”, а с другой — к огромному разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что отвечает его ориентации. Видеокомпьютерная и космическая связь до­носит до человека наглядно и чувственно достоверные впечатления о самых различных обстоятельствах, уголках, явлениях, происходящих во всех странах и среди всех народов.

Однородность информационного пространства,однако, не навязывает принципиального сходства всех культур. Напротив, особую ценность приобретают черты несход­ства, несущие с собой дополнительную информацию, спо­собную вызывать интерес в других местах информаци­онной сети.

Экран, конечно, не исключает письменного текста, но дополняет его устной речью, видовыми изображениями, поведением изображаемых персонажей, анимационными методами, музыкальным звучанием и т.д. Кроме того, сам текст и любая программа становятся подвижными, многозначными и управляемыми. Вместо однозначного и однонаправленного потока информации от текста к культурному субъекту здесь возникают элементы диало­га с экраном, что находит выражение, в частности, в ком­пьютерных экзаменах,играх и т.п.

Ориентация на будущее. В постиндустриальном об­ществе преобладает ориентация на будущее. Отдавая должное прошлому и своей истории как пути, приведше­му к процветанию и снятию ненужных препон для раз­вития, оптимистическая тенденция подчеркивает необхо­димость преодоления прошлого, его “сдачи в архив”, с тем чтобы всецело посвятить себя будущему. Впрочем, прошлое может быть встроено в новый уклад жизни в стиле “ретро”. Общество в целом должно строить сце­нарий будущего, правительство обязано планировать, кор­порация должна иметь планы реконструкции а предви­дении будущих изменений рынка, а каждый индивид обя­зан строить свою жизнь, исходя из соображений о карь­ере. Общество ставит перед собой все новые и новые цели, рационально рассчитывает пути и этапы продвиже­ния к ним.

Отказ от такой установки со стороны правительства ведет его к поражению на выборах. Корпорация терпит убытки и разоряется. Человеку приходится сокрушенно выяснять, где и когда он не сумел сделать должный вы­бор. Эта установка воздействует как на чувственную вос­приимчивость, так и на менталитет человека. Она струк­турирует сами его реакции, развивает склонность ловить

новизну, избегать рутинных профессий, “чувствовать вре­мя”, подчинять настоящее соображениям будущего.

Французский социолог А. Моль полагает, что с появ­лением масс-медиа прежнее культурное достояние обще­ства или индивида утрачивает свое значение. Даже ба-ювая система образования, принятая в обществе, также перестает играть прежнюю роль. Для рядового человека гораздо большее значение имеет сегодня не сумма зна­ний, полученных в семье, школе или колледже, а то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или в кино, прочтет в афише или в газете, узнает из разговора с сослуживцами и соседями. В результате прежняя более или менее целостная система знаний и ценностей, состав­лявшая мировоззрение и структуру личности, заменяется набором переменчивых установок, на которые постоянно воздействуют масс-медиа*.

Но это следует понять как отражение “технической” установки. “Компьютеризация всей страны” отнюдь не будет означать устранения прежних форм передачи зна­ний и информации. Свою роль по-прежнему будут вы­полнять личностные формы трансляции культуры от ро­дителей к детям, от учителя к ученику. Сохранится и “книжная” культура или созерцание классического ис­кусства, выражающего высокие образцы человеческого духа и высшие ценности. Но новая эра приведет к фор­мированию иной структуры духовной жизни, в которой преобладающее место займут новейшие средства инфор­матики.

Трудовые ориентации. Новая культурно-технологи­ческая среда означает формирование новых требований к труду и новых трудовых ориентации, соответствующих возросшим потребностям личности. Технический про­гресс в производстве должен избавить человека от тя­желого изнуряющего труда. Производство должно учи­тывать индивидуальные ориентации человека, поэтому работа из условия человеческого существования должна стать проявлением индивидуальных способностей. Труд должен стать осмысленным, и только тогда человек мо­жет в полной мере отвечать за него и его результаты.

• Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

В “век высоких технологий” и качество “человеческого фактора” тоже должно быть высоким.

Производительный труд, связанный на новом этапе именно с капиталоемкими и наукоемкими процессами, труд предпринимателя, крупного инженера и професси­онала, научного исследователя особенно необходим, свя­зан с постоянно раскрывающимися новыми возможно­стями и ведет ко все новым перспективам. Но такой труд — удел немногих, а большинству все больше при­ходится довольствоваться либо рутинным трудом, либо вынужденным досугом и “расширенным потреблением”. В дополнение к системе социального обеспечения стала быстро развиваться “индустрия культуры”, нацеленная на то, чтобы занять досуг людей, чье участие в произ­водительном труде стало резко ограниченным.

Проблема, интенсивно обсуждаемая в западной социо­логии культуры, это изменения в культурных ценностях, прежде всего в отношении к труду, семье и обществу. С конца 60-х гг. в развитых западных странах обычны­ми стали сетования по поводу “смерти” трудовой этики, что выражалось в утрате моральной заинтересованности в труде, “диких” забастовках, росте абсентеизма, пониже­нии производительности труда и т.д. Радикальные со­циологи рассматривали это явление с точки зрения реак­ции на отчуждение человека труда от процессов произ­водства и полагали, что перемены могут быть достигнуты через революционное изменение буржуазных порядков. Именно в марксизме эти социологи черпали свои теоре­тические обоснования. Академическая социология виде­ла в этом изменении нравов поворот в культурных ори-ентациях, приводящий к смене “трудового общества” на “общество потребления” или же “информационное об­щество”.