Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 69 из 121)

Принципы саморегуляции культурной деятельности

Обычно выделяется три основных типа регуляции культуры как специфической сферы деятельности: суб­ординация, координация и состязательность. Подчас можно встретить суждение, что культура в целом, а особенно искусство, “не терпит командного стиля”, так как именно свобода творчества — условие истинного проявления таланта. Это не всегда обстоит именно по-бодным образом. Хорошую иллюстрацию того, к чему может привести безграничная реализация этого прин­ципа, дает фильм Феллини “Репетиция оркестра”. В нем музыканты поднимают бунт против “самоуправст­ва” своего дирижера и начинают вести себя, как им

заблагорассудится. В результате слаженный оркестро­вый коллектив разваливается, вместо музыки звучит ка-кафония, его участники утрачивают прежний благопри­стойный вид и превращаются в скопище неуправляемых бунтарей.

Субординация как подчинение единому началу имеет место между столичным центром и периферией, центра­ми различного профиля и филиалами и т.д. Без коорди­нации, как согласования действий участников, не может быть налажено никакое искусство, требующее слажен­ного взаимодействия многих исполнителей (театр, кино, телевидение и т.д.).

Но именно в культуре (и спорте) особое значение приобретает принцип состязательности, означающий вза­имодействие независимых субъектов и отбор наиболее отличившихся в каком-то отношении через механизм, нейтральный по отношению к каждому участнику. Со­стязательность предполагает устранение монополизма каких-то течений, школ или групп, которые подразу­мевают сохранение клановости, или бюрократизации и чрезмерной централизации. Обычно этот механизм осу­ществляется как конкурс, по результатам которого при­суждаются призы, премии и места.

К системе премий, присуждаемых за достижения в различных областях культуры и науки, подключаются финансовые возможности как государственных органов, так и деловых кругов, творческих объединений, общест­венных институтов и т.д. Премиальная система подразу­мевает обычно конкурсный отбор лучших произведений и в этом плане воплощает демократические принципы, хотя многочисленная критика упущений и злоупотреб­лений со стороны комитетов по премиям свидетельствует, что в налаживании этой системы возникают многие про­блемы. Премиальную систему в сфере культуры можно разделить на следующие варианты: премии, присужда­емые государственными органами, корпорациями, филан­тропическими объединениями, научными обществами и академиями, индивидуальными донорами и т.д.

Патронирование сферы культуры торгово-ростовщиче-ским капиталом в Европе способствовало мощному взле­ту Ренессанса, позднее поддерживало бюргерскую культуру. В последние десятилетия этот институт приобрел особый размах. В начале XX в. значительное влияние на функционирование культуры в США и странах Западной Европы оказал патронаж со стороны финансовых корпо­раций Моргана, Маллона, Рокфеллера, Гугенхейма и др.

Мотивами такого патронажа было прежде всего со­здание благоприятного общественного имиджа, внедре­ние чувства гордости “своей компанией” и идеи “при-мерения капитала с искусством”. К тому же такого рода покровительство зачастую оказывалось выгодным помещением капитала, тем более что пожертвования на культуру не облагались налогами. Предпочтение обыч­но оказывалось изобразительному искусству, хотя клас­сическая музыка, балет, опера и театр также не были оставлены без внимания. Конторы сколько-нибудь пре­стижных корпораций и банков украсились полотнами культурного модерна и авангарда. Расшируются про­граммы приобретения произведений искусства по всему миру, создаются собственные коллекции. Прямо в штаб-квартирах корпораций проводятся выставки.

Не только в идеологической критике, но и в социо­логических работах указывается на опасности, которыми чреват патронаж: это и возможность стать объектом диктата, и ненадежность поддержки ввиду возможной деловой нестабильности. Тем не менее такая поддержка культурной деятельности несомненно смягчает для де­ятелей культуры жесткость рыночного регулирования. Вместе с тем высказывается и мнение, что, демонстрируя свою благосклонность к культуре (или религии), бизнес тем самым стремится завоевать симпатии в сферах и регионах, представляющих для него интерес. Кроме того, через такое “финансовое” приобщение к искусству гос­подствующий класс в некоторой степени адаптируется к высоким культурным ценностям.

Образование и культура

Образование и подготовка кадров необходимы для каждой сферы деятельности — от хозяйственной до во­енной. Однако во всех своих вариантах образование в

той или иной степени смыкается с культурой или же составляет ее органическую часть. Образование можно в общем определить как процесс, систему и институт, обеспечивающие усвоение знаний, ориентации и опыта, накопленного в обществе. Образование носит многооб­разный характер — от домашнего научения ребенка чтению до самообразования через чтение книг и путе­шествия. Однако его наиболее существенным компонен­том является социальный институт, создаваемый систе­мой образования, различными учебными заведениями.

Конечно, содержание и состояние образования во многом зависят от социально-экономической обустроен­ное™ общества. Однако и социокультурные факторы тоже составляют его важнейшую детерминанту. Именно поэтому образование способно в той или иной степени втягивать в свою орбиту прямо или косвенно все клас­сы и социальные группы, оказывать существенное вли­яние на все стороны духовной жизни. Главным образом через систему образования происходит проникновение научных теорий и художественных ценностей в созна­ние масс. С другой стороны, воздействие массового со­знания на высокую культуру тем эффективнее, чем про­свещеннее массы, чем больше элементов научного ми­ропонимания вошло в их обыденное сознание. Иначе говоря, школа (от начальной до высшей) представляет собой основное связующее звено между различными уровнями духовной жизни общества.

Состояние образования более непосредственно, чем иные сферы культуры, зависит от социально-политиче­ского и государственного строя данной страны, от поли­тики господствующего класса, от соотношения классо­вых сил. Вокруг проблем организации школьного дела, таких, как роль государства в создании и финансиро­вании учебных заведений, обязательность образования до определенного возраста, отношение между школой и церковью, подготовка учительских кадров и т.д., шла почти постоянная борьба между представителями раз­личных классов и партий. В ней четко очерчивались различные идеологические позиции — как крайне кон­сервативных, либеральных и радикальных слоев бур­жуазии, так и рабочего класса. Еще более острая борьба шла по вопросу о содержании образования, его идей­ной направленности, о круге знаний, которые должны быть усвоены учащимися, да и о самой методике пре­подавания. По существу, это было столкновение между демократической и консервативной тенденциями по про­блемам, затрагивающим положение широких слоев на­селения, так как практически в каждой семье подра стают дети, чье будущее в той или иной степени зависит от уровня и характера полученного образования.

Прежде всего это относится к грамотности. Человек, научившийся читать, совершает принципиальный, каче­ственный скачок в своем духовном развитии, осваивает ту знаковую систему, в которой зафиксировано, опред-мечено накопленное человечеством знание о природе и обществе. Иначе говоря, он получает доступ к газете, книге, хотя эта возможность не всегда становится ре­альностью. Да и само печатное слово способствует ус­воению не только подлинных духовных ценностей, но и деструктивных идей, пошлых суррогатов мысли и псевдоискусства. Однако в потенции грамотность — важ­нейшая первооснова культуры, тот исходный рубеж, ко­торый необходимо взять на пути к знанию. И рубеж этот берется, как правило, еще в школе.

Школьное обучение представляет собой один из важ­нейших способов передачи новым поколениям накоплен­ного человечеством опыта, один из путей социализации личности в процессе ее становления, ее адаптации к тем общественным отношениям, в которых ей предстоит жить и работать. Таковы объективные возможности, за­ложенные в идее систематического образования. Их проявление может ограничиваться, сдерживаться или извращаться, но они все же в той или иной мере обес­печивают культурную жизнь общества.

Помимо собственно культурных функций, образова­ние выполняет в обществе также экономические, соци­альные и политические функции. Различные формы подготовки кадров (начиная со школы) поставляют хо­зяйственной системе работников, владеющих необходи­мыми знаниями, умениями и ориентациями. Конечно, эта подготовка не должна сводиться к профессиональ­ному образованию, без достаточно высокого уровня об­

разования человек не в состоянии ориентироваться в современном технологическом производстве, требующем налаженного сервиса и информатики. В социальном пла­не образование — важный механизм, поддерживающий как воспроизводство социальной инфраструктуры, так и социальную мобильность. Массовая и обязательная подготовка подрастающего поколения к “вступлению в жизнь” пополняет рабочий класс, крестьянство, служа­щих и интеллигенцию. Вместе с тем накопленный в рамках учебного заведения потенциал знаний и лич­ностных ориентации предоставляет активной части насе­ления возможность перехода в более престижные соци­альные разряды (если раньше в Советском Союзе та­ким разрядом была обычно интеллигенция, то теперь — это менеджеры, банкиры, торговцы, что вызвало замет­ную переориентацию абитуриентов и студентов).

Таким образом, образование должно одновременно со­ответствовать принципам разных сфер социальной ре­гуляции. И конечно, культурная часть нередко отодви­гается на задний план, хотя до крайностей обычно дело не доходит и поддерживается какой-то уровень владе­ния языком, знаний по литературе, истории и общест­воведению.