Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 53 из 121)

1. В разнородных скоплениях культурные феномены предстают как своего рода “лоскутное одеяло”, состав­ленное из самых разных явлений и вещей, не имеющих достаточной связи между собой и соединенных внешней для такого скопления причиной. Так, набор предметов культуры в музее этнографии в ряде отношений предстает как скопление, а наличие рядом охотничьего лука со стре­лами, прялки, мотыги еще не выявляет их смыслового единства. Каждая культура может быть описана (хотя бы в энциклопедии) с точки зрения наличия в ней скоп­ления тех универсалий, которые составляют обязательные атрибуты и аксессуары общественной жизни: образование, религиозные обряды, танцы, сексуальные ограничения, ма­гия и т.п. Но такого рода описания, необходимые для детального знакомства с культурой, еще не дают пред­ставления о принципах, по которым функционирует куль­тура. Нередко культурные характеристики обусловлены многообразием общественной жизни и связаны с различ­ными источниками и функциями данного института или индивида. Как мы видели в гл. VII, и индивид в куль­турном плане также большей частью выступает как “скопление” — носитель разнородных элементов, которые он не всегда может согласовать для самого себя.

2. Образование со сходными социокультурными ха­рактеристиками. Описание по сходству позволяет выя­вить либо а) содержательные функции культуры в раз-

* В детализированном виде эту классификацию дает П.Сорокин в кни­ге: Society, Culture and Personality.- N.Y.; L., 1947.

n ых социально-экономических единицах (городская, классовая, возрастная культуры), либо б) ареал распро­странения тех или иных элементов (что служит пред­метом рассмотрения в этнографии). Сходство различных аспектов культуры порождает метаэтнические, т.е. объ­единяющие несколько этносов, общности: этно-языковые, культурно-хозяйственные (по сходству материальной культуры), историко-этнографические (по сходству ху­дожественной и бытовой культуры), этно-конфессиональ-ные (по единству религиозных верований). Эти единицы ныделяются на основании сходства населения по како­му-либо одному общему признаку (тип хозяйства, язык, вероисповедание), но это сходство может не распростра­няться на другие стороны жизни. Еще до недавних пор кочевые народности Средней Азии, имевшие сходный об­раз хозяйственной жизни и говорившие на близких язы­ках, устойчиво делились по родо-племенному признаку, следы которого сохранились до сих пор.

Таким образом, признаки сходства не создают все­объемлющей общности, а единство этнических групп возникает во многом в силу спаянности естественными родственными и генетическими связями.

3. Органические системы. Как мы видели, уже в силу самого определения культура является результа­том “культивирования” человека и духовной регуляции общества. Поэтому ее органическая целостность — не продукт естественного развития человеческого коллек­тива, стихийного роста его производительных сил или политической воли. Она возникает только в ходе дли­тельного, последовательного и целеустремленного раз­вития культурных факторов. Такого рода целостность формируется в различных формах духовной жизни:

язык, этика и право, религия, художественная культура и наука. В каждой из этих форм существует опреде­ленная системность, допускающая различные варианты, но отсекающая те из них, которые нарушают функци­онирование целого. Выше мы уже рассматривали эти системы как основные формы культуры. Сейчас нам следует обратить внимание на два обстоятельства. Да­леко не всегда перечисленные формы культуры в своей совокупности составляют органичное целое. Это может происходить как в силу противоречивости самой куль­турной жизни, ее непоследовательности, подверженности разрывающим ее “тело” внутренним социально-полити­ческим факторам или же внешним влияниям. Вместе с тем в этом может сказываться и диалектика саморазви­тия, например, художественной культуры или же науки, в которых постоянно выдвигаются противостоящие друг другу идеи и ценности в ожидании, когда эта диалекти­ка получит разрешение на более высоком уровне эво­люции общества. Второе обстоятельство заключается в том, что хотя каждому обществу присущи все эти фор­мы, хотя бы и в неразвитом варианте, степень их разви­тия может меняться не только в зависимости от уровня развития самого общества, но и по отношению друг к другу.

Третье обстоятельство заключается в том, что эти культурные формы-системы являются достаточно само­стоятельными, чтобы выходить за рамки конкретных об­ществ и распространяться на другие страны и народы. Религия по изначальному замыслу была нацелена на то, чтобы превзойти этнические и национальные рамки и охватить людей разного происхождения. Наука, возник­шая в социокультурных условиях некоторых обществ, имеет тенденцию распространения по всему миру, не зная границ.

Формациоиный и классовый типы культуры

Характерным проявлением культурных образований, выделяемых по сходству признаков, может служить формационный тип культуры, выделяемый на основе от­ражения интересов основного класса данной социаль­но-экономической формации как функции базисной структуры данного общества. Эта концепция принята в марксистской социологии и в ней выделяются “рабо­владельческая”, “феодальная”, “буржуазная” и “социа­листическая” культуры, а в рамках антагонистических формаций вычленяются культуры господствующих и трудящихся классов, хотя первая и оказывается неиз­

менно преобладающей. По существу, те функциональные субкультуры, которые действительно связаны со специ­фическими интересами и образом жизни различных классов, возводятся в самостоятельные и особые вари­анты культуры, что приводит к теоретическому разрыву культуры в целом. При выделении двух классовых культур возникает сложная идеологическая задача рас­членения направлений, течений и творчества отдельных художников, писателей и мыслителей на классово обус­ловленные варианты ценностей. История культуры при этом трактуется как борьба “двух тенденций” и “двух линий”. В русской культуре трещина проходила через сердца и творчество А.Герцена, Н.Гоголя, Н.Некрасова, Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького, но рассматривалась она не как внутренние сомнения и противоречия, а как показатель колебаний в выборе между двумя не­примиримыми культурами. Что касается той духовной продукции, которая не поддавалась такому размежева­нию (прежде всего религиозная культура и те прояв­ления, которые отражали поиски национальной само­бытности), то она обычно замалчивалась или препод­носилась односторонне, подвергаясь идеологической ин­терпретации.

В соответствии с этой идеологической доктриной пар­тийно-государственное регулирование в области культу­ры было направлено на жесткое и последовательное ограничение идеи затушевывания той культуры, которая классифицировалась как помещичье-буржуазная, отста­ивающая интересы господствующих классов. Это не всегда означало действительное изъятие из обращения произведений прошлого, но требовало их соответствую­щей идейной интерпретации, чтобы представить все раз­витие русской культуры как последовательное развитие единой революционно-демократической линии. Именно эта линия изображалась как единственно правильная и значимая, послужившая предшественницей марксизма и социализма. История культуры стран Запада также изображалась как “борьба феодальной и демократиче­ской”^ а затем “буржуазной и демократической” культур, причем классовой ограниченности господствующей куль­туры всегда противостояла демократическая тенденция, неизменно связанная отстаиванием интересов трудя­щихся слоев. Тем самым утверждался исторический рас­кол каждой нации по классовому признаку, пронизыва­ющему все стороны жизни —хозяйственную, социальную, политическую и культурную.

Объясняющая способность такого подхода как в от­ношении различных исторических периодов, так и куль­туры современности весьма ограничена. Несомненная разделенность общества на классы отнюдь не устраняет его целостности. Классовые различия в языке, худо­жественной культуре, представлениях и типах мышле­ния, несомненно, существуют, но перекрываются в общей системе культурной регуляции. Наряду с классовыми существуют и другие типы различия: между городом и деревней, центром и периферией, развитыми и не­развитыми регионами, и противоречия между такими структурами нередко находят выражение и в культур­ной сфере. Но попытка постулировать принципиальное противоборство культур как постоянный определяющий фактор — идеологическое насилие над действительно­стью, опровергаемое объективным анализом. То проти­воборство, которое происходит в обществе между клас­сами, слоями, конфессиями, регионами, в культуре ско­рее предстает как взаимодействие разных тенденций культурно-исторического развития.

Может ли город обойтись без деревни, центр без провинции, общество без государства, верхи без низов, трудящиеся без предпринимателей и наоборот? Может ли общество целиком изолироваться от внешнего мира и замкнуться в своей самобытности? Или же “раскрыть двери”, отказаться от всех традиций и переделать свой национальный характер? Как мы увидим, культура — сложная, устойчивая, долговременная система, впитыва­ющая в себя все существенные измерения и факторы общественного бытия. Классовая культура может рас­сматриваться с разных точек зрения.

Различие социальных типов культуры прослежива­ется как в повседневной жизни — манерах, нормах, интересах, языке, так и в духовных ценностях и идео­логии. Многие социологи исследуют “культуру беднос­ти”. Она присуща неимущим слоям городского и сель-

• кого населения, которые в социальном плане отлича­ются отсутствием устойчивой работы, а соответственно и скудостью средств к проживанию. Это порождает “культуру выживания”, имеющую свои духовные про-шления. Такого рода анализ необходимо дополнять и рассмотрением “культуры богатых”. Для нее характер­но большей частью престижное и показное расточи-юльство, культ гедонизма и презрение к физическому груду. Но та и другая культура — всего лишь варианты субкультуры, часть более целостной системы.