Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 16 из 121)

Здесь нам придется принципиально разойтись с над­строечной концепцией культуры, согласно которой ду­ховные факторы приобретают значение только после того, как удовлетворены основные материальные жиз­ненные потребности. Согласно марксистскому учению “реальный базис” создается совокупностью производ­ственных отношений, возникающих на основе матери­альных производительных сил. Над этим базисом воз-I вышается, но вместе с тем им и определяется над­стройка, которая вмещает в себя все социополитические и культурно-идеологические отношения.

Конечно, в марксизме признавалась “относительная самостоятельностью надстройки, которая в определенной степени способна оказывать “обратное влияние” на со­циально-экономические процессы, однако лишь в сто-^ рону их ускорения или же блокирования, правда вре­менного, пока ее не сметет революционное движение. В конечном счете надстройка должна быть “приведена в соответствие” с базисом, устаревшая — свергнута, а новая сконструирована по потребности способа произ­водства. Со сменой формации подлежит устранению и вся надстроечная структура. Марксизм допускает, что наряду с доминирующим типом политики и культуры во всех антагонистических обществах существуют и эле­менты политической и духовной организации подчинен­ных классов, но они проявляются как “элементы и тен­денции”. Культура прошлых веков рассматривалась как подлежащая постепенному отмиранию, а новая культура должна функционально соответствовать доминирующе­му типу материального производства.

Такого рода монистический подход неизбежно при­водил к социально-экономическому редукционизму и делал невозможным выявление многоуровневого и мно­гостороннего взаимодействия — разных компонентов в общественной жизнедеятельности. Вопреки определяю­щему воздействию материального производства, духов­ное производство, в которое входит и сознание, ока­зывается не менее самостоятельным началом, функцио­нирующим по собственным закономерностям.

Отвергая истматовскую догматику, мы с полным ос­нованием можем обратиться к самому К.Марксу, к тем положениям в его работах, в которых общественное производство отнюдь не сводится к собственно мате­риальным компонентам. В своей совокупности это про­изводство, по теории К.Маркса, охватывает в сложном соподчинении не только материально-технологические, но и социально-политические и духовные компоненты.

Иногда в упрощенных материалистических трактов­ках общественного процесса можно встретить доводы такого типа: “прежде чем заниматься политикой, наукой или философией, человек должен есть, пить, одеваться, строить жилище и т.д.”. Это может быть и так, если говорить об элементарных человеческих потребностях. Но лишь на самом примитивном уровне существования, в экстремальных условиях выживания человек низво­дится до первичных инстинктов. Всякое собственно че­ловеческое общество начинается с того, что человек приучается правильно есть, пить, одеваться, добывать средства к существованию и общаться с людьми. Все эти функции не могут осуществляться без овладения культурой, накопленной обществом, и без ее сохранения. Иначе каждому новому поколению придется заново ов­ладевать навыками общения, добывания пищи, устрой­

ства жилища и т.д. По существу, нормативная регуля­ция общества — необходимая предпосылка материаль­ного производства. Вместе с тем, как писал Э.Ильенков, правилами общения, с требованиями и ограничени­ями общественной жизни индивид с детства вынужден считаться гораздо более осмотрительно, чем с непос­редственно воспринимаемым внешним обликом единич­ных вещей и ситуаций или с органическими желаниями, “лечениями и потребностями своего тела”*.

Ни голод, ни жажда, ни построение жилища не удов­летворяются на уровне инстинктов и побуждений (“драйвы”). Для их удовлетворения люди должны со-нершать действия намного более сложные, чем это де­лают животные. Для утоления голода следует выбрать рецепт блюда, раздобыть деньги, пойти в магазин или на рынок, купить нужные продукты, приготовить пищу определенным образом, пригласить своих близких и, на­конец, сесть за стол, не забывая при этом о соблюдении хороших манер. Без всего этого человек окажется от­верженным.

Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых и текущих поколений, человек формирует соб­ственное субъектное начало. Но в силу того, что че­ловек знакомится с культурой как с уже созданной, он должен подчиняться ее контролю, сдерживая свои неоправданные эмоции и бессмысленные поступки. По­этому культура предстает как сфера, не зависящая от воли и сознания отдельных людей, и как установление некоего сверхначала (Бога, Высшего разума, Дхармы и т.д.). Это дало основание З.Фрейду назвать куль-гуру репрессивным началом. Он описал конфликты между культурой и инстинктивными устремлениями че­ловеческой натуры. Действительно, культура подавляет некоторые наши побуждения, особенно сексуальные и агрессивные, слишком жестко их контролирует и на­правляет, допуская лишь ограниченные рамки для удов­летворения этих побуждений, или же, напротив, стиму­лирует в каком-то направлении. Она диктует подходя-

• Ильенков Э. Идеальное //Философская энциклопедия.— М., 1962.- Т.2.- С.220.

щее время, место и средства для удовлетворения че­ловеческих потребностей. Однако никакая культура не стремится целиком отменить секс или агрессивность. Напротив, определенные правила предписывают людям, кого можно выбирать в качестве партнера для секса или же для спортивной борьбы и какое поведение до­пустимо в такого рода ситуациях. Как известно, нару­шение принятых норм и правил в этих сферах карается подчас весьма жестко.

Эта производственная принудительность культуры отмечалась многими мыслителями. Еще Э.Дюркгейм по­разительно широко использовал термин “принуждение” для обозначения характера целесообразной деятельно­сти и нормативной детерминации этой деятельности. Внедрение культуры, ее поддержание, приучение, вклю­чая многообразные формы воспитания и образования,— все эти формы культурной детерминации заключают в себе и элементы принуждения. Известно и то, насколько большое впечатление на общественное сознание про­свещенного Запада произвело открытие З.Фрейдом ме­ханизмов подавления и вытеснения сокровенных моти­вов и стремлений человека. Хотя его концепция далеко не во всем считается оправданной, это положение о расхождении внутреннего мира человека и мира куль­туры принято как объяснение тех постоянных поисков, которые ведет общество для создания более гармонич­ных и приемлемых для человека принципов социокуль-турной регуляции. Однако налаживание существенно важных основ духовного производства необходимо для того, чтобы обеспечить человеку раскрытие горизонтов свободной деятельности.

Само собой разумеется, что культура отнюдь не сво­дится при этом к оперному театру, изящной словесности и хорошему воспитанию. Владение мастерством, умение копить деньги или пускать их в дело, торговать или покупать тоже требуют определенных культурных пред­посылок, практических ориентации, желания делать, что принято не в каждой культуре. Дефиниция культуры, выработанная социальными науками, устранила элитар­ные оттенки термина и остаточный подход к культуре как конечному продукту в цепи производства, как к

отдыху или приятному времяпрепровождению, отведя ей обширную часть совокупной деятельности.

Нельзя упускать из виду, что культура не ограни­чивается осознанной частью и поэтому не может рас­сматриваться только в составе “сознания”, соотноси­мого с “материей”. Существует и обширная сфера под­сознательного или даже бессознательного, тесно пере­плетенная с условиями быта индивида и общества и формирующая то экзистенциальное поле, в котором со­знание составляет лишь некоторую часть. Бессознатель­ная активность — важная составная часть истории, что ограничивает претензии разума, но оставляет значитель­ное пространство за культурой.

Итак, сфера культуры предстает как важный ком­понент деятельности вообще, равно как и совокупного

производства.

Несомненно, что большая часть того, что связано с художественной культурой, не может быть отнесена к целесообразному производству. И творчество мастеров слова или образа, и исполнительское искусство, и раз­личного рода праздники, зрелища, культурное время­препровождение восполняют человеческое бытие и ста­новятся формой проявления разнообразной деятельно­сти, отнюдь не обязательно связанной с совокупным общественным производством.

06 этом свидетельствует и та нагрузка, которую не" сет вдохновение, талант и гениальность в создании про­изведений культуры, огромно значение интуиции, оза­рения, игрового начала в искусстве или даже науке. Все это свидетельства раскованности и той внутренней свободы, которая является столь важной предпосылкой высокой культуры. Но и на каждом уровне человек находит в культуре нечто большее, чем то, что необ­ходимо включить в производственную деятельность в самом широком смысле.

Тем не менее все перечисленное выше какой-то своей стороной включается в общественно необходимое произ­водство. И дело отнюдь не только в том, что написание книги, картины, музыкального произведения, создание спектакля,научного направления и т.д.— все это требует определенных социальных и предметных предпосылок, условий, материального обеспечения. В макроизмерении культура — важный механизм производства общества и человека в самых разных вариантах и на различных уровнях. Семья, племя, этническая общность, нация и ци­вилизация — все эти уровни человеческого бытия фор­мируются отнюдь не только через совокупное материаль­ное производство, но и через поддержание духовных свя­зей и через создание на каждом уровне и в каждом эле­менте структуры несущих культурных элементов — зна­чений, норм, образов и ценностей.