Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 66 из 121)

Лишь получив должность или какое-либо место при дворе светского или духовного правителя, смогли не только выжить, но и творить многие великие мыслители и мастера в различные периоды истории мировой куль­туры. Но настолько же хорошо известно, сколь нена­дежным было положение деятеля культуры или мыс­лителя при дворе, как часто они вынуждены были по­кидать двор и уходить в добровольную или же вы­нужденную ссылку или искать себе другого покрови­теля. Судьба Платона, Овидия, великого китайского по­эта Цюй Юаня или Пушкина чаще всего может прийти на память как пример такого конфликта.

Все же это лишь внешние, организационные или фи­нансовые, обстоятельства культурной жизни и деятель­ности. Государство, воплощающее в себе силу и вли­яние общества в целом, объединяющее и защищающее начало, условие стабильности и порядка, становилось предметом апологии и восхищения. На протяжении всей истории столица государства обычно была также и круп­нейшим культурным центром. Это выражалось и в том, что столица была средоточием религиозных и культур­ных учреждений, куда стекалась духовная элита. Но это выражалось и во внешнем облике столицы, велико­лепии ее архитектуры.

Вспомним хотя бы Санкт-Петербург, который, по об­разному выражению Пушкина, “из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво”. Украшение столиц храмами, дворцами, парками, ее благоустройство, под­держание в ней культурной жизни было непременной задачей каждого правителя.

Беспощадный тюркский завоеватель Тамерлан, поко­ривший ряд стран и разрушивший несколько крупных городов, принялся первым делом отстраивать собствен­ную столицу Самарканд, дворцы, мечети, медресе и гробницы которого воплотили в себе мощный взлет ис­кусства и образования.

И все же государство — особая сфера, действующая по своим законам и живущая своими интересами. Ни сущность, ни динамика, ни судьбы государства не совпа­дают прямо с динамикой культуры, между ними обычны трения и конфликты, в которых государство может вре­менно одерживать верх, но, обладая собственными по­тенциями, культура большей частью оказывается более долговечной. Классическим примером стала судьба древ­некитайского государства Цинь в IV в. до н.э. Проводя жестокую политику “объединяй и властвуй”, беспощад­но расправляясь с политическими соперниками, осно­ватель единой китайской империи Цинь Шихуан решил “упорядочить” и культуру, для чего подверг истреб­лению тогдашних ученых книжников, а сами книги за­претил и приказал сжечь, оставив только практические руководства по земледелию и гаданию. Но его империя просуществовала лишь около 30 лет и вскоре после его смерти рухнула под напором сил, не подчиняющихся деспотизму. После очередного периода смут и раздоров сформировалось новое государство Хань, правители ко­торого учли предшествующий опыт и допустили кон­

фуцианство как культурно-идеологическую систему, оп­ределяющую не только обязанности низов подчиняться верхам, но и обязанности верхов проявлять “отеческую” заботу о подчиненных.

Государство и управление культурой

Существует мнение, что культура менее других сфер поддается институциональному упорядочению. В силу особой роли творческого начала в культуре она связана с индивидуальной деятельностью художников и мыс­лителей, писателей и артистов, которая не укладывается в попытки ее регламентации. Слава и популярность великих деятелей культуры, мыслителей, мастеров слова или кисти делали их значимым средоточием и выра­жением общественной жизни, как в прошлом, так и в современный период. Поэтому такое большое значение придается изучению не только самих произведений ли­тературы и искусства, но и жизни тех или иных дея­телей культуры.

Можно ли управлять культурой? По этому поводу ведутся долгие и подчас непримиримые споры между двумя сторонами, которые в тех или иных вариантах существуют почти во всяком обществе. Так, деятели культуры выступают преимущественно и постоянно с отвержением вмешательства государства или каких-либо посторонних институтов в такое “творческое и тонкое” дело,как культурное созидание. Борьба против всякого рода бюрократических или идейных ограниче­ний за свободу художника от всего, что сковывает его творчество, и за доступ широких слоев населения к продуктам художественного и интеллектуального твор­чества — постоянный факт истории культуры.

Тем не менее, как мы уже видели, настолько же постоянно существовали различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, что-то по­ощрявшие, что-то ограничивающие, а иногда и подав­лявшие. В развитии культурного процесса возникают коллизии между тенденциями к централизации куль­турной деятельности со стороны государства и ее демократизацией, которую требуют неправительственные организации. Вмешательство правительственных орга­нов в работу культурных организаций и групп зачастую просто необходимо, так как без правительственной под­держки они могут не выдержать затруднений разного рода (и не только финансовых, но и правовых, поли­тических и т.д.) и перестают существовать. Вместе с тем государственное вмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, правящих кругов и деформацией культурной жизни в целом.

Если идти в глубь веков, мы найдем много свиде­тельств такого рода, когда государство или церковь, с одной стороны, были главными институтами, поддержи­вавшими искусство, литературу и науку, а с другой — они же запрещали те направления или отказывали в покровительстве тем художникам, мыслителям и изо­бретателям, которые либо противоречили общественным нормам, либо наносили ущерб государству или церкви. Позднее эти функции регуляции все больше стали пе­рехватываться рынком, хотя правовые принципы неиз­менно корректировали рыночную стихию. А в допол­нение к ним сформировались разнообразные органы, институты и формы регуляции культурной жизни и де­ятельности (фонды, спонсорство, патронаж, академии, премии, звания и т.д.).

Государственная культурная политика, ее задачи и структура

Тем основным внешним органом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, яв­ляется государство.

В странах развитого капитализма объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся,— в силу того, что в первых сложи­лась налаженная система регуляции культурной деятель­ности со стороны бизнеса и общественных организаций.

Более умеренный, узкий характер имеют и направ­ления этой деятельности, среди которых обычно при­сутствуют следующие:

— поддержка творчества и создание условий для твор­ческой свободы;

— защита национальной культуры и языка в мире рас­ширяющихся международных коммуникаций и контактов;

— создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в твор­чески активную жизнь в зависимости от их способно­стей и склонностей;

— противостояние негативному воздействию коммер­циализации в сфере культуры;

— способствование административной децентрализа­ции в сфере культуры;

— способствование развитию региональных культур и местных центров;

— обеспечение сохранению культуры прошлого;

— способствование новаторству и обновлению куль­туры;

— способствование налаживанию взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными груп­пами внутри страны и межгосударственному взаимодей­ствию.

Влияние этой политики сказывается, в частности, в том, что, наряду с усилением влияния мировой культу­ры, происходит и активизация местной культурной жиз­ни, усиление местной самодеятельности и локального своеобразия.

Как мы видели, другим важнейшим институтом, ока­зывающим существенное воздействие на культуру в развитых странах, является бизнес. Располагая значи­тельными средствами и функциональным интересом в сфере культуры, он оказывается важнейшим “культур­ным политиком” и “культуроустроителем”.

Иное положение складывается в развивающихся странах, где государство — основной институт, способ­ный компенсировать недостатки инфраструктуры, кото­рая сама по себе не в состоянии обеспечить развитие культуры в соответствии с общенациональными требо­ваниями. При всем расхождении характера и ориен­тации правящих режимов в развивающихся странах можно выделить следующие основные, общие для всех, цели культурной политики:

1. Утверждение общности культуры нации в целом, что означает уменьшение различий между городом и деревней, между различными этническими и племенны­ми группами.

2. Согласование культурного и социоэкономического развития.

3. Утверждение самобытности культуры данной стра­ны как важного фактора национального единства и солидарности.

4. Пропаганда принципа преемственности культуры, т.е. связи настоящего с прошлым — традициями и до­стоянием общества.

5. Учет и охрана культурного наследия, что влечет за собой также требование его изучения, распростра­нения и использования его элементов в современной жизни.

6. Осуществление демократизации культуры, обеспе­чение участия всех слоев населения в культурной жиз­ни общества.

7. Плодотворный диалог между интеллигенцией и большинством населения.

8. Содействие творческой активности и поддержание высокого уровня искусства.

9. Подготовка и совершенствование кадров в раз­личных формах культурной деятельности.

10. Содействие интеграции науки в национальную культуру на основе изучения влияния науки и техники на культурные процессы в обществе.

11. Осуществление программы ликвидации неграмот­ности.

12. Расширение сети культурных учреждений и их деятельности в целях распространения норм и навыков культурной жизни.

13. Содействие демонстрации достижений националь­ной культуры за рубежом.