Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 41 из 121)

Коммуникативная функция и взаимодействие между ин­дивидами или между общностями. Роль культуры в диф­ференциации и интеграции общества, в поддержании един­ства группы и общества или в разделении обществ по раз­личительным признакам. Язык как важнейший и системный носитель коммуникативной функции. Новейшие коммуника­тивные средства и формирование постиндустриального об­щества. Концепция Г.Маклуэна о роли коммуникативных технологий в истории культуры. Типы коммуникации: тра­диционная, функционально-ролевая, массовая.

Социализирующая функция культуры. Статусное значе­ние культурных норм в различной социальной среде. Ста­тусное присвоение культуры в условиях массового произ­водства. Мода и престижное потребление как символ ста­туса. Статусная символика в субкультурах: гендерная, мо­лодежная, профессиональная, криминальная и пр.

Компенсаторная функция, обеспечивающая различные формы духовной и психологической разрядки и отвлечения от реальных трудностей и отдыха от жизненных проблем. Культура и формы рекреации.

Игровая функция культуры. Природа и значение игры как функции культуры и явления культуры. Принципы иг­рового поведения: наличие правил, обособленность во времени и пространстве от остальной деятельности. Развлека­тельные, состязательные, священные варианты игры. Игра и праздничное действие. Праздник в жизни общества. Й.Хей-зинга о роли игры в жизни общества.

Функция — дисфункция — латентная (скрытая) функ­ция, Функциональный плюрализм как возможная характе­ристика одного и того же культурного явления. Расхождение между субъективной мотивацией и реальной функцией дей­ствия. Диалектика функциональности и дисфункционально-сти. Функциональность и дисфункциональность как возмож­ные характеристики одного и того же явления. Проявления дисфункциональности в различных сферах культуры.

Латентные функции в культурных процессах как предмет социологического анализа.

Полифункциональность культуры

В предшествующей главе мы выяснили содержание культуры как системы, состав присущих ей элементов. Теперь рассмотрим функции, которые культура незави­симо от своего содержательного разнообразия выпол­няет во всяком обществе. Если в процессе духовного производства формируются те или иные нормы, ценно­сти и знания, то какую роль они играют в обществе?

Культура — важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, хотя она отнюдь не растворяется в этих сферах деятельно­сти. Необходимо аналитически подходить к этим сфе­рам, чтобы выявлять их духовный смысл и те соц-иокультурные факторы, без которых ни экономика, ни политика не могут полноценно функционировать.

Переход от одного хозяйственного уклада к другому (например, от отгонного скотоводства к равнинному зем­леделию) или от одного социально-экономического строя к другому (от феодализма в его разных вариантах к капитализму) осуществляется через взаимодействие со­вокупности факторов, в которых культура составляет непременную составную часть, способствующую или пре­пятствующую, стимулирующую или же блокирующую действие других компонентов социальной регуляции.

Характерно, что проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредо­точившими свое концептуальное внимание на тех или иных сторонах духовной системы. Если обратиться к истории социологии, то М.Вебер, например, выявлял прежде всего нормативно-ценностную связь — позитив­ную или негативную — религиозно-культурных факто­ров с хозяйственной деятельностью. Иной подход раз­вивал Э.Дюркгейм, рассматривавший прежде всего ме­сто культуры в интеграции общества и разделении тру­да. Социализирующие факторы культуры подверг ос­новательному изучению Э.Кассирер. Классическая ра­бота по игровым функциям культуры принадлежит Й.Хейзинге.

Конечно, можно выделить определенные функции культуры в соотнесении с теми компонентами, которые мы выделили в предшествующей главе: а) поддержание преемственности (традиции); б) нормативизация; в) оце­ночная функция; г) целеполагающая; д) познавательная и е) смыслообразование (обозначивающая). Однако сле­дует учитывать, что каждый элемент и компонент куль­туры, как мы увидим, может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление.

В структуре духовного производства следует выде­лить такие основные функции: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) на­копление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемствен­ности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельно­сти, их дифференциацию и единство; д) социализация общества через создание структуры отношений, опосре­дованных культурными компонентами; е) как дополни­тельная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Функция производства новых смыслов, норм, ценностей, знаний и духовное творчество

Во всяком человеческом обществе создаются слож­ные многоуровневые системы, специально предназначен­ные для выработки общих и конкретных знаний, пред­ставлений о мире и самом человеке, а также ориентации и целей не только повседневного поведения, но и рас­считанных на отдаленные перспективы.

Еще на заре истории в рамках мифологии, магии и гадательных систем общество вырабатывало некото­рые механизмы упорядочивания знаний, представлений и целей, значительную степень вариативности, которая помогала человеку адаптироваться к окружающей об­становке. Хорошо известно, что, вопреки всем поздней­шим изощренным специальным “онаученным” формам выработки и переработки знаний и ориентации, инди­виды, социальные группы и общества обращаются к мифо-поэтическим, мистическим и гадательным систе­мам, которые удовлетворяют некоторые субъективные потребности в повседневных ориентациях, необходимых в ситуационных сплетениях, не поддающихся сколько-нибудь эффективному анализу соотношения причин-следствий.

Конечно, более развитую систему выработки общих и конкретных знаний и ориентации создает религия, содержащая обширный комплекс объяснений, норм и мотиваций, отвечающих огромному объему вариативно­сти человеческой жизнедеятельности. Но хорошо извест­но, что содержащийся в религиозных системах комплекс знаний и ценностей слишком обременен необходимостью поддержания постоянства поведения и единства обще­ства, что и сковывает его реформаторские потенции. Поэтому уже на ранних этапах наряду с религией вы­работку новых знаний и ориентации берет на себя свет­ская культура в ее разнообразных проявлениях: искус­ство и литература, философия и наука. С одной сто­роны, в этих формах духовного производства имеется свое “наследие”, устоявшиеся результаты, признанные знания и ценности. Вместе с тем их важнейшей ха­рактеристикой светской культуры стала устремленность

на новаторство, открытие новых горизонтов в познании, типов ориентации и способов жизнеустройства.

В рамках художественной культуры и науки выра­батываются собственные специфические способы как поддержания преемственности (традиция, школы, пре­емственности, авторитеты, “классикам), так и выработки инноваций (открытия, эксперименты, стили, авторское творчество). И конечно, в рамках каждой конкретной научной дисциплины и каждого вида и жанра худо­жественной культуры создаются и выверяются средства символизации и обозначений значений, определяются новизна и перспективность открытий. В науке, напри­мер, это делается через систему публикаций, защиты диссертаций, признание авторитетов, премии и т.д.

Сфера творчества в высокой степени зависит от субъ­ективных факторов: таланта, состояния художника, его личностных ориентации. Поэтому мы многое почерпнем для понимания творческого процесса из тех средств, которые создаются в рамках гуманитарного знания. По­пулярность серии “Жизнь замечательных людей”, ме­муаров свидетельствует о том, насколько велик в об­ществе интерес к тем внутренним процессам и внешним обстоятельствам, в которых протекали их жизнь и твор­чество. Кроме внутреннего мира художника есть еще и социальное окружение. Хорошо известно, насколько серьезными были расхождения между обществом и ху­дожником, между “поэтом и чернью”, насколько велик был соблазн, превращавшийся иногда в вынужденную необходимость уйти от мира официальности в уединение для свободного творчества. Примерами такого уедине­ния могут быть бегство молодого Гете в Италию, где он создал “Римские элегии”, болдинская осень Пушкина, жизнь в лесу Р.Эмерсона, уход Н.К.Рериха в долину Кулу, бегство Гогена на Таити и т.д.

История культуры изобилует такого рода событиями в творческих биографиях, свидетельствами слабой при­способленности социокультурной структуры того или иного общества к надежному поддержанию творчества и высокой духовной деятельности. Творчество зачастую оказывается в сложном соотношении с общественным признанием. Тем не менее в каждом обществе существуют институты, обеспечивающие функционирование культуры (см. гл. X).

В нашу эпоху развитие общества находится в пря­мой зависимости от производства знаний, которое пре­вращается в особую разновидность индустрии. Новые отрасли труда, такие, как химия, автоматика, электро­ника, базируются в первую очередь на знаниях, а не на производственном опыте, игравшем первостепенную роль в старых отраслях. Индустрия знаний, произ­водящая и потребляющая информацию, а не товары и услуги, охватывает в наиболее развитых индустриаль­ных странах огромную часть национального производ­ства. Так, в США в 1986 г. информационная сфера так или иначе охватывала 63% всех работающих. В 60—70-х гг. объем научной информации удваивался каж­дые 5—7 лет, в 80-х — каждые 20 месяцев, а с начала 90-х гг. этот ритм стал ежегодным. Информационный взрыв оказывает глубокое воздействие на функциони­рование всего общества. (Более подробно его харак­теристики будут рассмотрены в гл. XVI.)