Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 67 из 121)

Конечно, эти цели не всегда реализуются на прак­тике, так как действительность ставит много препят­ствий для формирования органичной культурной среды, сочетающей в себе принципы самобытности, охрану культурного наследия и их соединение с потребностями развития. Недостаток средств и кадров затрудняет лик­

видацию неграмотности и освоение достижений науки и техники. К тому же на деятельность правительства постоянно влияют различные классовые, клановые и си­туационные соображения, в силу чего ему большей ча­стью “не до культуры”. Тем не менее сформулирован­ные цели существуют как сверхзадачи, на которые дол­жны быть направлены усилия официальных органов и те ресурсы, которые удается выкроить. К тому же об­щественность и оппозиция ревностно следят за осуще­ствлением декларированных целей, за реальными дей­ствиями правящих кругов, оказывая давление на пра­вительство своей критикой и компаниями протеста.

Методы достижения этих целей могут весьма раз­личаться в зависимости как от социально-политической ориентации правительства, характера его социальной опоры, так и от характера общества в целом. Можно выявить следующую закономерность, существенно за­трагивающую социологию культуры: чем больше госу­дарственные органы учитывают общенациональные ин­тересы, тем больше оно ориентируется на собственно культурные рычаги регуляции, а не на насилие или авторитарно-бюрократические методы.

Но в достижении общезначимых культурных целей могут быть разные варианты. В условиях относительно однородной, моноэтнической среды (Швеция, Япония, Армения, Турция и т.д.) легко достигается утверждение единства и самобытности через принятие одного языка, одной национальной культуры. Напротив,в странах,где существует значительная этническая, религиозная и лин­гвистическая гетерогенность и возникают внутренние трения между разными народами, культурная политика проводится на основе “единства в многообразии”, под­разумевающего централизацию культурной жизни при сохранении культурного плюрализма на областном и локальном уровнях. Таково, например, положение во многих африканских странах, отличающихся крайней этнической раздробленностью, во многих странах СНГ. Наличие универсалистских ориентации в развитой куль­туре Индии само по себе не устраняет плюрализма многочисленных раздробленных каст и подкаст, этни­ческих и религиозных групп и подгрупп. Помимо различий на этническом и лингвистическом уровнях, во многих странах существует и плюрализм “высоких” культур и мировых религий. Взаимодействие ислама, индуизма, сикхизма и джайнизма в Индии, католицизма и ислама на Филиппинах создает сложные проблемы в духовной жизни каждой из этих стран.

На характер регулирования духовной жизни влияет также уровень развития страны и характер ее эконо­мических и культурных связей с внешним миром: изо­ляция и периферийность ее положения (как некоторых государств африканской глубинки) или же подвержен­ность перекрестному влиянию разных культур (как в случае с Египтом или Индонезией).

В США с середины 50-х гг. происходит все более заметное вмешательство государства в регуляцию куль­турной жизни. Особенно заметным этот процесс стал в период правления президента Дж. Кеннеди, когда бы­ла расширена система органов, осуществляющих куль турную политику под контролем как федерального пра­вительства, так и конгресса. Принятие американским государством ранее не свойственных ему функций встретило серьезную оппозицию, но после длительных дебатов в конгрессе и широкой дискуссии в стране в 1965 г. был все же учрежден Национальный фонд ис­кусств и гуманитарных наук, как основной правитель­ственных орган, распределяющий государственные суб­сидии, вырабатывающий рекомендательные программы в области культуры и участвующий в проведении куль­турной политики. Аналогичную официальную и коорди­нирующую культурную политику за рубежом осущест­вляет Информационное агентство США (ЮСИА).

В 80-е гг. приоритетной моделью государственной политики США стал “новый федерализм”, означающий тенденцию к децентрализации управления различными сферами деятельности, в том числе и культуры, сужение масштабов вмешательства государства в духовную сфе­ру, перекладывание задач на различные деловые и об­щественные институты.

Управление культурой в СССР и в постсовет­ском обществе. В рамках советской системы сущест­вовало централизованное управление культурной дея­

тельностью — через союзные и республиканские мини­стерства, областные и районные управления, находив­шиеся в иерархической подчиненности центру. Террито­риально-административный принцип дополнялся функ­ционально-ведомственным (Госкомиздат, Госкино, Гослит, Госцирк и т.д.), а также и творческими организациями, также созданными на бюрократических принципах. Весь этот механизм находился под постоянным жест­ким идеологическим и кадровым контролем со стороны КПСС с ее внутренним делением по соответствующим уровням (ЦК КПСС, обкомы, горкомы, райкомы, парт­комы) и функциям (отделы пропаганды, отделы культу­ры и т.д.).

Новая ситуация в культуре характеризуется тенден­цией к далеко идущей децентрализации, многообразием и открытой состязательностью разных направлений раз­вития культуры, переходом от директивных и админи­стративных к косвенным методам управления (расши­рение сети специальных школ, центров, фондов, под­ключение коммерческих механизмов и т.д.).

Подчас в условиях распада СССР и ослабления роли центральных и местных исполнительных органов с новой силой звучат те два противоположных прин­ципа, которые были упомянуты в самом начале этой главы: а) государство и его ' органы не должны вме­шиваться в культурную жизнь, деятельность мастеров культуры, творчество которых формируется собствен­ными внутренними законами; б) без поддержки и ре­гуляции со стороны государства культура (искусство и наука) не могут выжить и обречены на сокращение

своих масштабов и функций.

Каждая из этих противоречивых точек зрения может быть частично оправдана. В каждом обществе госу­дарство так или иначе, в том или ином объеме под­держивает сферу культуры как через бюджетное финан­сирование, так и специальным законодательством или социальной политикой (а также создает собственно “го­сударственное искусство”). Однако осуществление прин­ципов плюрализации и демократизации приводит к тому, что поддержка со стороны государства неизбежно ограничена. Поэтому культура во все большей степени функционирует во взаимодействии о другими сферами общественной деятельности и регуляции, прежде всего со сферой хозяйственной, рынком во всех его много­образных проявлениях, в том числе и рынком культуры. Но особыми сферами обеспечения культуры являются образование и средства массовой коммуникации, через которые происходит соединение творчества со зрителем и потребителем, со всей массой населения.

Органы управления культурой. Каждая страна имеет свои административные структуры, призванные содействовать культурному развитию. В 60—70-е гг. во многих странах появились министерства культуры, сфера деятельности которых большей частью ограни­чивалась лишь некоторыми направлениями. Так, в Ин­дии управление культурой распределено между мини­стерством образования (имеющим бюро культуры), ми­нистерствами информации и радиовещания, туризма, об­щественных работ, жилищного строительства, сельского хозяйства (с отделом коммунального развития), торгов­ли и ремесел.

Широкое понимание культуры, принятое многими правительствами, включает образование, средства мас­совой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Очевидно, что управление столь различными и широкими сферами производится раз­ными ведомствами. Поэтому для координации их де­ятельности создаются комитеты по связи между пра­вительственными ведомствами или парламентские ко­миссии.

Как мы уже видели, наряду с общегосударственными учреждениями значительное место в культурной жизни занимают неправительственные организации — как на­циональные, так и международные. Различного рода ассоциации, писательские и журналистские организации, разнообразные творческие коллективы и ассоциации, частные издательства, киностудии, музеи и т.д. создают широкую сеть, обеспечивающую культурную деятель­ность страны.

Культурное планирование обычно вклю­чается в общее планирование социального развития или связано с планированием образования и средств массо­

вой коммуникации. Серьезным препятствием в его ор­ганизации является отсутствие обоснованных показате­лей культурного развития и неполнота статистических данных. Статистика в области культуры, как правило, ограничивается только некоторым количеством показа­телей (число библиотек, музеев, газет и т.д.), отсутствует информация о культурных потребностях и запросах раз­ных групп населения, анализ различных видов культур­ной активности, культурных расходов и бюджетов.

Методы финансирования культуры раз­личны. Определить фактические расходы на культуру и образование весьма затруднительно. Только богатые страны могут себе позволить значительные расходы на официально субсидируемое образование, создание сети культурных центров и т.д. Страны, лишенные больших доходов, чаще полагаются на участие общественных ор­ганизаций, иностранную помощь, содействие культурных агентств и различных миссий из других стран. Тем не менее этих источников явно недостаточно.

Культура и рынок

В обществах с торговым обращением произведения культуры становятся в той или иной степени предметом купли-продажи и само существование художника или мыслителя так или иначе оказывается связанным с коммерческими факторами. Производство на рынок оз­начает, что предмет искусства становится товаром — независимо от того, имеет ли он уникальное значение или же существует во множестве копий. Соответственно и успех художника определяется спросом на его про­дукцию на рынке. При капитализме рынок становится основной формой материального обеспечения культур­ной деятельности, хотя рынок был и раньше, и сохра­няется в некоторой степени при социализме. Художник и писатель, ученый и мыслитель должны создавать не­которые продуты — картину, книгу, музыкальное про­изведение и т.д., которые отвечают потребностям дру­гих людей и могут быть ими куплены. Естественно, что имущая часть населения в состоянии заказывать и покупать произведения искусства, оказывая тем самым коммерческое давление на художника, вынужденного за­рабатывать себе на жизнь. В этих условиях возникла трудная дилемма между свободой творчества и зависи­мостью художника от коммерческого успеха (а в край­них вариантах “между самооплакиванием и проституиро-ванием”).