Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 26 из 121)

— труд помогает развитию творческих способностей и профессиональных навыков, что дает возможность гордиться своими способностями, создает чувство уве­ренности и безопасности;

— работа структурирует психологическое время, за­полняет и организует день — год — жизнь. Конечно, эта структура во многом зависит от общей системы культуры и локальной культурной среды.

Практицизм (прагматизм). Хотя большая часть повседневной, конкретной деятельности человека регу­лируется обычаем и привычкой, поддержание этой де­ятельности, ее адаптация к меняющимся потребностям и условиям внешней среды, а тем более ее развитие требуют повышенного внимания и старания. Это пре­вращает деятельность, направленную на добывание по­вседневных благ, в призванное ремесло и профессию, становящиеся “делом чести”, источником человеческого достоинства.

Обостренное сюжетное выражение ценность практи­ческой деятельности находит в романе Тургенева “Отцы и дети”, ведущий персонаж которого Базаров полагает, что главное — это практическое изменение жизненных условий, а поэтому “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Его принципы резко противо­стоят принятым в гуманитарной дворянской среде ори-ентациям на красоту или возвышенные идеалы служе­ния человечеству, оказывающиеся на практике бесполез­ными, никак не способствующими улучшению положе­ния крестьян или самих господ.

Практицизм направлен на достижение конкретных материальных результатов при использовании доступ­ных человеку средств для получения реальной пользы и улучшения своего положения в повседневной жизни. Практицизм способствует расчленению ситуации на со­ставляющие элементы, отстранению от возвышенных идеалов, от выполнения долга в пользу постепенного накопления благ, удовлетворяющего утилитарные по-

128

'ребности. Поэтому практицизм оказывается равнодуш ii.iM к идеальным ценностям и противостоит им в идео­логической полемике.

Развернутое описание прагматизма как жизненной пиентации мы находим в книге известного американcкого теолога Харви Кокса “Мирской град”: “Под “прагматизмом” мы понимаем заинтересованность секу-лярного человека вопросом “будет ли работать?”. Се-кулярный человек не слишком озабочен тайнами. Его мало интересует то, во что нельзя вложить энергию и интеллект. Он судит об идеях — если воспользо-паться словарным определением прагматизма — по “ре" •ультатам,к которым они могут привести на практике”. Мир при этом рассматривается не как единая мета­физическая система, а как набор задач и целей. Го­родской секулярный человек — прагматик. Он озабочен решением конкретных проблем и выясняет, что для ггого потребуется. Он не интересуется ни тем, что на­певается “последними вопросами”, ни метафизическими рассуждениями. Так как религия в основном занима­ется именно этими вещами, то выходит, что он не задает “религиозных” вопросов”"'.

Несомненно, что практицизм так или иначе присут­ствует в любой форме деятельности, направленной на получение материальных благ, хотя и остается большей частью подчиненным элементом. Как мы увидим, в до-индустриальном обществе эта ориентация была широко распространена как стремление к наживе, еще не полу­чая морального оправдания. Как писал еще М.Вебер, но все времена в разных обществах алчность и безум­ная жажда наживы проявлялись в деятельности самых различных активных социальных групп — торговцев, ростовщиков, солдат, разбойников, чиновников-взяточни­ков, посетителей игорных домов и нищих и т.д. От­торгаемая от общественной системы морали, эта дея­тельность тем не менее выполняла как полезные, так и антисоциальные функции. Но социально непризнан­ная или осуждаемая деятельность — ростовщичество, пиратство, воровство — становилась социально необхо-

• К о к с X. Мирской град // Знамя.- 1992.- № 9.- С. 208 - 209.

димым элементом в общей системе деятельности. В силу ограниченности своих задач или же антисоциальной направленности такой практицизм мог получить при­знание только как часть общего дела, связанного с до­стижением более высоких целей, взятых из другой сфе­ры. Война, как известно, преподносится как “защита отечества”, “отмщение врагу”, “восстановление истори­ческих прав”, “как дело доблести и геройства”. Торгов­ля получает высокую оценку после того, как купец жертвует часть состояния на нужды города, искусство, церковь или школы. И даже знаменитый пират Дрейк может быть избавлен от виселицы и получить почетный титул и орден, если он морским разбоем содействует славе своей монархии.

Однако практицизм как ценность витальной или со­циальной сферы воспринимался негативно теми, кто придерживался иных ценностных ориентации. А так как практицизм, связанный с хозяйственной или фи­нансовой деятельностью, всегда становился сильной ори­ентацией, влиявшей на окружающую среду, он порождал противостояние различного типа — против корыстных элементов, ростовщиков и эксплуататоров, которые со­сут кровь из простого народа.

Практицизм — необходимая моральная установка в материальном производстве любого уровня: от налажи­вания быта до создания высоких технологий. Однако его содержание качественно меняется в зависимости от уровня. На ранних этапах он направлен на удовлетворе­ние основных человеческих потребностей текущего или перспективного жизнеобеспечения. Его основная харак­теристика — приспосабливание непосредственной среды обитания (жилища, участка земли) к этим основным потребностям и психофизиологическая адаптация чело­века. На более продвинутых уровнях формируются раз­нообразные связи и обмен с близкими и дальними участ­ками совокупного процесса производства, сеть взаимо­действия. Практическая эффективность такого взаимо­действия во многом зависит от налаженной дифферен­циации труда и обмена, т.е. движения товаров и денег. Именно с денежным обращением как наиболее гибкой формой обмена и связаны наиболее сложные системы

хозяйства, получающие возможность далеко отделяться от всех других нормативно-ценностных факторов и при­обретать высокую степень самостоятельности. Метафо­рическим выражением такой самостоятельности можно считать пословицы: “Деньги не пахнут” и “Деньги счет 'нобят”. Однако ни в одном обществе такого рода ути­литаризм не становится тотальной формой регуляции, он всегда остается встроенным в целостную цивилизаци-онную систему регуляции.

В исследованиях В.Зомбарта и других видных соци­ологов раскрыто, каким образом в период первоначаль­ного накопления носителем утилитарных установок вы­ступило мещанское сословие (бюргеры), которому при­суща склонность “экономить, беречь и ухаживать за богатствами, заботливо и строго смотреть за приходом и расходом духа, силы, имущества и денег”, стремление оценивать все с точки зрения пользы, рассчитывать нее свои поступки и влечения, сосредоточенные на бе­режном отношении к накопленному достоянию, и чу­раться всех излишеств, любовных безрассудств и рас­точительства*.

Во все времена и во всех обществах существует противоречие между нечестивым богатством (и теневым капиталом) и моральными ценностями. Не менее рас­пространено стремление такого капитала к отмыванию через употребление на морально оправдываемые цели. Для художественной литературы и искусства это по­стоянный источник драматических сюжетов, для рели­гиозных и социальных учений — поле идейной борьбы и критики. Для социологии постоянной проблемой ста­ло выяснение взаимодействия материальных интересов и духовных запросов бизнеса, этики нормативного и отклоняющегося в предпринимательстве и хозяйствен­ной деятельности вообще.

Как мы видим, если практицизм не стеснен мораль­ными соображениями, он может превращаться в зло­употребление по отношению к другим людям, мошен-

•См.: Зомбарт В. Буржуа: Очерки по истории духовного раз­вития современного предпринимателя //Человек: Образ и сущность.— М., 1993.- С.159-160.

ничество, что и вызывает необходимость поддержания правовых ограничений или использования разнообраз­ных средств морального осуждения и предотвращения злоупотреблений.

Во всякой культуре человеческая телесность* обра­зует важную ценностную сферу. Таким образом, телесные характеристики — отнюдь не только достояние антропо­логических исследований и обмеров (формы тела, рост, физические признаки и т.д.). Конечно, по этим призна­кам мы можем различить расовые и этнические детерми­нанты индивидуальности. Тем не менее социокультурные факторы во многом формируют человеческое тело и всю телесную культуру, т.е. поведение и отношения, связан­ные с соматическими характеристиками человека. При этом следует различать социальные условия как влияние конкретной среды, положения, статуса, профессии и целе­направленную деятельность, которая либо носит жизне-обеспечивающий характер (“занятия физкультурой”), либо сообразуется с культурными факторами. “Культур­ное тело” как бы надстраивается над телом антрополо­гическим и социальным, корректируя механизмы жизне­обеспечения. Образ “телесного я” соотносится с куль турными ориентациями, представлениями о достоинстве, силе, красоте, физической сноровке, социальной и куль­турной уместности или оригинальности.

Однако представления о нормативной или же иде­альной телесности поразительно отличаются друг от друга в разных культурах. Даже при беглом знаком­стве с историей культуры в залах какого-либо музея мы увидим полную жизни и энергии телесность ан­тичных персонажей. В Древней Греции именно чело­веческое тело было носителем идеальной красоты, фи­зической мощи и ловкости, хотя всякая внешняя угроза могла деформировать это тело. Но этот канон был заменен, центральным символом европейской культуры стало распятое тело страдающего Бога, преданного по­зорной смерти. В эпоху Возрождения мы вновь видим