Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 56 из 121)

Тем не менее на уровне общественного сознания, получающего выражение как в политической, так и в художественной культуре, довольно сильно звучат ут­верждения общеарабского единства. Это проявляется большей частью в тех ситуациях, когда возникает про­тивопоставление “арабского мира” остальному миру

или какой-либо его части. Так происходит, например, в отношениях арабских стран с Западом или Израилем, хотя и здесь возникают самые различные ситуации.

Не оправдывается и то положение, особенно попу­лярное в националистических идеологиях, что нация — ;гго память народа о своем историческом прошлом. Как показывает анализ, память эта весьма избирательна. В ней сохраняются лишь значимые события, получающие должную оценку, отвечающую “духу народа”. Нети­пичные события или же свидетельства раскола и раз­лада предаются забвению или списываются на счет про­исков внутренних или внешних противников.

Релятивистские концепции предполагают, что иден­тичность этноса или нации формируется всегда по от­ношению к некоторому внешнему фактору: ощущение угрозы со стороны некой этнической группы в конку­ренции за доступ к ресурсам, за власть, территорию. Видные исследователи-социологи отвергают культуро­логическую концепцию этничности или нации как миф. Как они полагают, культурные характеристики — не столько объективные факторы, сколько конструкции, стимулирующие чувство идентичности, которое объеди­няет данную группу и легитимизирующие ее требова­ния. Таким образом, идентичность детерминирована ин­тересом данной общности, это средство или стратегия в борьбе за социально значимые ресурсы и привилегии. При помощи этой стратегии достигается консолидация ранее аморфной общности, производится ее мобилиза­ция на достижение общих целей — или же целей, вы­даваемых за общие. Естественно, что такие требования формируются в оппозиции по отношению к инонаци­ональной группе населения, либо занимающей господ­ствующее положение, либо оказывающейся в численном меньшинстве.

Согласно релятивистскому подходу, нация возникает и формируется прежде всего как продукт самосознания и воли к единству, а черты культурной общности и специфичности создаются в процессе налаживания на­ционального сотрудничества и взаимодействия. Поэтому культурные характеристики могут возникать или утра­чиваться, усиливаться или ослабляться в зависимости от степени налаживания внутренних связей и от ситуа­ции взаимодействия нации с внешним миром. Воля к утверждению национального единства направлена не только на изживание внутренних конфликтов и локаль­ных ограничений, но прежде всего на укрепление могу­щества нации перед лицом ее соседей и мировых со­перников. Поэтому естественным спутником национализ­ма является война.

Также и государство трактуется сторонниками ре­лятивистской концепции как прежде всего институт, ут­верждающий совокупную волю данной нации и пред­ставляющий ее интересы в отношениях с другими на­родами.

Однако релятивистский подход еще не дает возмож­ности объективного социологического выявления содер­жания процессов национальной консолидации. Что по­зитивного заключает в себе национализм, столь очевид­ным образом нарушающий интересы других националь­ных групп? Почему культурно-идеологические факторы играют столь большую роль в утверждении националь­ной консолидации? Более содержательные ответы на эти вопросы дает культурно-коммуникативный подход.

Культурно-коммуникативный подход к национализму основан на выявлении значения факторов коммуника­ционного единства, возникающего в обществе в ходе интенсивного хозяйственного развития, сопровождаемо­го ростом городов, развитием образования, ростом гра­мотности, распространения книгопечатания и периоди­ческих изданий. Именно усиление интенсивности ком­муникаций приводит к формированию общего нацио­нального языка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует пре­одолению разнородности населения, преодолению внут­ренних границ, различий между хозяйственно специфи­ческими регионами, коренным и пришлым населением. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит — и постоянное общение, всеобщая заинтере­сованность в понимании друг друга. Для этого и нужно расширение образования и общий язык, достаточно раз­нообразный по словарю и средствам выражения, но вме­

сте с тем единый для всего народа. Язык и становится важнейшим средством как дифференциации культуры, так и ее национальной интеграции. Так, во Франции на протяжении нескольких веков центральное прави­тельство предпринимало энергичные меры для утверж­дения единого языка на основе парижского диалекта и подавления всех других диалектов. Еще кардинал Ришелье в середине XVII в. основал Французскую ака­демию, вменив ей как главную обязанность заботу о “здоровье французского языка, цемента единства на­ции”. Во время французской революции и при Напо­леоне были развернуты массовые гонения на местные наречия во имя торжества унифицированного языка. Но и в наше время — в 1994 г.— французское прави­тельство вводит законы, запрещающие чрезмерное ис­пользование иностранных терминов или выражений, их введение, если существует французское слово, имеющее тот же смысл. Аналогичные требования выдвигают мно­гие национальные движения в других странах, доби­вающиеся консолидации своей нации.

Конечно, чрезмерная настойчивость в борьбе за чи­стоту языка может привести к его обеднению или по­явлению искусственных терминов, создающих ограни­чения в межкультурном взаимопонимании. Националь­ная культура не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноцен­ное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентации и образа жизни, чем этническая. Она включает в себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, гео­графическими, социальными, хозяйственными и классо­выми факторами. Часто отмечается, что нация склады­вается не через утверждение единообразия. Она пред­ставляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каж­дый из них в отдельности содержит общие культурные признаки, отличающие данную нацию.

Еще на этническом уровне культура, как мы видели, способна вместить в себя различия по типу бинарности: высокий — низкий, мы — они, левый — правый и т.д. Эти различия предполагают друг друга, они могут лишь

подвергаться изменению в их соотношении, степени вли­яния на ситуацию, на власть и т.д. В национальной культуре возникает уже более сложная дифференциа­ция, доходящая до противоречий, соперничества и борь­бы за преобладание. Различные тенденции могут нахо­диться в напряженном противостоянии, что может при­вести не только к интенсивной полемике в идейной области, но и к прямым столкновениям, если культура переплетается с политикой и хозяйственными факто­рами.

В каждом развитом обществе существует несомненное противоречие между городом и деревней, что выража­ется в значительном различии их культур. Хорошо из­вестны классовые различия в культуре. Проблема раз­вития всегда представала как наличие альтернатив, в которых переплетались политические, социальные и куль­турные факторы. Существуют и различия между этни­ческими и субэтническими вариантами в рамках каждо­го общества, между коренным населением и пришлым и т.д.

Тем не менее в каждой зрелой нации существуют механизмы, сдерживающие чрезмерное разрастание меж­доусобиц и внутренних конфликтов. Такую роль вы­полняют как экономические механизмы (рынок), так и политические (государство). Одно хорошо известно,что и рынок, и государство могут оказаться оружием в руках части нации, ее господствующего класса или тер­риториального региона. В этих случаях остается дей­ственной сдерживающая и объединяющая роль культу­ры — духовной и светской.

В истории и современности хорошо известны состо­яния, когда именно культура оказывалась “слабым зве­ном” и размежевание по культурному признаку ста­новилось в условиях слабости других интеграционных факторов силой, приводящей к расколу общества. Тогда возникали гражданские войны в Англии, Германии и Франции в XVII в., происходил распад Османской им­перии и Австро-Венгрии в начале XX в., разгорелась гражданская война в распавшейся Российской империи, а в конце XX в.—распад Советского Союза, Югославии, Чехословакии.

И наоборот, культурное единство, ощущаемое различ­ными территориями Германии, оставшейся разъединенной по решениям Венского конгресса в 1815 г., способство­вало политике ее объединения, завершившегося в 1866 г., а объединение Италии завершилось в 1870 г. Результа­том второй мировой войны стало разделение Германии, но в конце нашего века страна вновь воссоединилась под воздействием культурных факторов в дополнение к эко­номическим.

Национальное единство Германии утверждалось через сложные процессы культурной и политической интегра­ции, проходя через этапы воинственного самоутвержде­ния, выразившегося в апологии превосходства “немецко­го духа” над культурой других народов, что способство­вало активному вовлечению Германии в первую мировую войну, а затем привело к утверждению крайней формы агрессивного национализма в расистской форме в период нацистского режима, закончившегося военным разгромом Германии.

Невозможность утвердить бесспорную детерминиро­ванность национальной идентичности тем или иным фак­тором заставила принять более диалектичную формулу:

национализм формируется в результате взаимодействия в ситуации борьбы против ощущаемого угнетения или за­висимости. Тем самым как этничность, так и националь­ная идентичность становились ситуационно релятивным началом. Индивид или группа могут принуждаться к на­циональности — границами, паспортом, официальным язы­ком, признанной религией,системой внедрения лояльно­сти, принятия “клятв”, “присяги” и т.п. Эта система мо­жет быть направлена на насильственную дискриминацию части своего населения, которое только после таких мер “вспоминает”, что оно относится к евреям, русским, осе­тинам, сербам или хорватам.