Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 49 из 121)

Явная функция — это “объективное следствие, спо­собствующее подключению или адаптации системы, ко­торое вызвано намеренно и признается в качестве та­кового участниками этой системы”. Соответственно, скрытая функция вызывает следствие, “которое не вхо­дило в намерения участников и не признается в ка­честве такового”. При этом такое следствие может ока­заться позитивным или же негативным для данной общ­ности, но сам факт выявляется лишь при взгляде со стороны, при социологическом навыке изучения реаль­ных процессов.

Всякий, даже самый иррациональный ритуал, поверие, обычай и т.д., получающие лишь мифологическое (или псевдонаучное) объяснение и отвергаемые с точки зре­ния здравого смысла, могут оказаться функциональны­ми, так как несут в себе способность отвечать какому-то жизненно важному интересу или потребности человека или группы. Их значение не ограничивается верой в акции по “вызову дождя”. Многие церемонии прово­

дятся просто по поводу памятных дат, связанных с жизнью верховного бога или же многочисленных свя­тых. Календарь таких дат — напоминание об иных началах в жизни, выходящих за рамки повседневности, о персонажах, которые совершили (или могли совер­шить) некоторое высокозначимое деяние. Проводимые по поводу некоторых условных дат церемонии соби­рают какое-то значимое число членов общины, а тем самым укрепляют среди них чувство единства, которое в остальное время может выглядеть весьма эфемерным и оказывается практически нефункционирующим.

Скрытая функциональность — обычный механизм в самых разных сферах. Товар производится отнюдь не только для того, чтобы быть полезным потребителю. Как известно, помимо этой потребительной стоимости он имеет еще и меновую стоимость, чтобы принести производителю желанную для того прибыль. Политика проводится через провозглашение тех принципов и це­лей, осуществление которых улучшило бы положение значительной части населения, но ее скрытая функция — привести к власти силы, заинтересованные в ее ис­пользовании для перераспределения общественных ре­сурсов в свою пользу, что далеко не всегда связано с выполнением обещаний. Скрытая функция националь­ной культуры — отделить “своих” от “чужих”, чтобы ограничить права последних на почве “своего” госу­дарства. “Высокая” культура не только формирует ду­ховное содержание развитого уровня, но и становится средством социального разграничения — создания ди­станции между состоятельной элитой и остальной пуб­ликой. Научные знания могут служить не только сфе­рой накопления новых знаний и открытий, но и ка­налом академической карьеры или, напротив, устранения от непосредственного участия в социальной жизни.

Глава VII. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Основные темы. Социальная сущность личности. Рассмот­рение личности в философской антропологии, социальной пси­хологии и социологии культуры. Детерминация личности со-циокультурной системой и место личности в системе культур­ной регуляции. Ролевые структуры личности. Личность как объект и как субъект культурной деятельности.

Личность в разных культурах. Проявление личности в истории культуры как индивидуального самостоятельного на­чала и отражение ее неустроенности в художественной куль­туре древности. Религиозное решение вопроса: деперсонали­зация личности в отношениях с сакральным началом в раз­личных мировых религиях. Культурный полиморфизм и ва­риабельность личности. Структура индивидуализации в раз­ных религиях и культурных системах. Личность в восточных культурах: доминирование принципа органического включе­ния личности в коллектив и механизм снятия внутренней напряженности. Статус личности в светских культурах. Лич­ность в классической европейской культуре. Приоритет са­мостоятельного личностного начала, утверждение принципа индивидуализма, его нравственное и правовое ограничение. Образ человека в литературе и искусстве Востока и Запада.

Гуманистический потенциал рационально-этического инди­вида и культурная проблематичность индивидуальности. Кри­зис гуманистических ориентации, проблема отчуждения и де­персонализации в условиях технизации и бюрократизации об­щества. Бегство от “я”, и поиски альтернативных форм пер-сонализации. Роль восточных культов и новых религиозных и коммунитарных течений.

Индивидуализм и сферы его проявления. Границы индиви­дуализма, его издержки и формы ограничения. Формы соци­ализации личности в разной социальной культурной среде.

Типы социализации личности. Роль семьи и культура дет­ства.

Модернизация и личность. Показатели адаптации личности к переменам.

Маргинальная личность на рубеже культур: внутренний разлад или расширение духовных горизонтов? Показатели отчуждения и культурные каналы его преодоления.*

* В изложении проблематики этой главы автор опирался в основном на работы И. Р. Кона.

Рассмотренные выше элементы культуры ~ нормы, ценности, знания, ориентации — составляют определен­ную систему и в качестве таковой входят во взаимо­действие с другими компонентами общественной регу­ляции, такими, как экономика, социальная структура и политика. Однако не только указанные выше социаль­ные институты являются носителями культуры, в ко­торых воспроизводятся и распространяются ее элемен-гы- Важным фактором, определяющим ее функциони­рование, и ее носителем является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, сраба­тывают или же не срабатывают, а подчас могут под­вергаться разного рода трансформации.

Социальная сущность личности

Проблемы личности рассматриваются разными дис­циплинами. Особенно здесь важна роль социальной ан­тропологии и психологии, для которой личность пред­ставляет некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида. В новейших психологических теориях, связанных со шко­лой советского ученого Л.С.Выготского, раскрывается, что внутренние процессы человеческой психики скла­дываются на основе межличностных процессов в ходе социализации человека. В социологическом плане вы­деляются те отношения и структуры, которые опреде­ляют поведение личности, входящей в различные со­циальные группы и общности: классы, нации, элиты, профессиональные, возрастные, половые и пр.

Социология культуры рассматривает не только объ­ективные, безличные аспекты существования элементов и структур культуры, но и субъективный план, вопло­щенный во внутреннем мире человека. Свойства ин­дивида не исчерпываются его социальной или куль­турной принадлежностью. Существует еще и внутрен­ний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой ~ личность вносит в нормы, потребности и по­веденческие образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объ­яснить реального функционирования присущих куль­туре норм и ценностей (в отличие от их реального существования), а заодно и тех отклонений от норм, которые неизбежно происходят в реальной жизни об­щества. Именно при обращении к проблематике лич­ности можно выявить противоречия и конфликты, ко­торые вызывает в человеке несоответствие между ут­верждаемой нормой и ситуацией, что нередко приводит к тяжелым психологическим стрессам или социальным потрясениям.

Особое значение имеет проблема “я”. В субъектив­ном плане “я” связано с самосознанием личности, ощу­щением ею своих потенций и своего отличия от других. Объективные признаки “я” уловить довольно трудно, поэтому и человеку не так-то легко ответить себе на вопрос: “Кто я такой?”

Каждая культура и каждый общественный строй по-своему формируют человека, придавая ему черты нор­мативного подобия или же разнообразия, допустимого в рамках определенной культуры или культурной груп­пы. Степень индивидуализации сильно различается в разных культурных средах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности.

Социокультурные факторы поведения личности могут быть во многом раскрыты при рассмотрении тех ролей, которые приняты для каждой субкультуры в данной общности. В ролевом описании любая социальная груп­па предстает в виде набора определенных позиций. Это могут быть классовые позиции (предприниматель или трудящийся), профессиональные (рабочий, кресть­янин, военный, ученый), семейные (муж, жена, дети). Вместе с тем каждый человек может совмещать в себе несколько ролей, варьируя их в зависимости от цикла деятельности, ситуации или личной склонности (лени­вый или старательный ученик).

В культурном плане проблематика освоения ролей раскрывает многое в социальной жизни, формирует характер и идентичность социальных групп, наций и

индивидов. Она оказывается крайне важной в общении между индивидами разных групп или социальной мо­бильности, меняющей положение групп и индивидов. В более развитых культурах именно появление инди­видуальности способствует усилению дифференциации жизни и ее обогащению. Однако отношение к ней ра­дикально отличается в зависимости от культурно-исто­рического типа.

Личность в разных культурах

Личностное начало, идея личности как самостоя­тельного субъекта общественных отношений, опираю­щегося на свои собственные внутренние силы в той или иной мере, имеется в каждой развитой культуре. Однако существует заметное, а часто принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержа­нии в разных культурах, что зависит в значительной степени от характера религиозных компонентов данной культуры.

Европейская культурная традиция утверждает чело­века автономным субъектом деятельности, подчеркивает прежде всего его единство, цельность, тождественность “я” во всех его проявлениях. Констатация нескольких ролевых функций в общем не снимает такой принцип, раздробленность образов “я” воспринимается как нечто ненормальное. Напротив, в восточных культурах роле­вые функции во многом перекрывают самосознание личности. Человек осознает себя и воспринимается во многом в зависимости от той среды или сферы, в ко­торой он в данный отрезок времени действует. Здесь человек рассматривается прежде всего как средоточие партикулярных обязательств и ответственности, выте­кающих из его принадлежности к семье, общине, клану, религиозной общности и государству.