С точки зрения собственно материального производства культура в ее художественных измерениях предстает как преимущественно затратный тип деятельности, как неизбежное свободное время, уходящее на развлечения. Тем не менее не существует общества, в котором этот тип деятельности был бы отменен или даже целиком подчинен интересам производства. Материальное производство не может обойтись без наличия разработанной системы норм, ценностей, знаний и значений, без участников производства, в том числе управляющих и подчиненных, без соответствующего большого общества, в рамках которого оно и функционирует и на обслуживание разнообразных потребностей которого оно и направлено. А значительная часть этих потребностей имеет очевидный духовный характер. Историческими свидетельствами этого могут служить многочисленные памятники культуры и культа, начиная от египетских пирамид, грандиозных храмов и храмовых ансамблей, архитектура городов и другие зримые воплощения накопленного культурного наследия.
По некоторым подсчетам, до половины прибавочного продукта в развитых доиндустриальных обществах уходило на поддержание религиозного культа и народной культуры.
В своей совокупности общество может рассматриваться как всеохватывающая суперсистема, состоящая из взаимосвязанных, но все же самостоятельных систем (или сфер) деятельности: экономико-хозяйственной, социальной, духовной и политической. Каждая из них, равно как и общество в целом, имеет свои характеристики и механизмы, структуры, функции, институты
и т.д. Хозяйственная система обеспечивает материальную жизнедеятельность общества, социальная — структуру отношений между различными группами и слоями, не обязательно связанными с собственно материальным производством. Политическая система — механизм реализации власти, воли и интересов составных элементов общества и его совокупности. Духовная система воспроизводит нормативно-ценностные, информационные и коммуникативные компоненты социальной регуляции. Социально-политическая регуляция осуществляется политикой во всем многообразии ее компонентов: государство с его органами (законодательная, исполнительная и судебная власть, органы контроля, управления и подавления) и то, что обычно называется общественными организациями: партии, церковь и творческие союзы. Впрочем, последние относятся уже в большей степени к институтам культуры.
Системное рассмотрение места культуры в социальной регуляции содержит та “общая теория действия”, основным создателем которой был Т.Парсонс. В рамках этой теории в структуре деятельности следует выделить “деятеля” и “ситуацию”. Отношения между ними включают в себя: а) адаптационную ориентацию, требующую вычленения из окружающей среды отдельных объектов, их обозначения по свойствам, месту и т.п.; б) целепо-лагание как стремление к достижению значимых потребностей; в) оценочную ориентацию, предполагающую” установление положительного или отрицательного значения объектов с точки зрения человеческих потребностей; г) взаимодействие и согласованность социальных субъектов, снятие напряженности между различными' группами, поддержание дифференциации и стабильности общества.
Образующиеся в обществе различные подсистемы (экономика, государство, семья, образование) обеспечивают необходимые функции в разных сферах. Так, функцию адаптации обеспечивает прежде всего экономика, но и культура содействует этому через формирование познавательных ориентации. Целеполагание относится как к сфере политики, так и опять-таки культуры, а их взаимная связь и переводит ценность в ценностную ориентацию, без которой невозможно разумное действие. Интегративная функция осуществляется через общие верования, моральные нормы и правовые принципы. Однако хорошо известно, что важным, хотя и противоречивым средством обеспечения единства и интеграции общества является государство как властная структура. Таким образом, культура присутствует во всех сферах социальной деятельности и системах регуляции. Однако, как мы уже видели в гл. I, культура может рассматриваться как особая сфера, функционирующая как система духовного производства, дополняющая материальное производство.
Культура как сфера духовного производства
В отличие от деятельности вообще производство имеет определенно целенаправленный характер и отвечает потребности общества в создании разнообразных систем жизнеобеспечения, только благодаря которым и появляется возможность ведения разнообразной внепроизвод-ственной деятельности. Однако производство отнюдь не следует представлять как сферу сугубо утилитарной работы по выпуску продуктов и созданию необходимых для этого производительных сил. Помимо материальной стороны всякое производство требует обеспечения и духовной стороны, которая и составляет сущность духовного производства.
Именно в сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни политика, ни социальные отношения. Культура составляет, таким образом, содержание духовного производства.
В самом общем и сжатом виде культура — это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, не
обходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Вместе с тем она способствует духовной интеграции общества и различных его групп. Продукты этого производства существуют не только в сфере сознания — в интеллектуальной или художественной форме. Они обозначаются, т.е. приобретают свойства знака или целой знаковой системы (язык, религия, мораль, идеология, стили искусства и литературы).
Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия. Для этого нужны соответствующие институты, кадры — все то, что воплощают в себе система образования, религиозные институты и светская культура.
Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, издательства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой коммуникации и т.д.), кадры специалистов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры). В каждом из перечисленных компонентов присутствует и вклад других сфер: нельзя строить храмы и переписывать книги без соответствующих материальных затрат. Но именно культура в данном случае является определяющим фактором.
В своем материальном воплощении культура переживает своего рода инобытие, лишь условно отражающее духовную сторону. Для ее сохранения требуется и опредмечивание, т.е. воплощение в материальной оболочке — и притом в “вечной”, если каким-то ценностям придавалось непреходящее, сакрализованное значение. Впрочем, знаку придавалось гораздо большее значение, чем материальному воплощению. Метафорическое выражение этого положения мы найдем в известном стихотворении Державина “Памятник”:
Я памятник воздвиг себе чудесный, вечный. Металлов тверже он и выше пирамид...
Хотя утраты рукописей и произведений искусства на протяжении истории всех обществ были огромными, тем не менее сохранность культурных ценностей в знаковом выражении оказалась гораздо выше, чем опред-меченных в материальном виде. Впрочем, это относится прежде всего к знакам особого типа, а именно тем, что подвергались сакрализации как процедуре возвышения над обыденностью. Сохранность светской культуры неизменно оказывалась намного ниже.
Вместе с тем духовное производство — важная предпосылка как производства вообще, так и совокупных общественных отношений, подверженных влиянию тех ценностей, знаний и ориентации, которые вырабатываются в культуре. В духовном производстве специфичны и те средства, с помощью которых создается его продукт. Здесь орудия труда могут подчас в принципе не отличаться от орудий материального производства, представляя собой предмет или комплекс предметов, которые человек ставит между собой и природой (например, в сфере науки). Но, скажем, орудием деятельности писателя или художника является не ручка с пером или кисть (это только вспомогательные средства), а выразительные средства языка или изобразительного искусства, благодаря которым создается художественный образ. Ученый и философ используют анализ и синтез, индукцию и дедукцию, гипотезы — все формы логического мышления, а также модели, концепции, научные направления.
Самостоятельность культуры как особой сферы детерминации означает, что ее нельзя свести к “надстроечному” или “остаточному” фактору в общей системе регуляции, где постоянный приоритет или конечное слово принадлежит способу материального производства. Эта самостоятельность и взаимозависимости обеих сторон могут проявляться на любом уровне регуляции социальной жизни: всего общества, его части или отдельной личности.
Как известно, активным началом в хозяйственном развитии общества большей частью выступает не все
население, а какая-то особая часть, группа, отличающаяся своими социокультурными характеристиками. Это может быть и класс, относящийся в общем к той же самой национальной общности, но может быть и ино-культурная группа — этнически или конфессионально отличающаяся от остального населения. Именно особое значение культурного фактора может объяснить как зарождение капитализма в ряде обществ Западной Европы, так и успех экономических меньшинств во многих странах Азии или Африки.