Явная функция — это “объективное следствие, способствующее подключению или адаптации системы, которое вызвано намеренно и признается в качестве такового участниками этой системы”. Соответственно, скрытая функция вызывает следствие, “которое не входило в намерения участников и не признается в качестве такового”. При этом такое следствие может оказаться позитивным или же негативным для данной общности, но сам факт выявляется лишь при взгляде со стороны, при социологическом навыке изучения реальных процессов.
Всякий, даже самый иррациональный ритуал, поверие, обычай и т.д., получающие лишь мифологическое (или псевдонаучное) объяснение и отвергаемые с точки зрения здравого смысла, могут оказаться функциональными, так как несут в себе способность отвечать какому-то жизненно важному интересу или потребности человека или группы. Их значение не ограничивается верой в акции по “вызову дождя”. Многие церемонии прово
дятся просто по поводу памятных дат, связанных с жизнью верховного бога или же многочисленных святых. Календарь таких дат — напоминание об иных началах в жизни, выходящих за рамки повседневности, о персонажах, которые совершили (или могли совершить) некоторое высокозначимое деяние. Проводимые по поводу некоторых условных дат церемонии собирают какое-то значимое число членов общины, а тем самым укрепляют среди них чувство единства, которое в остальное время может выглядеть весьма эфемерным и оказывается практически нефункционирующим.
Скрытая функциональность — обычный механизм в самых разных сферах. Товар производится отнюдь не только для того, чтобы быть полезным потребителю. Как известно, помимо этой потребительной стоимости он имеет еще и меновую стоимость, чтобы принести производителю желанную для того прибыль. Политика проводится через провозглашение тех принципов и целей, осуществление которых улучшило бы положение значительной части населения, но ее скрытая функция — привести к власти силы, заинтересованные в ее использовании для перераспределения общественных ресурсов в свою пользу, что далеко не всегда связано с выполнением обещаний. Скрытая функция национальной культуры — отделить “своих” от “чужих”, чтобы ограничить права последних на почве “своего” государства. “Высокая” культура не только формирует духовное содержание развитого уровня, но и становится средством социального разграничения — создания дистанции между состоятельной элитой и остальной публикой. Научные знания могут служить не только сферой накопления новых знаний и открытий, но и каналом академической карьеры или, напротив, устранения от непосредственного участия в социальной жизни.
Глава VII. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
Основные темы. Социальная сущность личности. Рассмотрение личности в философской антропологии, социальной психологии и социологии культуры. Детерминация личности со-циокультурной системой и место личности в системе культурной регуляции. Ролевые структуры личности. Личность как объект и как субъект культурной деятельности.
Личность в разных культурах. Проявление личности в истории культуры как индивидуального самостоятельного начала и отражение ее неустроенности в художественной культуре древности. Религиозное решение вопроса: деперсонализация личности в отношениях с сакральным началом в различных мировых религиях. Культурный полиморфизм и вариабельность личности. Структура индивидуализации в разных религиях и культурных системах. Личность в восточных культурах: доминирование принципа органического включения личности в коллектив и механизм снятия внутренней напряженности. Статус личности в светских культурах. Личность в классической европейской культуре. Приоритет самостоятельного личностного начала, утверждение принципа индивидуализма, его нравственное и правовое ограничение. Образ человека в литературе и искусстве Востока и Запада.
Гуманистический потенциал рационально-этического индивида и культурная проблематичность индивидуальности. Кризис гуманистических ориентации, проблема отчуждения и деперсонализации в условиях технизации и бюрократизации общества. Бегство от “я”, и поиски альтернативных форм пер-сонализации. Роль восточных культов и новых религиозных и коммунитарных течений.
Индивидуализм и сферы его проявления. Границы индивидуализма, его издержки и формы ограничения. Формы социализации личности в разной социальной культурной среде.
Типы социализации личности. Роль семьи и культура детства.
Модернизация и личность. Показатели адаптации личности к переменам.
Маргинальная личность на рубеже культур: внутренний разлад или расширение духовных горизонтов? Показатели отчуждения и культурные каналы его преодоления.*
* В изложении проблематики этой главы автор опирался в основном на работы И. Р. Кона.
Рассмотренные выше элементы культуры ~ нормы, ценности, знания, ориентации — составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции, такими, как экономика, социальная структура и политика. Однако не только указанные выше социальные институты являются носителями культуры, в которых воспроизводятся и распространяются ее элемен-гы- Важным фактором, определяющим ее функционирование, и ее носителем является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, а подчас могут подвергаться разного рода трансформации.
Социальная сущность личности
Проблемы личности рассматриваются разными дисциплинами. Особенно здесь важна роль социальной антропологии и психологии, для которой личность представляет некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида. В новейших психологических теориях, связанных со школой советского ученого Л.С.Выготского, раскрывается, что внутренние процессы человеческой психики складываются на основе межличностных процессов в ходе социализации человека. В социологическом плане выделяются те отношения и структуры, которые определяют поведение личности, входящей в различные социальные группы и общности: классы, нации, элиты, профессиональные, возрастные, половые и пр.
Социология культуры рассматривает не только объективные, безличные аспекты существования элементов и структур культуры, но и субъективный план, воплощенный во внутреннем мире человека. Свойства индивида не исчерпываются его социальной или культурной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой ~ личность вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реального функционирования присущих культуре норм и ценностей (в отличие от их реального существования), а заодно и тех отклонений от норм, которые неизбежно происходят в реальной жизни общества. Именно при обращении к проблематике личности можно выявить противоречия и конфликты, которые вызывает в человеке несоответствие между утверждаемой нормой и ситуацией, что нередко приводит к тяжелым психологическим стрессам или социальным потрясениям.
Особое значение имеет проблема “я”. В субъективном плане “я” связано с самосознанием личности, ощущением ею своих потенций и своего отличия от других. Объективные признаки “я” уловить довольно трудно, поэтому и человеку не так-то легко ответить себе на вопрос: “Кто я такой?”
Каждая культура и каждый общественный строй по-своему формируют человека, придавая ему черты нормативного подобия или же разнообразия, допустимого в рамках определенной культуры или культурной группы. Степень индивидуализации сильно различается в разных культурных средах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности.
Социокультурные факторы поведения личности могут быть во многом раскрыты при рассмотрении тех ролей, которые приняты для каждой субкультуры в данной общности. В ролевом описании любая социальная группа предстает в виде набора определенных позиций. Это могут быть классовые позиции (предприниматель или трудящийся), профессиональные (рабочий, крестьянин, военный, ученый), семейные (муж, жена, дети). Вместе с тем каждый человек может совмещать в себе несколько ролей, варьируя их в зависимости от цикла деятельности, ситуации или личной склонности (ленивый или старательный ученик).
В культурном плане проблематика освоения ролей раскрывает многое в социальной жизни, формирует характер и идентичность социальных групп, наций и
индивидов. Она оказывается крайне важной в общении между индивидами разных групп или социальной мобильности, меняющей положение групп и индивидов. В более развитых культурах именно появление индивидуальности способствует усилению дифференциации жизни и ее обогащению. Однако отношение к ней радикально отличается в зависимости от культурно-исторического типа.
Личность в разных культурах
Личностное начало, идея личности как самостоятельного субъекта общественных отношений, опирающегося на свои собственные внутренние силы в той или иной мере, имеется в каждой развитой культуре. Однако существует заметное, а часто принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержании в разных культурах, что зависит в значительной степени от характера религиозных компонентов данной культуры.
Европейская культурная традиция утверждает человека автономным субъектом деятельности, подчеркивает прежде всего его единство, цельность, тождественность “я” во всех его проявлениях. Констатация нескольких ролевых функций в общем не снимает такой принцип, раздробленность образов “я” воспринимается как нечто ненормальное. Напротив, в восточных культурах ролевые функции во многом перекрывают самосознание личности. Человек осознает себя и воспринимается во многом в зависимости от той среды или сферы, в которой он в данный отрезок времени действует. Здесь человек рассматривается прежде всего как средоточие партикулярных обязательств и ответственности, вытекающих из его принадлежности к семье, общине, клану, религиозной общности и государству.