Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 48 из 121)

Элементы игры неизменно используются в таких важных регулирующих или социализирующих сферах,

как религия, политика, образование, воспитание, худо­жественная культура. Но в каждой культуре форми­руются и собственно игровые сферы, связанные прежде всего с разнообразными видами спорта или развлечени­ями. Спортивные игры отличаются прежде всего прин­ципом состязательности, требуют деления участников на противостоящие друг другу команды и направлены на достижение выигрыша. Выигрыш может быть чисто символическим (лавровый венок, памятный диплом, вым­пел, переходящее знамя, исполнение гимна и т.д.) либо материализованным в денежной премии. Но по прин­ципу состязательности могут быть организованы и мно­гие другие формы игровой деятельности: музыкальные и прочие конкурсы, певческие фестивали и т.д.

Развлекательные игры носят характер забавы с тем, чтобы отвлечь участников и зрителей от насущных жи­тейских проблем и дать им компенсацию за нереали­зованные устремления в социально значимой деятель­ности. Развлечения поэтому выполняют и важную фун­кцию снижения уровня психологической напряженности, возникающей в силу социального или политического противостояния различных сил и партий. Шуты и ско­морохи, клоуны и затейники пользовались спросом во всяком обществе, в котором вызревала дифференциро­ванная система регуляции.

Функция — дисфункция — латентная (скрытая) функция

За социальным, политическим или культурным яв­лением можно обнаружить совсем иные социальные факторы, оказывающиеся скрытыми от поверхностного сознания. Это различие между явлением и сущностью, между явными и скрытыми (латентными) функциями получило основательную разработку в марксистской социологии при анализе многих существенных сторон социальной жизнедеятельности. В частности, в этой со­циологии многое было сделано, чтобы показать связь политических или культурных явлений, религии или идеологии с интересами различных социальных слоев

и классов. Важное значение в утверждении такой кон­цепции придается известной работе К.Маркса и Ф.Эн­гельса “Немецкая идеология” (написана в 1846 г.). В ней Маркс и Энгельс показывают, как идейные обра­зования можно объяснить, исходя из материальной практики и классовых отношений.

Проблема функциональности различных сторон со­циальной и духовной жизни много занимала поздней­ших социологов и культурологов. Выше (в гл. II) мы уже рассматривали, как в рамках более позднего струк­турного функционализма, представленного Р.Мертоном и другими социологами, концепция функциональности подвергалась более тщательной разработке и усложне­нию, отвечающему сложности характера своего объекта — общества и его культуры. Мертон показал недопусти­мость сведения функции к полезному воздействию на систему и необходимость различия между субъектив­ным мотивом и объективной функцией и ее реальными последствиями. Каждое явление может иметь несколько функций, а одна и та же функция может выполняться разными средствами, которые способны заменять друг друга. Набор этих средств не является неограничен­ным, и именно эта ограниченность и обозначает пределы приспосабливаемости общества к требованиям среды.

Одно и то же явление может быть одновременно функционально полезным в каком-то отношении и вредным в другом, что и заставляет рассматривать его с точки зрения функциональности и дисфункциональ-ности. Если функция — это то, что способствует адап­тации общества или индивида к своей среде, то дис­функция — то, что уменьшает степень этой адаптив­ности.

Поэтому задача социологии в том, чтобы оценить. соотношение позитивных и негативных характеристик в каждом явлении и выявить заменители тех или иных функций.

Такое усложнение анализа дает возможность обна­ружить присущую обществу дифференциацию, соотно­шение различных частей, их взаимодействие и т.д. Это означает, что общество рассматривается как структурное образование, которому сочетание функций и дисфункций обеспечивает выживание, адаптацию к среде, гиб­кость в жизнедеятельности, способность к изменениям.

По Р.Мертону, один из основных постулатов фун­кционального анализа состоит в том, что одно и то же явление может выполнять различные функции, а вместе с тем являться дисфункциональным в каких-то отношениях. Это относится, прежде всего, к такому сложному и многозначному явлению, как религия, ко­торая одновременно интегрирует и разъединяет, несет в себе “кладезь премудрости” и скопление “предрас­судков” и т.д. Поэтому в социологическом плане важно исследовать баланс функций и дисфункций и выяснить, что может ослабить негативное воздействие какого-то элемента культуры и чем можно его заменить.

Что дает нам такая концепция для более разносто­роннего анализа рассмотренных выше функций куль­туры?

Уже при рассмотрении творчества как важнейшего источника пополнения культурного достояния каждое общество сталкивается с проблемой совместимости дан­ного открытия с прежним опытом и сложившимися типами регуляции. Религиозные ценности входят в про­тиворечие с той магией, которая направлена на улуч­шение земных дел индивида или группы, и возника­ющая взаимная дисфункциональность лишь частично сглаживается в тех сферах, где достигнут консенсус (например, магическая роль обряда и священного тек­ста). Хорошо известно и о взаимной дисфункциональ-ности, возникающей при столкновении религиозных и научных ценностей, и потребовалось несколько веков духовной работы для того, чтобы сгладить и упорядо­чить это противоречие, разведя науку и религию по разным сферам жизнедеятельности.

Крайне необходимая функция сохранения и поддер­жания прежнего достояния, памяти общества может так­же привести к дисфункции, если эта память препят­ствует освоению новых достижений или приводит к противостоянию между “прогрессистами” и “консерва­торами”, “западниками” и “патриотами”, если “исто­рическая правда” одной общности приходит в проти­воречие с “правдой” другой общности. Дисфункцио-

нально знание, если оно попадает в распоряжение “не своего” субъекта деятельности и используется для за­щиты “чужих” интересов.

Такой же поворот к дисфункции несет в себе и функция коммуникации, всегда имеющая определенные пределы, за которые она не может переходить во избе­жание рассеивания коммуникативности. Но это озна­чает, что всякое средство коммуникативности является и средством разграничения субъектов взаимодействия. Поэтому и существует не “язык”, а “языки”, разделя­ющие общества и требующие адекватного перевода, раз­ная символика, разграничивающая семейную, професси­ональную, гражданскую жизнь, сферу досуга, различные сферы общения и т.д. Очевидно, что ценности разных сфер могут входить в противоречие друг с другом:

рекреативные ценности в рабочее время или игровые ориентации в межличностных отношениях и т.п.

Дисфункциональным оказывается любое значение, ес­ли в контексте предполагаемой коммуникации оно таит в себе совсем не то содержание, которое должно было бы заключать по нормативному ожиданию. Тогда и воз­никают двусмысленность, демагогия и намеренное иска­жение, преследующее цель манипуляции общественным сознанием, еще сохраняющим привычное восприятие “нагруженных” слов: “прогресс”, “революция”, “дер­жава”, “реформа”, “демократия”, “рынок” и т.д. Учи­тывать соотношение функциональности и дисфункцио-нальности информационных стереотипов с точки зрения задачи, введенной в данную “программу”,-" существен­ная задача теории массовой коммуникации и пропа­ганды.

Разрешить ситуацию дисфункциональности можно ли­бо через подавление одной из сторон, через установление иерархии, очередности функций, или же через четкое раз­граничение сфер их применения.

Необходимость в устранении или ограничении дис­функциональности знания вызвала к жизни разнооб­разные формы его сокрытия и ограничения его рас­пространения. В самом элементарном случае знание не должно стать достоянием разведывательных и шпион­ских служб военного противника. Жестким ограничениям подвергается и деловая информация, утечка ко­торой может подорвать расчет на успех в конкурентной борьбе. Во всяком обществе существуют механизмы ог­раничения и сокрытия информации, придания ей статуса “специальной” и “секретной”.

Именно Р.Мертоном было прочно введено в социо­логию понятие “латентной”, т.е. скрытой функции в социальной, политической или культурной жизни, ко­торая подлежит собственно социологическому анализу (см. гл. II). Для гуманитарного культуроведения глав­ное — раскрыть тот внутренний смысл мифа, представ­ления, художественного произведения, акта творчества или его восприятия критиками или публикой, что и составляет признанное содержание общественного со­знания. Задача социологического анализа — раскрыть не только значение мотивов (представлений, верований и т.д.) в социальном поведении, но и их социальные источники и объективные последствия такого поведения, которые могут сильно отличаться от намерений. Хотя мотив и функция связаны между собой, они живут своей отдельной жизнью и могут изменяться независимо друг от друга.