Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 39 из 121)

В социологии принято выделять следующие основ­ные функции идеологии:

1. Идеология отвечает на вопрос о смысле обще­ственной и индивидуальной жизни, хотя содержание этого ответа весьма различно в религиозных, нацио­налистических, социальных вариантах идейных конст­рукций.

2. Идеология интегрирует людей в большие движе­ния и коллективы, сглаживая существующие внутри них различия, но вместе с тем она приводит к обособлению этого движения от других.

3. Идеология утверждает и обосновывает общие си­стемы норм и ценностей, способствуя их рационализо­ванному принятию, что одновременно сопровождается размежеванием в идейной сфере между течениями, пред­ставляющими интересы разных групп.

4. Идеология санкционирует утвердившуюся в об­ществе иерархию социальных отношений и власть элиты и одновременно дает средство критики сложившегося положения с целью его реформации или же революци­онного изменения.

5. Идеология намечает перспективы общественного развития, внедряя в общественное или групповое созна­ние те цели, на которых концентрируется деятельность общества в целом или отдельных групп, что опять-та­ки сопровождается борьбой за выбор направления раз­вития.

6. Идеология способствует снижению социальной на­пряженности, так как дает средство рационализации и выяснения отношений между представителями разных групп, но вместе с тем идеология может содействовать мобилизации радикальных групп на решительные дей­ствия во имя своих интересов.

Уже из этого перечня мы видим, что независимо от содержания всякой идеологии, сколь настойчиво не держались бы за него сами идеологи, ее роль оказы­вается относительной, в зависимости от того, в какой социальной и исторической ситуации она оказывается. Нередко победившая идеология, одержавшая верх в конкурентной борьбе и добившаяся реального измене­ния политического или социального строя, проявляет свою противоречивость, превращается либо в средство лицедейства, прикрывающего реальное положение, либо прямого насилия над противоположной стороной.

Хорошо известно, насколько условны буржуазные свободы и официально признанные права граждан, не исключающие реальную дискриминацию против нацио­нальных, расовых меньшинств по сравнению со “сто­

процентными гражданами”, иммигрантов, ущербного по­ложения женщин в профессиональной сфере и т.д. Ос­вободительные движения в колониях привели к лик­видации колониальной системы и достижению незави­симости, но после этого они нередко вырождаются в преследование сепаратистов, авторитарное правление и вражду с другими странами. Социалистическая идео­логия в России, провозгласившая свободы, право на землю и власть Советов, привела к гражданской войне, утверждению тоталитарного режима, ликвидировавшего все реальные свободы как различных социальных слоев, так и различных народов государства.

Но на новом этапе мы видим, как распад СССР, получивший обоснование в идеологии демократических сил, привел к росту национализма, принимающего под­час радикальные формы, к ослаблению экономических и политических связей на огромном пространстве быв­шего Союза.

Продолжающаяся борьба различных течений в раз­витых странах Запада,сохранение повсюду в той или иной степени религиозности, сильные национальные и государственные доктрины в странах Азии, Африки и Латинской Америки, напряженные столкновения на­ционалистических, религиозных и социальных идейных течений в нашей стране — все это свидетельствует об устойчивом значении идеологии как фактора ре­гуляции социокультурной и политической жизни об­щества.

Однако существуют большие различия как в типах идеологии, так и в степени их влияния на обществен­ную жизнь. В странах с развитым общественным про­изводством и сложившимися правовыми институтами социальная связь и регуляция обеспечиваются различ­ными экономическими, правовыми, культурными и по­литическими средствами. Так, менталитет буржуазного общества формируется в значительной степени на ос­нове осмысления процессов товарного производства и движения товаров, а также принятия правовых норм. В обществах, переживающих период становления и раз­вития, положение иное. Здесь еще не сложились проч­ные экономические связи, слабо оформлены классовые структуры. В большинстве этих стран нация также на­ходится в процессе формирования и национально-госу­дарственное единство оказывается неустойчивым. По­этому идеология — один из важнейших факторов фор­мирования социальных движений и сплочения как отдельных слоев населения, так и нации в целом. В условиях социального и культурного разнообразия и противоречий она служит ориентацией для деятельнос­ти. В идейном сознании опускаются важные стороны социальной реальности. Происходит его “канализиро-вание” — снимается поливалентность и неопределен­ность к устремлениям, порождаемым противоречивой действительностью, придается ясность. Отсекая неже­лательные для нее варианты при помощи критики и опровержения, идеология направляет сознание и волю людей в определенное русло. Причем цена такого вы­бора — снижение значимости тех или иных аспектов действительности.

Идеология и массовое сознание. Функционирова­ние современной идеологии в отсталой социально-куль­турной среде порождает острую проблему соотношения идеологического и массового сознания. Идея ощутимо опережает социальную практику широких социальных слоев, усугубляя разрыв двух уровней сознания: обы­денного (массового) и идеологического. Возникает слож­ное взаимоотношение между развитой теорией и воз­можностями массового сознания, культурой общества в целом и его психологией.

Идеология служит как бы мостом от традиционных стереотипов сознания к современным формам мышле­ния. Она усиливает в сознании элементы рационали­зации и выступает как средство перестройки традици­онного поведения через обдуманное преодоление сло­жившейся повседневности. Приспосабливаясь к особен­ностям массового сознания, идеология может деформи­роваться и менять свое содержание. Бывает, что она оказывается в плену у тех самых лозунгов, которые сама вырабатывает на практически-утилитарном уровне. Идеология противостоит массовому сознанию только на высокой ступени теоретической зрелости и институци­ональной оформленности.

Идеология в сочетании с партийно-политическими акциями — незаменимое средство воздействия на субъ­ективное состояние масс, на их социальную психологию и поведение, так как именно она может дать концен­трированное представление о направлении обществен­ной деятельности, о формах построения общества. Она служит важным инструментом пробуждения и активи­зации народных масс, может вселить в них чувство гордости и оптимизма в обстановке, когда, казалось бы, трезвый взгляд на вещи порождает разочарование и неверие в свои силы. Благодаря идеологии, массовое сознание оказывается в состоянии определить четкий путь в сложном переплетении различных внутренних и внешних импульсов. Идеология может ориентировать массы в обстановке острых конфликтов, объединять их вокруг ясных и привлекательных идей. Однако ее роль оказывается двойственной и чрезмерная идеологизация общественной жизни чревата пагубным отрывом от дей­ствительности и духовной дезориентацией.

Художественная культура

Как уже неоднократно упоминалось, именно с ху­дожественной культурой зачастую связывают представ­ление о собственно культурной сфере деятельности. И хотя, как мы видели, такое понимание все же недопу­стимо, так как сильно сужает эту сферу, существуют серьезные причины, способствующие этому представле­нию. В результате длительных дискуссий по поводу того, что же такое собственно художественная культура, обозначаемая также и категорией “искусство”, выясни­лась невозможность свести ее к какой-либо одной фун­кции. Она явно шире, чем “выражение прекрасного”, “познание реального мира”, “отражение мира идеаль­ного”, чем “выражение внутреннего мира художника”, “средство общения людей” или “проявление творче­ского и игрового начала”. Все эти функции действи­тельно присущи художественной культуре, а это озна­чает, что она также отличается тем качеством, которое мы обозначили как полифункциональность в примене­нии к культуре вообще.

Как подчеркивает известный российский культуролог М.С. Каган, которому мы обязаны фундаментальными трудами по теории художественной культуры, эта форма деятельности сопрягает в себе и познавательную, и оце­ночную, и обозначивающую, и коммуникативную функ­ции. Она отражает реальность и одновременно творит особую искусственную реальность, удваивает жизненный мир, служит воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой реальной жизни*.

Достижение таких целей оказывается возможным благодаря тому, что искусство использует огромный комплекс образных средств выразительности. В мире художественных средств человек тоже “как бы живет”, но дополнительной, искусственно — и искусно — со­творенной жизнью. В отличие от религии эта сотво-ренность принадлежит не Богу или космическому За­кону, а художнику, мастеру, деятелю культуры, которые в остальном также являются членами общества и с которыми другие люди могут иметь тот или иной контакт.

Создавая мир “вторичной реальности”, искусство становится для человека источником жизненного опыта, специально организованного, продуманного и оцененно­го с точки зрения подлинных смыслов и ценностей. Поэтому в структуре духовных отношений оно осуще­ствляет важные функции формирования характера, внедрения норм и ценностей, смыслов и знаний, необ­ходимых для полноценной жизни общества. Как к вли­ятельному средству духовного воздействия к искусству обращаются и остальные средства социальной регуля­ции: и мифология, и религия, и политика, и идеология не могут обойтись без тех средств выразительности и убеждения, которыми располагает искусство. И даже в военном деле, как известно, необходимы художест­венные средства — символика, музыка и военная ли­тература — для поддержания духа войска.