Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 15 из 121)

Однако уже на ранних этапах стал обнаруживаться присущий эмпиризму недостаток, заключавшийся в не­избежной разрозненности эмпирических данных. Кон­кретность точных исследований могла обеспечить впол­не надежную информацию о каком-то аспекте соци­ального поведения, например, об общении в рамках ло­кальной группы или производственной бригады, о вос­приятии моды или направления в искусстве, о посе­щаемости кинотеатров, музеев, дискотек и т.д. Выве­дение общей картины отношений или художественной жизни на основе эмпиризма оказалось невозможным.

Сужение горизонтов исследования и сосредоточение на конкретных обозреваемых данных лишало эти дан­ные аналитического значения при оценке более общих процессов. К тому же оказалось, что эти данные могут подвергаться разным истолкованиям в соответствии с программой, сформированной за рамками эмпиризма и отвечающей другим принципам.

В эмпирической социологии научность отождествля­ется с ценностной нейтральностью и с соответствием знаний объективным фактам, собранным с помощью спе­циальных методов — опросов, статистики, анкетирования, интервьюирования и т.д. Успехи таких дисциплин, как 76

моральная статистика (данные о моральном состоянии населения), контент-анализ, социолингвистика и т.п., также способствовали внедрению эмпирических методов в культурологические исследования.

Суровую критику эмпиризма в применении к мо­ральным и нормативным факторам дал Р.Миллс. По его мнению, сам объект конкретного исследования не­редко конструируется искусственно, оказывается специ­ально подобранным, чтобы дать соответствующие ре­зультаты. Нередко тщательно разрабатываемые мето­дики дают скудные результаты. Так, нравственный или политический выбор (при голосовании) может оказать­ся немотивированным в силу того, что субъект дейст­вовал по привычке, без особого смысла, не придавая особенного значения своему поступку или голосованию. Изучение морального облика солдата разочарует вся­кого, кто захочет понять, почему было возможно вы­игрывать битвы с людьми такой “низкой морали”. Вся­кие более или менее серьезные вопросы оказываются за пределами эмпиризма, так как уводят мысль в не­прочную область “спекуляций”. Поэтому отвлеченный эмпиризм, не состыкованный с детально разработанной общей теорией, не может разрешать значимых проблем и служит лишь подспорьем в процедурах, поддающихся статистической обработке.

По мнению Р. Миллса, абстрактный эмпиризм ис­ключает исследование основных социальных человечес­ких проблем. Человек, который захотел бы понять эти проблемы, обратился бы к другим теоретическим под­ходам.

В ответ на эту критику сторонники эмпирической социологии склонны усиливать призывы к “всеобъем­лющим исследованиям”, которые следует “собрать вме­сте” и получить, наконец, “репрезентативные результа­ты”. Однако такого рода исследования обходятся слишком дорого, и попытка их расширения доступна только крупным корпорациям или правительственным органам.

Благодаря работам таких крупнейших социологов XX в., как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, удалось в ряде отношений сблизить теорию и эмпирические достижения. Теория стала более дифференцированной, в ее составе возникло деление на общую социологию и специальные теории среднего уровня, такие, как си стемы знаний и методика изучения отдельных областей и явлений общественной жизни: социология города, де­ревни, труда, семьи, молодежи, массовых коммуникаций и т.д.

В свою очередь, эмпирическая социология значитель­но продвинулась в своей способности создавать ис­следовательские программы, способствующие концептуа

лизации изучаемых явлений на основе отработанных фактических данных.

Итак, как мы видели, потребовалась огромная работа мыслителей различных направлений и школ, чтобы рас­крыть разные стороны функционирования культуры в системе социальной регуляции. Всякие попытки претен­довать на монополию или даже выход за допустимые рамки, оправданные для определенной концепции, чре­ваты утратой реального объекта исследований и пре­вращаются в идеологические построения. Соперничество разных типов социологического знания, не допускающее исключающего подхода, а предполагающее их взаимо­дополнение, оказалось полезным как для социологии, так и для культурологии. Выросли дифференцирован-ность, углубленность и точность общей теории, разде­лившейся на различные теории среднего уровня и спе­циальные подходы. Вместе с тем возросла теоретиче­ская обоснованность исторических описаний, герменев­тического понимания и эмпиризма, усилилась степень теоретичности гуманитарных исследований культуры.

ЧАСТЬ II

СРЕДСТВА И СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Глава III. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Основные темы. Культура и деятельность. Соотно­шение человеческой деятельности и системы совокупного про­изводства. Деятельность как общая антропологическая и фи­лософская категория. Многообразие видов деятельности, широта объема деятельности вообще. Деятельность и пове­дение. Психологические измерения поведения. Культура как особая, специально выработанная система регуляции деятель­ности и поведения. Производство как целенаправленная де­ятельность. Место культуры в совокупном производстве. Ба-зисно-надстроечная концепция и ее редукционизм. Самосто­ятельность сферы культуры и ее взаимодействие с другими блоками совокупной системы социальной регуляции. Обще­ство как суперсистема, дифференцированная на основные сферы жизнедеятельности: экономика, социальная регуляция, политика, культура.

Общая классификация культурных императивов в кон­цепции Т.Парсонса: адаптация к среде, познание и оценка ситуации, целеполагание и обеспечение взаимодействия об­щества. Место культуры в реализации этих императивов.

Культура как сфера духовного производства. Различия между природными, технологическими, социальными и ду­ховными аспектами совокупного производства. Духовное производство как создание, хранение, распространение и ос­воение духовных ценностей, норм, знаний, значений и пред­ставлений. Специфика духовного производства: роль уни­кальных образцов, значение субъективного фактора, сохра­нение прошлых образцов и произведений. Опредмечивание и означивание в духовном производстве. Материальное обес­печение духовного производства. Соотношение материальных и духовных факторов.

Культурные факторы разделения труда: профессиональная дифференциация, оформление социальных различий, ценностное одобрение различных типов поведения (накопление имущества, капитала, поддержание отношений, сохранение мо­ральных принципов и т.д.).

Социальная структура духовного производства и роль ин­теллигенции. Культурная деятельность элиты и народных масс.

Культурные центры и периферия. Соотношение классовых структур и культуры. Институциональная структура куль­туры. Структура духовных потребностей.

Взаимодействие культуры с другими сферами социальной жизнедеятельности: хозяйство, социальные отношения, поли­тика международные отношения. Культура и техника.

Типы социальности и культура. Взаимодействие типов социальности. Доиндустриальная, индустриальная и постин­дустриальная среда, их историческая смена и синхронное взаимодействие.

• • •

Рассмотренные в предшествующих главах подходы к культуре отражают различное понимание духовной жиз­ни в зависимости от того, на какие ее стороны обращают внимание социологи и культуроведы: уровень или мно­гообразие, коммуникативная роль или эстетические ха­рактеристики, ее вездесущность и влияние на регуляцию различных сфер или общества в целом, ее выделенность в особую художественную или религиозную сферу и т.д.

Для задач, которые ставит перед собой социология, общие подходы изучаются на основе обращения к кон­цепции деятельности и концепции духовного производ­ства. Сопоставив эти концепции, мы выявим теорети­ческую логику, раскрывающую содержание определений культуры, приведенных в гл. I.

Культура и деятельность. Многообразие видов деятельности

Принцип деятельности предстает как собственно че­ловеческий, а не природный или божественный источ­ник происхождения разнообразных форм социальной жизни и продуктов культуры.

80

И даже само мышление предстает как результат умственного освоения практических действий и прису­щей им общей логики (концепция Л.Выготского). Общ­ность этой категории позволяет включить в нее как исякую целесообразную производственную деятельность, направленную на изменение окружающего мира, так и те компоненты поведения, которые делают возможным производство или же предстают как формы отвлечения от производства (в том числе досуг, отдых, игра).

Для эмпирических исследований могут быть выде­лены самые разнообразные виды деятельности (более ста), каждый из которых может быть охарактеризован через цель, бюджет времени, социальную направлен­ность, частоту и т.п. Для наших целей необходимо выявить общую структуру деятельности и место в ней культурных факторов. И вновь следует подчеркнуть, что необоснованно отводить культуре лишь внепроиз-нодственную деятельность и сводить ее к тому, чем человек занимается после работы или помимо работы.