Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 28 из 121)

Еще в античной культуре полиморфизм витальных ценностей выражался в поклонении различным богам и богиням, с которыми связывались разные начала и

• Так называется книга американского русиста Д.Биллингтона (1966).

•• Таково название книги американской исследовательницы Рут Бене­дикт (1946).

••• Название книги российского ученого И.В.Подберезского (1974).

функции. Культ богини-матери Геи дополнялся культом любви, олицетворенном в Афродите, а наряду с ними почетное место отводилось властной и ревнивой Гере и вечной девственнице Артемиде.

Хорошо известны практические оппозиции, часто встречающиеся в жизни и получившие основательную разработку в философии и социологии: быть —иметь, работа — досуг, богатство — солидарность, наука — мораль и т.д. Эти оппозиции по-разному распределяются в за­висимости от социальной принадлежности индивида,или от типа культуры, или от характера функциональной де­ятельности. Культивирование досуга — в большой степе­ни привилегия богатых и знатных, а солидарность имеет более высокий статус, чем “бессердечный капитал” в сре­де с устойчивой религиозной регуляцией. Конечно, в каж­дой среде признаются так или иначе и другие ценности, что и служит одним из факторов той коммуникации, ко­торая обеспечивает поддержание социального взаимодей­ствия. Но когда эти различия переносятся в идейную сферу, возникает острая идеологическая борьба — “тру­дящихся” против “праздных”, “мира” против “кулаков” (или “кровопийцев”), “высокой человеческой морали” против “бесчеловечной науки и техники” и т.д.

Одно и то же, казалось бы, явление может приоб­ретать различное значение в зависимости от типа об­щества или социальной среды. В неразвитом традици­онно обществе красота может не иметь ценности, так как слишком ненадежны условия выживания отдельного индивида, семьи или коллектива. Подтверждение этого положения можно найти во многих этнографических наблюдениях. Из художественных иллюстраций можно напомнить строки Некрасова из стихотворения, наве­янного встречей с сельской красавицей:

Подвязавши под мышки передник, Перевяжешь уродливо грудь. Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.

В более развитом обществе красота может стать как предметом бескорыстного созерцания или идеализиро­ванной любви, так и предметом расчетливой коммерции, стимулом для расширенного потребления и т.д. Здесь

возможно множество градаций в соответствии как с классовыми критериями, так и делением на субкульту­ры. Различные социальные страты вырабатывают спе­цифические наборы ценностей, вступающие в сложное нзаимодействие друг с другом и теми ценностями, ко-юрые утверждаются как общее достояние в националь­ных, цивилизационных или интернациональных рамках.

Но в рамках собственно духовной системы предан­ность ценностной ориентации может вступать в про­тиворечие со сложившимися “устоями”. Всякое худо­жественное новаторство, например, означает в той или иной степени нарочитое нарушение уже принятого сти­ля в стремлении к открытию новых вариантов эсте­тического или морального видения мира. На рубеже XIX—XX вв. во Франции и других европейских странах такие прорывы сопровождались общественными сканда­лами вокруг импрессионистов, постимпрессионистов и т.д. Однако позднее “перманентный” авангардизм стал признанным явлением художественной жизни и общест­венное сознание спешило признать очередное необычное

явление в искусстве.

Таким образом, при социологическом рассмотрении культуры ценности предстают как подвижная и зави­симая сфера культурной регуляции, обусловленная об­щей динамикой, вовлекающей в свое движение и то, что утверждалось как бы бесспорным, нерушимым, од­нозначным, вечным и священным. Свидетельством тому могут служить не только разрушенные древние храмы и святилища, но и недавно ниспровергнутые культы, символы, верховные законы, снятые нерушимые границы и т.д. В условиях социальных потрясений как простые человеческие нормы, так и высокие ценности могут быть подвергнуты интеллектуальной критике и отменены.

Как мы увидим, в условиях резких сдвигов (рево­люций) в обществе могут возникать тенденции к быст­рому и радикальному ниспровержению прежде высоко почитавшихся ценностей в пользу новых, подчас прямо противоположных. Однако в устойчивых культурах вы­рабатываются свои способы и механизмы преодоления противостояния разных ценностных мотиваций без их взаимного разрушительного столкновения.

В упорядочивании ценностного противостояния и разброса можно выделить три основных принципа. Пер­вый основан на иерархизации, на выделении доминан­тных ценностей, по отношению к которым остальные выступают как вторичные. Это помогает обществу или индивиду уладить проблему столкновения любви и дол­га, человеческого отношения с практичностью, общего­сударственного и локального интересов, власти и лич­ности и т.д.

Принципиальное решение дает уже христианская фор­мула “Богу богово, а кесарю кесарево”: во властной и духовной сферах должны действовать разные принципы, не устраняя друг друга.

В полемике средневекового рыцаря и крестьянина по поводу того, идти или не идти в крестовый поход на неверных, второй собеседник выставляет достоинст­во своего труда, благо своей семьи и личную безопас­ность как аргументы против выполнения высокого дол­га, но в конце концов соглашается с рыцарем и идет в поход.

В известном “деле Рушди” его “Сатанинские стихи” вызвали обвинение в религиозном кощунстве и заочный смертный приговор. Принятие в мировом общественном мнении разделения религиозных ценностей и мораль­ных норм привело к резкому протесту со стороны мно­гих людей в разных странах против такого фанатич­ного проявления религиозности. Оба суждения, выне­сенные в разных системах ценностей, остаются в силе

Другой способ упорядочивания ценностей, как и норм, состоит в их распределении по разным сферам дея­тельности. Жесткая рациональность профессиональной работы может смениться духовным восхождением через музыку, молитву или медитацию — или же игрой и развлечением, чтобы внутренне расслабиться.

Третий способ — распределение ценностей по раз­ным социальным слоям. Так, даже господствующие эли­ты сами по себе не представляют собой единого слоя, а делятся на типы, осуществляющие разные функции и придерживающиеся разных ориентации. Для полити­ческой элиты главная ценность—власть, для военной— сила, для религиозной — моральные ценности, а для

интеллектуальной — знания. И хотя правильно орга­низованное общество нуждается во всех этих компо­нентах регуляции, между этими элитами неизменно воз­никают разногласия, отражающиеся в напряженных иде­ологических спорах относительно того, кто важнее.

Лишь в предельных толкованиях ценности, относя­щиеся к разным сферам, фигурируют независимо друг от друга (например, по принципу “морали нет, есть голько красота”). Обычно они пересекаются друг с (ругом, хотя во всяком развитом обществе никогда не ювпадают. Чем выше уровень ценностей, тем больше они связаны с сознательной верой в их значение. Имен­но поэтому необходима длительная и основательная ра-пота по воспитанию и внедрению высших ценностей. Особенно велика здесь роль религиозных институтов и системы образования, принятой в обществе.

Понятия ядра культуры и срединной культуры

Устойчивая и непротиворечивая совокупность цен­ностных ориентации в обществе обусловливает единство и целостность его духовной жизни. Эта совокупность формирует ту срединную культуру (“ядро культуры”) общества в целом, которая снимает напряженность оп­позиционных ценностей,устраняет угрозу раскола и ра­дикальной инверсии (см. гл. X) в динамике общества. Именно в рамках срединной культуры формируется ус­тойчивый нравственный идеал, приемлемый для широ­ких масс населения на длительный период времени. И ее рамках снимаются крайности ценностных ориен-1аций: аскетизм— гедонизм, покорность— воля, свое— чужое, священное — бесовское, народное — антинарод­ное, национальное — антинациональное, пролетарское — буржуазное и т.д.— и складывается устойчивый образ жизни, обеспечивающий умеренное благосостояние для широких слоев населения, доступные цели и средства реализации этих целей.

Как мы увидим в дальнейшем, существуют разные “ипы срединных культур, специфичные для той или иной цивилизации, а позднее для национальных общнос-тей. Дополнением, а подчас и заменой общекультурной регуляции является государство, располагающее аппара­том власти и бюрократии для налаживания формального порядка в своих владениях. Рассмотрение стабилизиру­ющих функций государства — задача политологии.

Культура и повседневность

К сфере срединной культуры можно в основном от­нести и ту, что получила название “культуры повсе­дневности”. За последние десятилетия повседневность, обыденная жизнь стала предметом основательного изу­чения комплекса научных дисциплин, в том числе фи­лософии, социологии, социальной психологии и даже истории*. В обращении к этой теме исследователи стре­мились выявить ту реальность, в которую постоянно погружен человек и которая ощущается как естествен­ное состояние, как собственная, частная сфера жизни, наполненная будничными событиями. Это состояние по­вторяющихся изо дня в день действий и контактов, признаваемых индивидом обычными и своими в отли­чие от внешних, объективированных, институциональ­ных форм и правил взаимодействия, не зависящих от воли индивида, но воспринимаемых им как обязатель­ное, официальное, а поэтому внешнее.

Как мы видели, большая часть норм и ценностей связана с преодолением повседневности, устремленно­стью к какой-то цели, выводящей индивида или группу из обычного круга поведения и деятельности. Условием развития всегда является возвышение статуса того или иного “возвышенного” начала, достижение которого дает человеку возможность выхода из обыденности. Однако трудности, противоречивость и ненадежность, связанные с такого рода выходом, постоянство присут­ствия повседневности требуют от человека устойчивой ориентации в этой сфере, а от науки ее основательного