Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 40 из 121)

* См.: Каган М.С. Искусство //Философский энциклопедический словарь.- М., 1983.- С. 222-223.

Тема “Искусство и обществом или, иначе, ^Худож­ник и обществом на протяжении веков была сюжетом самых ожесточенных идейных споров. Может ли общест­во через какие-то свои институты определять содержа­ние искусства и принципы его институционального ус­троения? Зависит ли художник от общества? Какой строй оказывается более благоприятным для расцвета культуры и для того, чтобы великие мастера получали возможность жить и творить?

Сопоставление нередко проводится между художе­ственной культурой демократической Англии XVII— XVIII вв. и художественными достижениями абсолю­тистских монархий остальной Европы — папского Рима или мелких деспотических княжеств в Германии того же периода. И сравнение оказывается не в пользу первой. Искусство великих восточных цивилизаций большей частью проявляло себя в полной степени в периоды правления авторитарных властителей, добивав­шихся создания сильных государств. Нельзя не уви­деть в этом факте свидетельства значительной незави­симости искусства от политической сферы, его обус­ловленность общей духовной динамикой.

Сами художники, как известно, нередко провозгла­шали свою безусловную независимость от общества в любом его проявлении. В этом можно убедиться, на­пример, из мемуаров знаменитого итальянского мастера Б.Челлини, настаивавшего, что не только творчество, но и сама жизнь художника не подчиняются какому-либо закону. Более соразмерную формулу мы находим у Пушкина, который постоянно подчеркивал различие между обыденной жизнью художника, в которую он может быть погружен, как и остальные “ничтожные дети мира”, и состояниями творческого вдохновения, в которых он подвержен зову “божественного глагола” и не подвержен суду “черни”.

Повинуясь внутреннему зову, а не социальному за­казу, поэт испытывает чувство удовлетворения от своего произведения либо же он сам себя осудит и отвергнет результаты своего творчества. Повинуясь такому внут­реннему импульсу, Н.Гоголь сжигает рукопись второго тома “Мертвых душ” и создает покаянную исповедь “Избранные места из переписки с друзьями”. Яркое подтверждение этой мысли мы найдем и в творчестве и судьбе немалого числа выдающихся деятелей куль­туры советского периода. Их личная неустроенность, тяжелые условия существования, репрессии и угроза ги­бели не останавливали творческого порыва, пробивав­шегося “из-под глыб”.

В художественной жизни Западной Европы на про­тяжении всего XIX и начала XX в. появление новых стилей в искусстве и литературе зачастую сопровожда­лось общественными скандалами, бурным негодованием со стороны части публики и влиятельной критики, от­торжением со стороны уже признанных художествен­ных академий. “Отказники” вынуждены были искать другие пути демонстрации своих произведений. Лишь постепенно устранялись барьеры для нового искусства и новой литературы. Полную свободу творчеству откры­вал только рынок, однако ценой жесткого подчинения всего комплекса духовного производства коммерческим принципам. Место художественных академий и жюри заняли дилеры и меценаты.

Тем не менее в последние десятилетия в структуре художественной жизни развитых стран Запада произо­шли радикальные сдвиги. Уже в начале века возни­кает авангард, принципиально противостоящий самой идее признания обществом, настаивающий на своем вызове всему социально санкционированному. Многие манифесты этого разнородного направления открыто провозглашали идею противостояния обществу. Недол­гое сопротивление было сломлено новой критикой, носившей характер апологии антиобщественного ис­кусства. В дальнейшем, особенно после второй миро­вой войны, авангард становится официально признан­ным направлением в искусстве, ревностно поощряемым современными структурами большого бизнеса и даже консервативными правительствами. Резко меняют свои позиции издательства, художественные выставки и музеи.

Содержание этих процессов заслуживает более вни­мательного рассмотрения,что мы и сделаем при анализе культуры постиндустриального общества (см. гл. XVI).

Наука

Принято под наукой понимать прежде всего сферу человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности*.

Однако этот вопрос решается не так просто. Со своей стороны, как астрологи, так и представители лю­бой религии полагают, что они также владеют подлин­ным знанием об объективном мире. Как мы уже видели, длительный период истории человечество располагало в основном лишь предположительными знаниями о мире — через магию, мифологию и религию, полагаясь на них при принятии значимых решений. Лишь к Но­вому времени статус науки становится настолько при­знанным, что по сравнению с научным знанием другие формы перестают считаться истинными. Однако это происходит далеко не во всех сферах, и хорошо из­вестно, что религия располагает своей истинностью, что делает ее столь устойчивой и распространенной формой регуляции.

Длительное время отличительную особенность собст­венно научного знания видели в его согласованности с фактами, наблюдениями или экспериментальными дан­ными. Предполагалось, что сначала ученые собирают факты и описывают их, а затем на их основе формируют научные положения и теории, которые, в свою очередь, проверяются на фактах. Однако долгое время, казалось бы, бесспорные факты подтверждали астрологические на­блюдения и теорию Птолемея. То же можно сказать об алхимии или “уфологии” (“науке о неопознанных летающих объектах”), о “ведьмологии” и т.д.

Важным отличием науки является стремление к вы­работке специализированного понятийного языка,в мак­симальной степени фиксирующего свойства объектов изучения, воспринимаемые как независимые от субъек­та. Наука в высокой степени представляет собой от­деление субъекта от объекта и лишение этого объекта

* См. статью “Наука”: Философский энциклопедический словарь.— М., 1983.

какого-либо ценностного значения для “наблюдателя”. Конечно,это потребовало от науки создания обширного понятийного инструментария, фиксирующего смысловую специфику каждой конкретной научной дисциплины.

Глава VI. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Основные темы. Полифункциональность культуры. Духовное производство как совокупность функций, необхо­димых для регуляции общества и деятельности человека. Достаточно ли видеть в культуре преимущественно творче­скую и гуманистическую функции?

Классификация функций культуры в соответствии со структурой духовного производства.

Функция производства новых норм, ценностей, значений и знаний и духовное творчество. Проблемы духовного твор­чества. Историческая эволюция производства значений и зна­ний: от гадательных способов к научным системам. Роль практического опыта, художественного творчества и науки во введении инноваций. Индустрия знаний и информации в современном мире. Социальные условия принятия инно­ваций.

Функция накопления, хранения и передачи норм, ценно­стей, значений, знаний. Культура как память о прошлом, как “хранитель времени”. Культурная организация памяти и отсчета времени: циклы повторений, календарь, праздники и памятные дни. Избирательность культурной памяти. Прин­ципы сохранения и утраты элементов прошлого. М.Элиаде об избирательности коллективной памяти.

Категория “культурное наследие” как обозначение всего совокупного достояния конкретного общества (или всего че­ловечества). Средства накопления и хранения прошлого опы­та. Естественная память индивидов, коллективная память. Язык как средство коллективной памяти. Роль текста, пись­менности, книгопечатания, искусства в сохранении прошлого опыта. Организация хранения культурного опыта в рели­гиозном обществе. Догматизация как средство упорядочива­ния и защиты комплекса сакральных смыслов и знаний. Функциональное разделение способов хранения элементов культуры в светской культуре, функциональное противоре­чие между выработкой инноваций и сохранением накоплен­ного достояния.

Новые информационные технологии и достижения в сфе­ре накопления, хранения и обработки данных.

Воспроизводство духовного процесса. Преемственность и традиция. Расширенное и терминологически корректное упот­ребление слова “традиция”. Традиция как повторение про­шлых образцов, противопоставленное изменениям. Традици­онные культуры как сфера этнографии. Культура авторская, фиксирующая изменения в составе духовной жизни. Про­блема соотношения традиций и современности. Принцип са­мобытности культур, выражающий их определенность и ус­тойчивость и входе изменений. Научный статус термина “са­мобытность” (“идентичность”) и его использование в со­временной культурологии.

Функция целеполагания, специализированная и обыденная культура и разделение труда. Типы специализированных культур. Религиозное спасение как превращение ценности в цель человеческой деятельности. Светские типы специа­лизации культуры. Рациональное целеполагание и програм­мирование деятельности. Разделение труда и профессиона­лизация деятельности в механизме культуры. Научное це­леполагание.