Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 32 из 121)

Хотя в ходе развития просвещения философская ус­тановка на преимущество и предпочтительность знания по сравнению с верой одержала верх, во второй половине XIX в. ей пришлось во многом потесниться, уступив ме­сто социологии, обратившейся к изучению действитель­ных функций религии, идеологии и культуры в целом.

Однако дело не только в собственно религиозной вере, связанной со знанием высших духовных сущно­стей. Во все времена общество оперирует и знаниями, сопряженными с низшими верованиями. К их числу следует отнести астрологию, хиромантию, шаманство, прорицательство, колдовство, ведовство, гадания разного рода. В новейшее время к этому перечню добавились спиритизм, экстрасенсорика, уфология, телепатия, пол-тергейстика и т.д. Содержащиеся в них элементы зна­ния переплетены с представлениями того уровня, кото­рый составляет содержание мифологии как компонента культуры, выполняющего определенные функции в ре­гуляции духовной деятельности. К этой проблематике мы обратимся уже в следующей главе.

* См.: Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии,— М.,1983.

Знание и информация. Казалось бы, знание по су­ществу совпадает с информацией, в соответствии с ко­торой человек и формирует свои взгляды и направляет свои действия. Однако логика развития социологии привела к тому, что две дисциплины — социология зна­ния и социология информации (или же средств мас­совой коммуникации) заметно разошлись между собой как в предмете рассмотрения, так и в методах изучения.

Начиная примерно с 20-х гг. развитие массового производства и масс-медиа превратило и массовое об­щество в важнейший фактор социальной жизни. Важ­ным и постоянно действующим средством регуляции отношений в этом обществе становится информация, производимая масс-медиа. Сочетая в себе элементы зна­ния, веры и идеологии, информация отличается от всех их уже в силу того обстоятельства, что в ее состав непременно входит общественное мнение, складываю­щееся не только под влиянием фактических знаний, но и субъективных установок, эмоций и волевых факто­ров и именно поэтому становящееся влиятельным сти­мулом деятельности.

Знание необходимо для функционирования в самых различных сферах деятельности. Власть не может обой­тись без данных о состоянии общества, формируя свои источники информации, как открытые, так и закрытые. Знание становится важным инструментом управления обществом. Именно знание во многих случаях высту­пает (наряду с властными институтами и силовыми структурами) как важный источник власти. Оно при­обретает статус либо официальной правды, обосновы­вающей и объясняющей действия власти, либо тщатель­но охраняемого государственного секрета, на узнавание которого могут быть направлены значительные усилия оппозиции или спецслужб противника. Превращаясь в информацию, поставляемую (или не поставляемую) средствами массовой коммуникации и пропаганды, оно служит интересам “четвертой власти”, используемой теми или иными властными структурами.

Знание — непременная предпосылка хозяйственной деятельности, и значение этой предпосылки постоянно возрастает в истории хозяйствования. Знание — усло­

вие не только технологических процессов, но и дви­жения товаров и ресурсов. В эпоху научно-технической революции оно опредмечивается в наукоемкие техно­логии, меняет или сокращает потребность в сырье, ра­бочей силе, времени и капитале, становясь важным ре­сурсом передовой экономики. Вот почему в зрелом ин­дустриальном и тем более в постиндустриальном об­ществе разрастание научных и информационных отрас­лей приводит к тому, что количество занятых в них и объем производства в денежном отношении превос­ходят соответствующие данные для традиционных от­раслей. По мнению многих ученых, основным ресурсом постиндустриального общества становится знание. Бо­гатство такого общества в значительной степени опре­деляется суммой накопленных знаний и умением про­дуктивно их использовать. Развитые страны в середине 90-х гг. XX в. уже около 1/5 своего продукта тратят на производство и распространение знаний. Производ­ство знаний становится определяющим фактором как в конкуренции компаний или отраслей промышленности, так и целых стран. А ведущей группой общества ста­новятся “люди знания”, т.е. специалисты, которые рас­полагают знаниями, вырабатывают, контролируют и при­меняют их на практике.

Значения

Значения — специфически культурное средство со­единения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков. Если в экономической деятельности человек соединяется с внешним миром через ведение хозяйства, а в политике через властные отношения, то культура наделяет зна­чениями факты, явления и процессы этого мира. Более того, культура формирует сложную и многообразную знаковую систему, через которую происходит накопле­ние, поддержание и организация опыта. К числу зна­ковых систем относятся естественные и искусственные языки, различные системы сигнализации, языки изобра­зительных систем (образы, символика). Той специальной дисциплиной, которая изучает свойства знаковых систем, является семиотика. Синонимом для термина “значения” выступает слово “смыслы”. Впрочем, они не могут считаться полностью синонимичными в силу того, что “смысл” обычно связывается с субъективным пониманием культурных средств, что и является пред­метом гуманитарного культуроведения, в отличие от рас­смотрения объективированного “значения” культурных компонентов в системе культурной регуляции. Если “смысл” обозначает отношение знака (или выражения) к “своему предмету”, его “смысловое содержание”, то “значение” скорее раскрывает соотношение культурных компонентов (норм, ценностей, знаний) с другими сред­ствами социальной регуляции*.

Теория значений и ее соотношение с процессом по­знания — важная проблема различных философских направлений, прежде всего аналитической философии, раскрывающей логические и семантические аспекты знаковых систем. Для социологии культуры важно раскрыть соотношение смыслового содержания различ­ных знаковых систем с точки зрения их соотношения с социальными процессами и спецификой культурной среды.

Всякое знание получает выражение через систему знаков, которые сами по себе могут не содержать ин­формации, но без обращения к ним эта информация не будет доведена до человека.

Процессы получения знаний и выработки значений не совпадают.

Значения вырабатываются, совершенствуются, систе­матизируются в течение многих веков. Они выража­ются в наглядных образах, звуках, условных знаках. Но могут содержаться в жестах, словах, приветствиях, украшениях, ритуалах, деталях одежды и т.д.

Чем обусловлена необходимость для человека вы­рабатывать значения, обозначать вещи, свои собственные поступки и переживания?

* Теоретический подход к изучению соотношения между системой зна­чений и другими системами социальной регуляции получил развитие в рам­ках символического интеракционизма (см. гл. II).

Во-первых, значения — средство, позволяющее чело­веку дистанцироваться от собственных переживаний и от наблюдаемых явлений, а значит, и вырабатывать со­вершенно особые формы деятельности. К тому же каж­дое явление в природе, обществе или культуре обладает гораздо большим количеством свойств, чем то, которое доступно непосредственному наблюдению. Значения по­зволяют вырабатывать гораздо более дифференцирован­ные формы деятельности, соотнесенные с объективными свойствами окружающего мира. Значения дают возмож­ность мысленного моделирования явлений, с которыми предстоит иметь дело, и само поведение становится все более универсальным способом отношения человека к действительности.

Во-вторых, человек как существо социальное должен сообразовывать свои устремления с интересами других, а также культурными требованиями. Именно через си­стему значений происходит такое согласование.

В-третьих, общество должно закреплять свой опыт в общезначимых символах, которые могли бы быть соотне­сены друг с другом, систематизированы и переданы сле­дующим поколениям.

Средствами культуры создаются знаки, названия, име­на, позволяющие воссоздать в воображении образы отсут­ствующих предметов, перечислять и сочетать их в любой последовательности.

Благодаря ей рождается разветвленная система зна­чений, с помощью которой можно отличить друг от друга, дифференцировать тончайшие оттенки в пере­живаниях или явлениях видимого мира.

Вырабатываемая сложная иерархия оценок концен­трирует опыт многих поколений. Обозначая и оценивая явления, человек упорядочивает, истолковывает, осмыс­ливает мир и свое бытие в нем, получает возможность ориентироваться в действительности. Дать имя пред­мету — значит сделать первый шаг на пути к его познанию. Название закрепляет место предмета в опы­те, позволяет узнавать его при встрече. Так, вне системы культурных значений не определима разница между королем и придворным, святым и грешником, красотой и безобразием.

Вещи, действия людей, психологические процессы са­ми по себе культуры не составляют. Это лишь строи­тельный материал для нее. Но будучи означены, они “втягиваются” в культуру, организуются в системы, включаются в функционирование социальных институ­тов и в жизнь отдельной личности. Культура придает значение определяющим, переломным моментам челове­ческой жизни: рождению, любви, смерти, борьбе, пора­жению, победе. Значения могут относиться как к при­родным явлениям (расположению звезд на небе, восходу и закату, радуге и урагану), так и к внутренним со­стояниям человека.

Хорошо известно, что значение слов не соотносится с действительными свойствами предметов, явлениями или процессами. Они вырабатываются культурой в ходе взаимодействия человека с природой и формирования предметной и* символической среды его жизнедеятель­ности. Мифологическое сотворение мира включало в себя обозначивание всего того, с чем имеет дело че­ловек, что брали на себя боги или культурные герои. Значение может иметь реальный источник в предметном мире, но может и не иметь его, а, напротив, порождать воображаемую сущность в мире культурных явлений (боги, демоны, ангелы, русалки и т.п.), которые, как уже упоминалось, обладают в ряде важных отношений гораздо большим значением, чем, казалось бы, самые объективные предметы.