Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 36 из 121)

допускаемого сверхъестественного начала. Если взять для сравнения буддизм, то в его системе чудеса допу­скаются лишь не низшем уровне массового культа. А конфуцианство в принципе основано на тщательном не­допущении необъяснимых чудес и на разумном обос­новании социальных порядков и общественной морали. Магия и фетишизм допускаются в развитых религиях лишь на низших ступенях культа, и их последователь­ное изживание на более высоких уровнях религиозного сознания идет гораздо дальше обычного мирского со­знания с его верой в приметы, гороскопы, астрологию или обожествление чего-то преходящего и эфемерного. В сущности, все мировые религии непременно включают в себя, как мы видели в предшествующей главе, зна­чительный комплекс знаний (или “веро-знания”).

Эти примеры показывают, насколько тип религиозной жизни связан с культурой данного региона и во многом зависит от нее. В свою очередь, и культура в целом складывается и функционирует в значительной степени на основе данной религии. Но как мы увидим, эта сте­пень весьма меняется с приближением к современности.

Социология религии — отдельная и самостоятельная, хорошо развитая ветвь социологии, в рамках которой работали многие крупные ученые. В общем плане сло­жились две основные тенденции социологического изу­чения религии. Одна из них восходит к Э.Дюркгейму, и в ней религия рассматривается как система коллек­тивных представлений, выполняющая функцию сплоче­ния общества, установления связи между индивидом и обществом или между группами и обществом. При та­ком рассмотрении религия предстает как система ин-ституционализированных норм, верований и ценностей, в той или иной степени разделяемых всеми членами общества, что и поддерживает его целостность. Не от­вергая других факторов поддержания единства (хозяй­ственные связи, политика), сторонники такого подхода отводят религии доминирующее место. Такого рода функциональный подход избавляет исследователя от необходимости рассматривать вопрос об истинности или ложности религии, идейном содержании ее догматов и принципов.

В ином плане рассматривают религию последователи “понимающей” социологии, которая сложилась в русле веберовской методологии. Для них религия выступает прежде всего как мотив социального действия, как ори­ентация, направляющая активность человека на те или иные жизненные цели, связанные с хозяйственными, со­циальными, политическими или психологическими фак­торами.

Все это подводит нас к тому, что содержание ре­лигии мы можем вывести, исходя не из принципов и смыслов каждой отдельной религии или же их сово­купности (очень они разные), или же из трактовок идеологических противников, а из собственно социоло­гического анализа. В рамках такого анализа принято выделять в религии следующие компоненты:

1. Религиозное сознание, включающее учение о выс­шем духовном 'начале, зафиксированное как в Священ­ном Писании, толкованиях и комментариях, так и в повериях разных социальных групп.

2. Культ, поддерживающий привязанность верующего к данной религии и вырабатывающий в нем постоянство религиозного чувства: храмовые службы, молитвы, празд­ники.

3. Религиозная организация, объединяющая всех ве­рующих, но поддерживающая разделение на собственно служителей культа и массу.

Религиозное и светское в культуре. Вопрос о соотношении культуры и религии осложняется в нема­лой степени из-за комплексности духовного содержания мировых религий и их структурной переплетенности с другими социальными институтами. Религии в той или иной степени связаны с духовной жизнью общества в целом: не только с конечными смыслами бытия (воп­росами жизни и смерти), но и с регуляцией повседнев­ного поведения. Поэтому выяснение социально-философ­ского и идеологического содержания еще не раскрывает реального места христианства, ислама, буддизма, инду­изма или язычества в жизни общества. Они заключают в себе систему верований, морали, права, образа жизни, а вместе с тем выступают как важный компонент со­циальной структуры и как социальный институт.

Основное различие между собственно религиозным и светским началом в культуре выявляется через пар­ное понятие “священное — светское”. Сначала М.Вебер и Э.Дюркгейм, а за ними и другие социологи и куль-туроведы использовали эти антитезные понятия для рассмотрения противоположных способов регуляции ду­ховной жизни и социального поведения. Священное вы­деляется из общекультурного своим особым статусом и ролью ценностных принципов, некоторые из которых возводятся в разряд высших.

Американский социолог Г.Беккер разработал града­цию обоих принципов. Самую высокую ступень, по его мнению, занимает святое, которое выделяется по сте­пени интенсивности эмоционального переживания, без­условности своего ценностного значения. Святое неиз­менно, несмотря на все жизненные перипетии и изме­нения состояния членов общества. За святым по ни­сходящей идут: 2) лояльность, для которой присуща уже большая формализация этих признаков; 3) интим­ная священность, отмечаемая сильной внутренней при­вязанностью к священному, которое, однако, ограничено субъективными состояниями; 4) моралистическая свя­щенность, сводящаяся к моральному увещеванию и, на­конец, 5) прилично-священное, отмеченное лишь внеш­ним соблюдением предписаний.

Для светского, по Г.Беккеру, характерна большая ус­ловность и расплывчатость. Самую значительную роль играют общественные принципы, связанные с законами, изменение которых сопровождается сложной процеду­рой. Нормативные и ценностные критерии светского подвержены преобразованиям и интерпретациям в со­ответствии с динамикой общества в целом или соци­ально-классовыми интересами.

Соотношение сакрального и светского подвержено изменениям и колебаниям. Было бы упрощением рас­сматривать это соотношение как постепенную секуля­ризацию общества, что считается преобладающей тен­денцией в современных условиях. С одной стороны, действительно все большие сферы общественного и ин­дивидуального сознания,культурной и социальной жиз­ни отходят от религиозного санкционирования и влияния. Уже на протяжении XVI—XVII вв. в Европе каноническое право, связанное с церковью, было заме­нено гражданским правом и религия отодвинута в сфе­ру нравственной регуляции и внутренней жизни инди­видов. Религия утратила свою прежнюю монополию на объяснение природной и социальной реальности, пе­рестала быть всеобщим мировоззрением, институтом, ин­тегрирующим различные слои. Основными интегрирую­щими факторами стали политика, право и рынок. Свои ценности, нормы и идеалы общество черпает в значи­тельной степени из светской культуры. В западных странах заметно падает влияние церкви на политиче­скую и гражданскую жизнь. Социологический анализ выявляет более сложную картину. Опросы населения в западных странах показывают, что более 70—80% на­селения в той или иной степени верят в некоторое божественное начало. В тех же странах, особенно в США, в дополнение к традиционным церквам сущест­вуют и продолжают возникать сотни сект и религи­озных групп. Римский папа совершает поездки по раз­ным странам мира, и ему внемлют миллионы католиков, а католическая церковь располагает огромными богат­ствами, позволяющими ей вести широкую социальную работу.

Общие социокулыпурные функции религии. Всей системой своего воздействия на общество религия вы­полняет сложный и противоречивый комплекс задач по социокультурной регуляции общественной жизнеде­ятельности. Среди задач собственно духовного плана следует выделить прежде всего “вертикальное” упоря­дочивание тех совокупностей норм, ценностей, значений и знаний, которые вырабатываются в различных сферах деятельности. В этом мы можем видеть ее отличие от собственно мифологии, которая, как мы видели, произ­водит “горизонтальное” упорядочивание норм и смыс­лов, создавая мифоэпическую систему их взаимодейст­вия. Религия оперирует средствами духовного возвы­шения специально выделенных норм и ценностей через придание им особого сакрального значения. Она зна­чительно расширяет шкалу оценок, создавая поле ду­ховной и моральной напряженности между Богом или

Законом и обыденным миром, а заодно и антиномичным миром Зла. В этом поле совершаются некоторые “вы­сшие” духовные операции, недоступные мифологическо­му сознанию:

1. Нарушается тесная связь субъекта и объекта, ма­териальной и духовной сторон деятельности. Мировая религия “отстраняет” или ограничивает роль природы в сознании человека, подрывает мифологию или пере­подчиняет ее своим задачам, противопоставляет земное и трансцендентное, мирское и божественное, обыденное и священное.

2. Ослабляется (а в крайних вариантах мистицизма преодолевается) связь человека с конкретной природ­ной и социальной средой, с тем, чтобы способствовать универсализации связи верующих между собой и ми­розданием в целом с помощью единого “сверхобъекта”, т.е. Бога или Космического закона.

3. Снижается значение непосредственного эмоцио­нального отношения к миру и излишнее доверие к нему и собственно мирским побуждениям и формирует­ся способность вносить планирование, устойчивую рацио­нальность, подчиняющих всю жизнь верующего избран­ным целям спасения.

4. Религия вводит (хотя и в разной степени) изме­нение исторического времени. Правда, историзм в рам­ках восточных религий большей частью ограничен цик­лами, либо идеальным золотым веком, существовавшим в прошлом и должным вернуться в будущем.

5. Создается установка на преодоление непосредст­венного чувственного отношения к внешнему миру и излишнего доверия к нему. Главное отношение чело­века переносится на трансцендентный объект, выходя­щий за рамки человеческого бытия и понимания. Из­менение внутреннего состояния человека подразумевает также лишение доверия человека к собственным мир­ским, внутренним побуждениям, низведение их до по­ложения второстепенных в силу их греховности, оши­бочности или иллюзорности.