Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 4 из 121)

С именем крупного немецкого мыслителя Гердера связывают обычно обоснование многообразия человече­ских культур. В книге “Идеи к философии истории человечества” (1784—1791) он отводил культуре реша­ющее значение в формировании различных человече­ских общностей. И именно культура, подчеркивает он, выраженная в языке, искусстве, науке, религии, ремес­лах, семейных отношениях, придает своеобразие каж­дому обществу.

Образное выражение этого положения мы найдем в известном поэтическом завещании Пушкина:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой.

И назовет меня всяк сущий в ней язык:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

В этих строках наряду с осознанием поэтом высо­кого значения художественной классики (в ее автор­ском исполнении) присутствует несомненная констата­ция разных культур, отличающихся самобытностью, ко­торая одновременно отделяет каждую общность, но вме­сте с тем обеспечивает взаимное понимание.

Вопреки всем предсказаниям и ожиданиям “прогрес­систов” XX в. увидел не угасание разнообразия и самобытности различных больших и малых культур, а их проявление, самоутверждение, сопровождаемое ин­тенсивным стремлением к возрождению и преобразо­ванию в соответствии с новыми вызовами времени, но при сохранении своей специфики. В значительной сте­пени современная мировая культура, как мы увидим в главе XIV, развивается через взаимодействие различных локальных и функциональных культур, в результате чего возникает сеть общения, поддерживающая огром­ное разнообразие не только стилей и типов мышления или поведения, но и ценностных ориентации и нацио­нально-этнической самобытности. Это общение проте­кает через взаимное выяснение отношений, через распри и конфликты, но вместе с тем и через взаимную адап­тацию и понимание своеобразия соседей или сожителей на единой территории.

Культура как особая сфера деятельности

Культура — необходимое условие существования вся­кого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Лишь крайняя патология или пол­ная деградация индивида исключает его из культурного общения. Но, конечно, степень и характер такого об­щения и освоения культурного достояния весьма раз­личны. В дальнейшем мы разберем характер культур­ной стратификации, складывающейся во всяком обществе. Но все же с самого начала следует выделить ту сферу, в которой культура находится “у себя самой”, где обеспечивается ее формирование, сохранение и твор­ческое развитие.

Уже на ранних этапах человеческой истории выде­ляется особая категория людей, которые профессио­нально заняты воспроизведением, поддержанием и об­новлением культурных норм, ценностей и смыслов. В племенных обществах это были шаманы и вожди, поль­зовавшиеся особым статусом. Длительное время тща­тельная и всесторонняя регуляция духовной жизни осу­ществлялась религией, всегда отделенной от светской сферы. Формирование национальных государств при­вело к тому, что и культурная жизнь складывается во многом в национальных рамках, что приводит к выделению особого слоя национальной интеллигенции. Это означает, что во всяком обществе образуется осо­бый институт и появляются профессиональные кадры, которые и заняты поддержанием и развитием культуры, оставляя хозяйство за производительными классами, а власть за политиками. Хорошо известно, насколько ред­ко встречается достойное признания сочетание успеха в этих разных сферах деятельности.

Итак, обобщая приведенные выше положения, мы мо­жем заключить, что культура — это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание и свою структуру, а вместе с тем воздействующая на остальные сферы бытия, в том числе на социальные отношения и политику. Культура создает то поле и способ об­щения, в котором и формируется каждое отдельное об­щество со своей внутренней структурой, но отмеченное самобытностью, отделяющей это общество от других. Третья ипостась культуры — уровень жизнедеятельно­сти, обеспечиваемый постоянной заботой о поддержании высоких образцов и подтягивании к ним реальной де­ятельности и поведения человека.

Но выявление различных сторон культурной деятель­ности еще не дает нам основания для определения сущ­ности культуры как целостной системы и важного блока совокупной социальной регуляции наряду с экономикой, социальной системой и политикой. Эта сущность свя­зана с духовным производством, в ходе которого со­здаются, поддерживаются, распространяются и осваива­ются нормы, ценности, смыслы и знания,— что и со­ставляет исходный комплекс элементов культуры. Во взаимодействии с другими компонентами культура осу­ществляет различные функции социальной регуляции.

Культура и общество в целом

Теперь нам необходимо объясниться по поводу не­редко встречающегося в теории культуры положения о том, что к культуре следует относить все то, что создано человеком,— в отличие от влияния природной среды обитания или его биологической природы. Такое определение включает, в сущности, всю жизнь общества, в том числе производство и технологию, экономические и семейно-брачные отношения, государственный строй, верования и т.д. Хотя достоинством такого подхода является выделение общественной природы культуры, чрезмерно расширительное ее толкование стирает грань между различными сферами жизнедеятельности чело­века. С такого рода экспансией в сферу интересов других дисциплин вряд ли можно согласиться.

Подобное расширение происходит и в том случае, если культура определяется как “заученное поведение, разделяемое другими”. В него включаются не только факторы и способы регуляции поведения, но и само поведение и деятельность, которые могут быть направ­лены на самые разнообразные цели. Сфера поведения (и деятельности) в целом слишком обширна, как мы увидим, обратившись к теоретической схематике Т.Парсонса (гл. III), слишком многофакторна, чтобы подчи­нять ее одному сквозному принципу. Следует учиты­вать различие между поведением и деятельностью, на­правленной на удовлетворение хозяйственных нужд, т.е. труд, на достижение политических целей, т.е. “борьба за власть”, на военные задачи и т.д. Конечно, в каждой форме поведения присутствует культурный компонент — и даже на войне не обойтись без символики и специфической художественной культуры, хотя бы для того, чтобы создать образ врага, а заодно научиться у него искусству воевать. Но не следует считать это собст­венным полем культуры, это ответвления от нее, под­чиненные принципиально иным типам детерминации.

Результатом “заученного поведения” может стать и участие в преступной деятельности, а групповая дегра­дация создает то дно жизни, на котором люди оказы­ваются за рамками какой-либо культуры.

Конечно, с точки зрения собственно социологии вся­кое поведение может иметь свои субкультурные ха­рактеристики. В криминальном мире существуют свои понятия о чести, т.е. принятые в этой среде правила поведения и ценности. Криминальная субкультура со­здает свои правила поведения прежде всего через сни­жение уровня ценностей и примитивизацию большой культуры. Хотя богатство и ранги имеют смысл в обе­их сферах, они резко различаются своей направленно­стью — социальной или антисоциальной. Но эти воп­росы мы рассмотрим подробнее в гл. IV, когда речь пойдет о социальном структурировании культуры.

Уже на данном этапе может возникнуть вопрос о том, какой же смысл имеет столь частое и напряженное обращение культуры, в том числе художественной куль­туры, к проблеме и теме преступления и насилия, и притом далеко не всегда, чтобы явно осудить эти не­нормативные формы поведения. Можем сказать в пред­варительном порядке, что антисоциальные и бесчело­вечные ситуации, которыми изобилуют литература и искусство, подвергаются стилевой и жанровой обработке в соответствии с некоторыми заданными критериями, что делает эти сюжеты предметом искусства, а не кри­минальной хроники.

Социология отклоняющегося поведения дает деталь­ный анализ типов расхождения действительного пове­дения с теми нормами, которые признаны обществом, хотя оценка этого поведения производится в соответ­ствии со всей системой значений, выработанных именно в культуре. Конечно, выправление такого поведения осуществляется методами, которые могут далеко выхо­дить за рамки культуры.

Во всем том разнообразии человеческой деятельно­сти, в которой и проявляется существование общества и его прошлый опыт, следует выделить совокупное об­щественное производство как целенаправленную дея­тельность, продуктом которой являются не только ма­териальные факторы существования, но и все то, что обеспечивает это существование, включая моральные, эс­тетические и познавательные компоненты, связь с про­шлым и перспективы на будущее, дифференциацию об­щества и его единство, его отношения с себе подобными и отличными от него общностями. Очевидно, что су­щественным компонентом такого совокупного производ­ства является духовное производство, которое и создает культуру как регулирующее начало общества.

Культура и этническая общность

В принятом в этнологии языке очень часто под культурой понимается вся та небольшая общность, ко­торая составляет данный этнос, и здесь культура ох­ватывает все проявления социальной жизнедеятельности без разделения на сферы хозяйства, политики, соци­альных отношений и культуры. Таким образом, здесь под культурой понимается общество в целом, а сам термин употребляется в значении, сходном с термином “общество”. В результате долгого выяснения отноше­ний между специалистами по культурной и социальной антропологии принято относить к обществу ту группу людей, которая живет и действует совместно, вступая в определенные отношения, а к культуре — их образ жизни, формы деятельности, как материальной, так и духовной. Конечно, провести четкую границу между этими двумя категориями невозможно и поэтому раз­личие между культурной и социальной антропологией также условно. Обычно британские исследователи, за­нимающиеся этническими группами, относят себя к “со­циальной” школе, а американские — к “культурной”.