Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 5 из 121)

Под влиянием такого рода антропологии в вербаль­ном общении образованных людей в городской среде термин “культура” подчас становится применимым ско­рее к экзотическим стилям жизни примитивных обще­ств Тропической Африки, южной части Тихого океана или северной Сибири. Они могут удивиться, узнав, что и сами подлежат анализу как носители особой разно­видности культуры, а не “мировой цивилизации”.

Очевидно, что такое антропологическое понимание культуры принципиально отличается от придаваемого ей смысла как сферы только подлинно высокой духовности, противопоставленной всему обыденному, практическому и хозяйственному.

Вот часть воображаемого диалога между представи­телями разного понимания культуры, приводимого аме­риканскими культурологами К.Клакхоном и В.Келли:

Антрополог. Обыкновенный котелок для антрополога — та­кой же продукт культуры, как соната Бетховена.

Бизнесмен. Я рад слышать это. Для моей жены культурный человек лишь тот, кто может говорить о Дебюсси, Элиоте, Пикассо...[3]

Нам придется разойтись с обеими точками зрения, хотя каждая из них в определенной степени, как мы видели, оправданна. Культура не сводится к высоким образцам художественного творчества. Она действи­тельно пронизывает все сферы человеческой деятель­ности. Но отнюдь не все эти сферы могут рассматри­ваться как относящиеся к собственно культуре. Каждая из них имеет свое содержание и регулируется собст­венными принципами, которые находятся в сложном взаимодействии, дополняя друг друга или вступая в противоречие. Отнюдь не все стороны “котелка” или любого другого продукта материального производства могут рассматриваться как продукт культуры. В гораз­до большей степени это продукты хозяйственной дея­тельности и соответствующей технологии. И хотя для обеспечения этих технологий необходимо соответствую­щее культурное обеспечение, оно приходит из той сфе­ры, где культура самостоятельна, где она “у себя дома” и формируется в соответствии с присущими ей прин­ципами.

Культура и время

Важное измерение всякой культуры — время, которое именно в ней протекает, подвергается структурированию, накапливается или забывается. Организуя во времени протекание событий, сохраняя их в памяти общества, культура обеспечивает как поддержание информации, необходимой для выживания и развития общества, так и передачу ее во времени — на длительные отрезки. Время вносит важные коррективы в формирование са­мобытности, которая претерпевает неизбежные измене­ния, сохраняя присущую ей структуру и" содержание. Оно может измеряться по-разному: по естественным или искусственным циклам, иметь линейную длитель­ность, но во всех случаях культура обеспечивает со­хранение необходимого прошлого и определенное про­никновение в будущее.

В наличных формах регуляции действуют те прин­ципы, которые сложились в данной системе в прошлом и которые заложены в ее “памяти”, “выходя на экран” тогда, когда регулятивная система обращается к “за­груженному” в нее блоку. Идет ли речь о националь­ной жизни или о капитализме как социокультурной системе, при их рассмотрении нельзя обойтись без уче­та прошлого опыта. Становление современной системы духовной регуляции в целом или какой-то ее части в полной степени “высвечивается” только тогда, когда в достаточной степени проанализированы прошлые этапы становления этой системы.

Поэтому вновь и вновь классификация культур про­изводится не только по уровням или типам общностей, но и по периодам. Хотя эти периоды во многом не совпадают в разных обществах, принято устанавливать некоторые общие типологии культур в зависимости от принятой периодизации: “культура древнего мира”, “средневековье”, “новое время”, “культура эпохи Тан”, “индийская культура при Моголах” и т.д.

В каждом обществе время подвергается институ­циональному и социальному структурированию. В сред­ние века его держала под своим контролем церковь. В индустриальном обществе его организацию берет на себя крупный капитал или государство. И только в постиндустриальном обществе оно распадается на раз­ные ритмы в соответствии с устойчивым плюрализмом социальной жизнедеятельности и разнообразием куль­турной жизни.

Культура как предмет изучения

Как мы видели, культура выражает разные стороны жизни общества или деятельности человека, что и при­вело к формированию принципиально отличающихся между собой дисциплин, располагающих своими особыми методами, своим научным аппаратом и терминологией, своими авторитетами и школами. В значительной сте­пени культура предстает как сфера особого внимания того гуманитарного культуроведения, которое обеспечи­вает глубокое понимание внутренних смыслов творений культуры, содержащихся в них образов и смыслов, фор­мы и стиля. Именно через такое понимание обеспечи­вается более сознательное освоение культурного досто­яния, его сохранение и дальнейшее творческое развитие.

На протяжении всей своей жизни человек живет в мире культуры, через которую он формируется, обрета­ет возможность понять принципы устроения окружа­ющего мира и свое место в этом мире. Именно по­этому нужна широкая работа учителей, воспитателей, писателей и публицистов, художников и музыкантов, т е. всего того значительного разряда деятелей культу­ры и художественной интеллигенции, научно-техниче­ской интеллигенции и организаторов “индустрии куль­туры” и “фабрик знаний”, без которых культура не может функционировать. Раскрытие образного и по­нятийного смысла классических текстов или совре­менных произведений, предметов старого и нового ис­кусства, ритуалов и форм поведения, значения науч­ных открытий и накопленной информации — непремен­ное условие адекватной ориентации членов общества в окружающем мире. Вживание во внутренний смысл произведений культуры, освоение информации как зна­ния об объективных условиях деятельности необхо­димы каждому образованному человеку, а в современ­ном обществе образование имеет все население, хотя и в разной степени. Для этого и существуют книги, ки­нотеатры, современные масс-медиа, культурные центры, школы, музеи, концертные залы, библиотеки и т.д. Для этого существует также и понимающее культуроведение, располагающее хорошо разработанными методами толкования смыслов и раскрытия содержаний культур­ных творений. Более специальное направление этого культуроведения получило развитие в герменевтике как науке о толковании текстов культуры.

Наряду с понимающим вхождением в культуру не­обходим и объяснительный подход, предполагающий по­знавательное выяснение тех функций, которые культу­ра во всем разнообразии своих компонентов выполняет и обществе. Необходим причинно-следственный анализ, соотнесенный с теоретической концепцией. Последова­тельное вживание может означать превращение зрителя или исследователя в адепта той или иной духовной системы и тем самым лишение или, по крайней мере, снижение его способности к трезвому, критическому от­ношению к предмету восприятия. Так, признание боговдохновенной сущности Корана отражает не столько факт озарения, снизошедшего на пророка Мухаммеда, сколько настоятельную потребность данного общества в объективации того сверхпринципа, который через сак­рализацию единого обязательного текста в огромной сте­пени детерминировал сознание, волю и намерения лю­дей, а значит, и нормы поведения, и ведущие институты общества.

Духовные тексты и памятники лишь опосредованно выражают реальную жизнь культуры. Поэтому нужно их осмысление, выходящее за рамки внутренней интерпретации. Как известно, признание сакрального статуса Корана было не всеобщим, и оспаривание этого статуса свидетельствует опять-таки не о субъективности отрицающих умов, а о вполне объективных потребно­стях расширения волевого и творческого начала в ду­ховной жизни.

Итак, мы видим, что для рационального восприятия человеком действительности необходимо не только усвоение культурных ценностей, но и их критическое ос­мысление, понимание места тех или иных духовных яв­лений в реальной жизни — как в период создания, так и в последующей истории. Критическое и аналитиче­ское понимание культурных явлений и дает культуро­логия как социальная дисциплина.

Каждый метод имеет свои достоинства, свою функ­цию в духовных процессах и свои ограничения. Пони­мание оказывается связанным в той или иной степени с ценностной позицией — позитивной или негативной — в отношении воспринимаемого явления. Объяснение мо­жет быть в принципе свободно от оценки (на чем на­стаивал М.Вебер),но его возможности ограниченны, так как оно должно вывести культурное явление из конеч­ного набора причин. Поэтому оно оказывается не пол­ным и опять-таки подверженным идеологическим интер­претациям. Как мы увидим, в полной мере эти досто­инства и недостатки сказались на отношении к концеп­ции самого М.Вебера среди исследователей и идеологов разных стран.

Гуманитарное культуроведение и социальная культурология

В мировых системах образования или академических структурах утвердилось общее разделение между двумя типами наук об обществе: а) гуманитарные дисциплины, к которым относятся прежде всего филологический ком­плекс, история и теория культуры, религиоведение, ли­тературоведение, искусствоведение, философия, этика и т.д.; б) социальные науки, в число которых входят эко­номика, политология, этнология, социология, экология и т.д.

Между этими дисциплинами нет четкой границы, так как каждая из них в той или иной степени использует конкретный материал, факты и данные, взятые из дей­ствительности, а вместе с тем имеет и свой концепту­альный аппарат, оперирует той или иной методологией. Тем не менее между ними имеется и существенное различие, заключающееся прежде всего в том, что для наук первого ряда основная задача — дать индивидуа­лизирующее описание исходного материала, явлений и фактов культуры, воссоздать объект в его подлинности и уникальности, и поэтому обобщение для них — вто­ричная задача, диктуемая необходимостью систематиза­ции суммы объяснений и интерпретаций рассматривае­мого материала. Для социальных наук основная зада­ча — отыскание законов и принципов, позволяющих от частных явлений перейти к пониманию общих связей. Поэтому в этих науках отдельные факты и явления не имеют научной ценности, а выступают лишь как лишен­ные индивидуальной специфики примеры общих поня­тий, из которых и складывается концепция, сообщающая аналитический смысл фактам и объединяющая их со множеством других[4].