Как мы установили, культура отнюдь не сводится к изящным искусствам или культовым действиям. Духовное измерение присутствует не только в аскетических созерцаниях или литературных дискуссиях, но и в практической деятельности купца и предпринимателя, крестьянина, ремесленника или рабочего. Поэтому, в частности, неосновательны рассуждения о кризисе или исчерпанности культуры, упадке творчества, если под этим подразумевается снижение статуса сложившейся классической или признанной культуры с присущими ей смыслами и, конечно, с соответствующими институтами. Большей частью совершающийся при этом процесс заключается в достаточно заметном изменении ха4 рактера и стиля культуры, ее переходе в новое каче^ ство, смене эпох, стилей, столиц — или цивилизаций.!
Еще более важная сфера, выпадающая из внимания исследователя при узком понимании сферы культурологии,— практически-действенная, событийная история общества, фиксирующая накопление важнейшего опыта в исторической памяти о войнах и революциях, реформах и типах правления.
В духовном производстве разделение труда весьма отличается от того, которое существует в производстве материальном.
Его продукт не обязательно является результатом непосредственной кооперации, совместного труда индивидов. Но в то же время именно в духовном производстве продукт труда наиболее отчетливо выступает как результат всеобщего труда, так как он синтезирует опыт не только современников, но и прошлых поколений, поддерживает связь с историей как прошлым опытом.
В процессе разделения труда формируются специализированные формы духовного производства, необходимые для поддержания совокупного общественного производства. В ходе общественно полезной деятельности создаются и сохраняются, поддерживаются и распространяются те нормы и ценности, знания и смыслы, которые обеспечивают процесс функционирования общества в целом. Эта специализация в немалой степени связана и с разделением труда в материальном производстве, для поддержания которого нужны профессиональные знания, формируемые прежде всего в многообразной системе образования. Вместе с тем духовное производство в немалой степени формирует ту особую сферу социальной регуляции, которая обеспечивает поддержание социальной целостности во всей ее социально и культурно обусловленной дифференциации.
Произведения духовного творчества зачастую уникальны и поэтому персонифицированы. Даже воспроизведение уже созданных образцов очень часто связано с персонификацией исполнителя: актера, певца, музыканта, издателя. Это свидетельствует о большем значении субъектного фактора в духовной деятельности, чем это имеет место в материальном производстве, где авторство коллектива или предприятия в большой степени размыто наличием многих соучастников-смежников. Эта персонификация никоим образом не снимает проблемы социальной значимости произведений культурного творчества. Напротив, именно от состояния безличного и многоголового общества зависит и судьба деятеля культуры и признание — или забвение — его произведения.
Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Сохранению выдающихся культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произведения становятся менее подверженными разрушительной силе времени. Современная техника способствует воспроизведению раритетов: огромными тиражами выходят ред
кие книги, репродукции картин. Тем самым широкие массы знакомятся с уникальными произведениями.
В современной массовой культуре, как мы увидим в гл. XIV, способ воспроизводства во многом меняется. Происходит снижение значения авторского, индивидуального, уникального начала, а на первый план выходит массовость, доступность, всеобщность в потреблении, а также и коллективное начало в производственном процессе. Но массовая культура превращается в значи-гельной степени в индустрию культуры, превосходящую по своей доле в валовом национальном продукте (ВНП) многие другие отрасли.
Сохранение духовных ценностей — это не только предотвращение их физической гибели или забвения. Это также способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что подразумевает отбор духовных ценностей, их распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.
Распространение ценностей культуры осуществляется прежде всего через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от доступности всех видов образования широким массам населения во многом зависит уровень духовной жизни общества и состояние кадров производства. Важную роль играют средства массовой информации, прежде всего радио и телевидение, а также театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.
Распределение многообразной духовной деятельности членов общества по различным родам и видам делает необходимым обмен элементами культуры, сущностью которого является духовное общение людей, обмен производственным опытом, достижениями науки, продуктами научного поиска и художественного творчества.
Индивиды, участвующие в научной деятельности, не могут обойтись без гуманитарных принципов, а научные знания, полученные учеными, так или иначе воздействуют на духовную атмосферу эпохи. Без такого взаимного обмена невозможно функционирование общества и его развитие.
Как и материальные блага, продукты духовного производства, ценности культуры предназначены для потребления, а вернее — для освоения. Это освоение существенно отличается от потребления благ материальных, в процессе которого продукт либо уничтожается, либо изнашивается (одежда, обувь, мебель и т.п.). Духовными ценностями пользуются многократно многие люди. Они по своей природе не являются объектом монопольного индивидуального владения, хотя при определенных социальных условиях культурные ценности становятся достоянием узкой элиты или привилегированного класса. Освоение осуществляется в той или иной степени как передача, трансляция культуры, как ее распространение между группами и индивидами по уровням, т.е. от культурной элиты в широкие слои общества или же, наоборот, от народных низов — в высшие слои.Распространение культуры происходит также от центра к периферии, между различными центрами и т.д.
Освоение духовных благ может быть пассивным усвоением, но допускает и широкую амплитуду активного приобщения. Чтение художественной литературы, восприятие музыки, театрального спектакля или фильма в какой-то степени всегда — диалог автора и зрителя, предпосылка общения публики и т.д. Спрос на данное произведение обусловлен прежде всего потребностями личности или социальной группы, и если этот спрос достаточно интенсивен, то он может преодолеть навязанную систему распределения культурной продукции, как об этом свидетельствует вся история борьбы с цензурой и существование “самиздата”.
Духовные потребности складываются в зависимости от ряда факторов, среди которых следует прежде всего выделить уровень общего цивилизационного развития общества, тип цивилизации, степень и характер формирования нации, характер экономического и политического строя, специфику социальной принадлежности. Особое значение имеют индивидуальные характеристики культурного субъекта, так как художественная культура в высокой степени направлена на удовлетворение индивидуальных запросов.
Высокая степень выделенности художественной куль-гуры из всей системы духовной деятельности приводит к тому, что зачастую именно с ней связывается представление о культуре как сфере подлинной духовности и творческих устремлений. Такое понимание сильно сужает культуру, отсекая от нее мировоззренческие ориентации широких слоев населения, находящие выражение в религии и идеологии, соционормативные компоненты, такие, как политическая и правовая культура, мораль, а также специфическую познавательную систему науки.
Важное значение духовных мотиваций, вырабатыва-, емых в культуре, заключается еще и в том, что они составляют необходимый компонент хозяйственной культуры, без которой хозяйство может функционировать только в качестве разорительной и пагубной системы принудительного труда, порождающего реакцию отторжения и социального протеста. Духовные потребности, соединяясь с собственно хозяйственными принципами, оказывают воздействие и на экономическое поведение. В культуре вырабатывается отношение к хозяйству со стороны общества в целом и его различных социальных слоев.
В доиндустриальном обществе хозяйственная дея-гельность может представать как вторичная, подчиненная каким-то более важным принципам социальной регуляции, исходящим из сакральных законов или из властных установлений. На шкале престижности в этом обществе наиболее высокое место занимала священническая деятельность по поддержанию “вечных” ценностей, либо верховная власть, управлявшая обществом, либо война как выражение мощи и насилия. В буржуазной системе хозяйственная деятельность приобре-1ает высокий статус важного источника социального статуса, хотя и на условии ее эффективности, измеряемой финансовыми критериями.