Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 119 из 121)

Критики буржуазного стиля в культуре настаивают на том, что всеобщее образование, дешевые издания клас­сиков, долгоиграющие пластинки и компактные диски или видеоплееры действительно приближают высокое ис­кусство к широким массам, однако ценой превращения его в придаток рыночно-технологической регуляции че­ловеческих отношения.

Контркулыпура устойчиво расширяет число своих последователей, начиная с послевоенного поколения бит­ников и хиппи. Ими движет неприятие действительности буржуазного мира, тех пагубных последствий, которые сопровождают его “победное шествие”. Отсутствие ре­ального прогресса в отчуждающем характере труда, гло­бальное разрушение природной среды, совершенствова­ние оружия массового уничтожения, возрастание жесто­кости и равнодушия в отношениях между людьми, бес­силие парламентской демократии в устранении господ­ства политической олигархии, продолжающиеся нацио­нальные и религиозные конфликты — все это заставляет сторонников контркультуры искать иной, альтернатив­ный путь, основанный прежде всего на подлинно чело­веческих ценностях. Альтернативные движения выступа­ют как “практическая критика” современных обществен­ных систем, за самостоятельное участие каждого сторон­ника такого движения, налаживание постоянных форм солидарности, предполагающей уважение к внутренней свободе и плюрализму мнений, за новые формы коопе­рации в труде и человеческих отношениях, осмысленно­му соединению труда и досуга, пренебрежительному от­ношению к материальному успеху, вещизму и чрезмер­ному потребительству.

Альтернативные формы жизнеустройства весьма раз­личны: 1) утопические коммуны, построенные на прин­ципах общего бюджета, отрицания парной семьи, коллек­тивном воспитании детей; 2) организации, возникающие на основе различных импортированных восточных мис­тических учений (дзен-буддисты, общества трансценден­тной медитации, кришнаиты, группы йоги, последователи Раджнеша и т.д.); 3) авангардные течения, связанные с поклонением музыкально-эстрадным типам массовой культуры.

Приверженцы контркультуры — обычно молодежь, главным образом из числа среднего класса, которая от­рицает культурные аспекты буржуазного образа жизни. В 50—60-х гг. немалая часть молодежи предпочитала мирный эскапизм, отход от нормативного и еще пред­ставлявшегося функциональным буржуазного порядка. Позднее альтернативные движения стали оказывать за­метное воздействие на западное общество. Социологи по-разному оценивают эти течения. Некоторые склоня­ются к их критике, обвиняя молодежь в стремлении про­длить беспечное инфантильное существование, отказыва­ясь от “взрослых” обязанностей и обязательств. Эта ли­ния обычно смыкается с неоконсервативными тенденци­ями, направленными на стабилизацию общественного со­знания, потерпевшего заметный ущерб в период расцвета контркультуры. Другие исследователи указывают на то, что в среде контркультуры возникают и позитивные на­правления: в защиту окружающей среды (движение “зе­леных”), за демилитаризацию и дебюрократизацию об­щества, за создание более человеческих отношений меж­ду людьми, гуманизацию образования и воспитания, внедрение более здорового образа жизни, питания, пси­хической тренировки и т.д.


ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ИЛИ РЕФЕРАТОВ С ПРИМЕРНЫМИ ВОПРОСАМИ К НИМ И ЛИТЕРАТУРОЙ

Темы, помеченные звездочкой, не получили разверну­того, подробного освещения в тексте учебника и предла­гаются для самостоятельного изучения.

ЧАСТЬ III

Тема XXXIII. Социокулыпурные принципы ^индустриального общества

Различие типов социальности: межличностные отно­шения и товарно-денежные связи. Соотношение принци­пов солидарности и антагонизма в доиндустриальном об­ществе. Культурные основы социальной иерархии. Пред­ставления о богатстве, труде и власти в доиндустриаль­ном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

См. ниже.

Тема XXXIV. Социокультурная структура западной цивилизации

Христианство и культура Запада. Аристократическая культура". Народная культура Европы . Структура ду­ховной жизни. Соотношение религии и государства. Го­родская культура Западной Европы и социально-культур­ная роль бюргерства'.

Какие изменения повлекла за собой религиозная ре­формация? Этические принципы частной собственности и предпринимательства. Этические основы отделения рели­гии и государства. Социокультурный плюрализм и фор­мирование гражданского общества. Историческое своеоб­разие западной цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ XXX1II-XXXIV

В е б е р М. Протестантская этика и дух капитализма//Избр. произв.— М., 1990.

Г у р е в и ч А.Я. Категории средневековой культуры.— М., 1984. Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствую­щего меньшинства.— М., 1990.

Драгунский Д.В., Цымбурский В.Л. Генотип евро­пейской цивилизации // Полис.— 1991.— № 1. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и обществен­ное сознание в развивающихся странах Азии и Африки.—М., 1982.

Иванов В.Г. Этика Средневековья,— Л., 1983. Л е Г о ф ф Ж. Цивилизация средневекового Запада.—М., 1992. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.— М., 1982.— С. 11-^46, 79—137. (Введение и Общая характеристика эстетики Возрожде­ния.)

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали.— М.,1987.

Подберезский И.В. Сампагита, крест и доллар.— М., 1974. Философия эпохи ранних буржуазных революций.— М., 1983. Фролова М.А. Западная цивилизация: Доминанты станов­ления и развития//Социально-политический журнал.— 1993.— № 12. Хейзинга И. Осень Средневековья.— М., 1989.

Тема XXXV. Социокультурные характеристики индустриального общества

Капитализм и культура. Социокультурные следствия преобладания материально-технологических факторов производства. Функциональность предметного мира. Ра­циональность предметной деятельности. Принципы орга­низации духовной культуры. Функциональные ценности индустриального общества. Социокультурные противоре­чия капитализма.

Капитализм и национальная культура. Рост просвеще­ния и развитие массового образования. Образование на­ционального языка и художественной культуры. Принцип реализма. Гражданское общество и культура.

ЛИТЕРАТУРА

Добреньков В.И., Р а д у г и н А.А. Христианская теоло­гия и революция.— М., 1990.

Зомбарт В. Современный капитализм.— М., 1992. Культура и идеологическая борьба.— М., 1979. Маркс К. Капитал.-М., 1973.-Т. 1 (гл. 1 -4). Маркузе Г. Человек в индустриальном мире.— М., 1993. Моль А. Социодинамика культуры.— М., 1973. Современные концепции культурного кризиса на Западе.—М., 1976. Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990. Художественная культура в капиталистическом обществе. Струк­турно-типологические исследования.— Л.,1986. Человек: образ и сущность.— М., 1993. Также новые публикации в журнале “Вопросы философии” и др.

Тема XXXVI. Массовая культура: содержание и социальные функции

Массовое общество и его культура. Технологические и социальные факторы, формирующие массовую культу­ру. Духовные аспекты массовой культуры. Функциональ­ная ориентация. Функции массовой культуры: адаптация или манипуляция? Апологетика и критика массовой культуры.

ЛИТЕРАТУРА

А шин Г.К. Буржуазная массовая культура.— М., 1988. Б о р е в В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая ком­муникация.— М.,1986.

Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или О культуре массовой и немассовой // Социс.— 1990.— № 8. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание.— М., 1980.

Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура.— М., 1985. Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения // Информационный сборник.— М., 1990.— № 3. Культура и идеологическая борьба.— М., 1979. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек.— М.,1987.

Ортега-и-Гасет X. Восстание масс//Вопросы филосо­фии,- 1989.- № 3,4.

Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства.— М. 1991. Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: Враги или союз­ники? - М., 1992.

Разлогов К.Э. Культура для необразованных? // Обще­ственные науки и современность.— 1990.— № 4.

Разлогов К.Э. Феномен массовой культуры // Культура, традиция, образование: Ежегодник.—М., 1990.—Вып. 1. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире.— Спб., 1991.

Смольская Е.П. Массовая культура: Развлечение или по­литика? - М., 1986.