Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 34 из 121)

Эволюционная школа предполагает, что миф — до­стояние традиционного общества и традиционного типа преемственности, так как развитие цивилизации приво­дит к обесцениванию мифа как неадекватного, ненадеж­ного и ограниченного способа социокультурной регуля­ции. Поэтому в определении мифа обычно подчерки­валось, что это “фантастическое представление, возник­шее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании”. Конечно, всегда признавалось значение мифологических мотивов в тех сказках, на которых воспитывается подрастающее поколение, но лишь на этапе первоначального становления человека. Детские и народные игрушки — фольклорные или же “модерновые” — как правило, несут в своем облике и значениях мифологические элементы, возвращая чело­века в “первозданность” или же создавая воображаемое органическое соединение с новым сложным миром.

Такое определение может быть вполне лестным для философии, полагающей, что еще в древних обществах любовь к мудрости была отделена от мифологии, чтобы утвердить в дальнейшем свое влияние в общественном

сознании.

История духовной культуры не подтверждает таких претензий философского сознания, которое всегда осСвязь мифа со значением проявляется еще и в том обстоятельстве, что нередко имена богов, каких-то особо выделенных явлений или процессов становятся “запо­ведными”, они отправляются в спецхран и только спе­циальные жрецы или подготовленные хранители древ­них знаний могут знать эти имена.

Объяснительная функция мифа осуществляется и че­рез введение культурного героя, который добывает или впервые создает для людей предметы культуры, учит их ремеслам и промыслам, вводит брачные правила, социальную организацию, ритуалы и праздники (Про-метей, Гефест, Гильгамеш и т.д.).

Как показал в своих работах К.Леви-Стросс, миф можно рассматривать как упорядочивание коллектив­ного восприятия мира и деятельности. Это упорядо­чивание, основанное на единстве чувственного и раци­онального, необходимо и для современного человека не менее, чем для первобытного. Миф устраняет про­тивоположность оппозиций (например, жизнь —смерть, свет — тьма), вводя посредника, промежуточные состо­яния, цикличность, взаимодействие. Жизнь и смерть, вы­сокое и низкое обратимы, свет и тьма сменяют друг друга. Огромное разнообразие мифологических мета­морфоз снимает противоположности, создавая градации значений.

Мифологическая организация мира происходит не­редко ценой нарушения запретов, очевидных жестоко-стей, убийства соперников и родственников ради до­стижения жизненных целей или как проявление эмо­ционального состояния (сюжеты “Медея убивает своих детей”, “Каин убивает Авеля”, судьба царя в конце сказки “Конек-Горбунок”). Поэтому аксиологическое значение мифа может быть условным и подвижным. Миф используется как для подтверждения высокого статуса религиозных ценностей, так и для их ниспро­вержения, что проявлялось, например, в демонизме ро­мантической литературы, представленной Блейком, Бай­роном, Лермонтовым. Именно через мифологические сюжеты и мотивы велась в литературе борьба за сни­жение статуса религиозных установок и за утверждение иных, прямо им противостоящих. Этот принцип ревно­

стно отстаивал Ф.Ницше, а воплощение он нашел в творчестве Р.Вагнера и других крупных мастеров. Об­раз Прометея в позднейшей идейной борьбе часто слу­жил иллюстрацией превосходства мифологии над ре­лигией как иллюстрация способности человека покорять природу вопреки воле богов.

Хотя мифология — непременный компонент всякой ре­лигиозной системы, миф не совпадает с собственно рели­гиозным настроем, так как религия предполагает наличие сверхчувственного мира и жизнь согласно высокой вере, ценности которой в той или иной степени выходят за посюсторонние рамки. Мифология оперирует очеловечен­ными представлениями об окружающем мире — природе и обществе, поддерживая через эту очеловеченность кон­кретно-чувственные ориентации, подпитывая витальные побуждения в культуре, упорядочивая социальную прак­тику. Поэтому мифология означает не только мифопоэ-тический взгляд на окружающий мир, но и включает в себя магию как способ практического воздействия на ок­ружающую человека природную или социальную среду или же его телесный или душевный мир — с целью улуч­шения его положения или состояния в “земных” делах и отношениях либо нанесения ущерба и порчи соперни­ку. Конечно, роль магии оказывается преимущественно компенсаторной, так как она создает иллюзию соверше­ния практически действенных поступков, что не исклю­чает ни возможности благого действия на самоощущение того, кто прибегает к этим актам, ни вполне реальной порчи отношения вследствие целенаправленного недобро­желательства. Как отмечают этнологи, во всех примитив­ных культурах существуют как разработанные обычаи магического воздействия на окружающий мир, так и пре­следование колдовства и антиведовские культы, направ­ленные на пресечение “черной магии”.

Эта нерасчлененность преодолевается в мировых ре­лигиях, которые изгоняют примитивные языческие мифы, но, в свою очередь, создают собственные, оправ­дывающие свою веру. Обе формы сознания — мифо­логическая и религиозная — достаточно самостоятельны, несмотря на их переплетение. Как в древности, так и в настоящее время мифология могла и может существовать, не проходя через религиозную сакрализацию, вы­полняя во многом объяснительную функцию. Мифоло­гическое сознание питается не только стародавними, ус­тоявшимися образами, но и новыми соками. Оно нередко выступает формой массового сознания новых явлений действительности, хода истории и национальных судеб. И в современный период в национальных историях ча­сто встречается преувеличенное описание достижений древних героев и царей, способствующих возвеличива­нию нации, и т.д. Как развитие национализма, так и рас­пространение социалистических течений в XIX—XX вв. сопровождалось широким распространением мифологии с присущими ей установками на усиление потенций че­ловека, социальной или национальной общности. Доста­точно вспомнить ту апологию мифотворчества, с которой выступили во второй половине XIX в. в Германии Р.Ваг­нер и Ф.Ницше. В Советском Союзе сторонником твор­ческой роли мифологии выступил М.Горький, полагав­ший, что миф выше религии, так как он утверждает способность человека быть активным преобразователем условий существования, не подчиняясь предустановлен­ной воле богов.

Мифология участвует в формировании национального или классового самосознания, мифы могут сопровож­даться и противопоставлением одной нации другой. Так же действуют и новейшие мифы XX в. Возникая как в лоне, так и за пределами религии, они не исключают наивных или пагубных представлений, очеловечивающих действительность. На массовом уровне культуры вновь и вновь — вопреки всем попыткам демифологизации — срабатывают принципы мировидения, связанные с ис­ходными типами социальности и жизнедеятельности на­родных масс. Ремифологизация, охватившая в первой половине XX в. различные стороны европейской куль­туры, показала, что и в этом развитом регионе миф — отнюдь не архаика и не удел либо массового сознания, либо художественного творчества. Выяснение роли по­литического мифа в массовой культуре показало устой­чивость мифологического мышления. Введенный К.Юн-гом термин “архетип” стал емким обозначением отла­женного в коллективном подсознании предшествующего

культурного опыта, из недр которого вновь и вновь выходят мифологические образы и символы.

Огромная роль мифологии для синкретического со­знания объясняется значительностью того места, кото­рое отводится в нем словесной активности как важной форме воздействия на субъективные факторы и тем самым регуляции поведения индивидов. Эта активность питает в немалой степени устное творчество, в котором словесные восхваления (за храбрость, щедрость, вер­ность и т.д.) — форма повышения престижа индивида, а словесные обвинения (в слабости, трусости, наруше­нии обещаний, бесчестности, незнатности предков, амо­ральности, привязанности к осуждаемым привычкам, та­ким, например, как поедание свинины, мяса собак, в занятии низкими профессиями и т.д.) — средства сни­жения морального и социального статуса противника. Слово здесь служит действенным орудием социальной борьбы. Правящими классами оно используется для по­вышения своего престижа, низами — для посрамления владык и описания народных бедствий.

Аналогичное использование словесной активности и мифической образности характерно и для современной культурной и политической жизни.

Искусство и литература на протяжении всей своей ис­тории неизменно обращались к мифу, используя и пере­осмысляя сложившиеся мифические образы в художест­венных целях и создавая по их образцу свои собствен­ные, вполне оригинальные фантастические образы. В та­ких произведениях, как “Медный всадник” Пушкина, “Портрет” и “Нос” Гоголя, “Путешествия Гулливера...” Свифта, “История одного города” Салтыкова-Щедрина, “Чевенгур” Платонова, “Волшебная гора” или “История Иосифа и его братьев” Томаса Манна, “Сто лет одино­чества” Маркеса, и многих других даны мифические по своему характеру образы, выступающие в качестве созна­тельного художественного приема*.

Мифологизация широко поддерживается в массовой культуре, создавая образы суперменов, супершпионов,

• См.. Л о т м а н Ю.М., Минц Э.Г., Мелетинский Е.М. Ли­тература и мифы//Мифы народов мира: Энциклопедия,— М., 1982.— Т.2.