Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 71 из 121)

Культура и политика в управлении обществом. В своей регулятивной функции культура во многом взаимодействует с политикой как особой, вполне неза­висимой сферой управления обществом. В ходе такого взаимодействия складывается политическая культура, что не исключает возможности противоречий и взаим­

ных конфликтов между этими двумя сферами. И если политика может прибегать к различным формам силово­го давления на культуру и ее носителей,то и культура располагает своими средствами обратного воздействия:

увещевание, критика, осуждение и т.д.

Политические отношения определяются не только со­отношением сил или характером социальной структуры, но и сложившимися в обществе духовными принципами, представлениями и ценностями. В политической дея­тельности проявляется также взаимодействие культур­ного наследия, в котором общество находит (или не находит) обоснование современной модели политическо­го устройства, которое должно иметь свое оправдание (легитимность).

Власть — это центральное явление мира политики — одновременно может рассматриваться как часть культу­ры. Взгляд на политику через призму культуры позво­ляет лучше понять, какая власть, в какой степени,когда и для кого является ценностью, а также каково взаимо­отношение между различными ценностями, например, между властью и собственностью, властью и престижем, властью и религиозной святостью, властью и моралью.

К сфере политической культуры принято относить те знания, ориентации или принципы деятельности, в которых выражен политический опыт общества, отно­шение к власти, представления о ней со стороны раз­личных социальных групп. В этой культуре формиру­ется оценка существующей власти со стороны ее соот­ветствия или несоответствия правильному образцу, сло­жившемуся в опыте данного общества или группы. Со­ответственно через политическую культуру создается тенденция поддержания, примирения с властью или же, напротив, сопротивления ей — пассивного или же через активный протест и противодействие.

Разнородность культур во времени и пространстве позволяет понять, почему некоторые политические си­стемы, соответствующие одним условиям, терпели по­ражение в других обстоятельствах, почему те же самые действия по отношению к одному народу дают ожи­даемый эффект, а по отношению к другому приводят к неудаче. Различие культур — это различие способов восприятия действительности,ее оценки и как следствие этого — способа действий.

Политика опирается прежде всего на политические акции и средства мобилизации, имеет в своем распо­ряжении партии, госаппарат, суд, полицию, службу без­опасности и тюрьмы. Культура же поддерживается че­рез знания, нормы и ценности и действует преимущест­венно через систему образования, издательства, музеи и средства массовой коммуникации, произведения искус­ства, театра, празднества, язык и т.д.

Действенность политики в немалой степени зависит от политической культуры, существенными факторами которой являются правосознание населения, соотноше­ние массового сознания и идеологии и т.д. Именно через изучение политической культуры многое можно раскрыть как в механизме соотношения авторитарности и демократичности, иерархичности и эгалитаризма, так и в тенденциях бюрократизации и коррупции. Культура влияет на складывание демократических и авторитар­ных тенденций. Она может создавать среду, способству­ющую усилению коррупции, или же утверждать нормы служения общественному долгу.

Тем не менее не стоит противопоставлять “нечистую” политику как “средоточие насилия и своеволия,систему господства и подчинения” и культуру как “средоточие моральных норм и духовных ценностей”. Культура так­же может заключать в себе репрессивное начало, если она институционально сложилась так, что монопольное распространение имеют те нормы, ценности и знания, которые функционально привязаны к господствующему способу производства или же к господствующей поли­тической системе. Эта ситуация возникает как в тота­литарных партийно-государственных режимах, так и в капиталистических обществах с чрезмерной монополиза­цией системы социальной регуляции. Борьба за демок­ратизацию и плюрализацию культурной жизни — важная задача интеллигенции, которая видит в этом не только расширение своего поля деятельности, но и условие оздо­ровления и устойчивого развития общества.

Следует указать и на то, что культура зачастую не совпадает с политикой и в территориальном отношении,

если иметь в виду высшее проявление политической ор­ганизации — государство. Вопреки тому высокому мне­нию, которое столь часто имеют политики о своей роли, именно разнородность культуры столь часто становится фактором распада государств в начале XX в.: Австро-Венгрия, Османская империя, Британская империя, а в конце XX в. настал черед Югославии, Чехословакии, СССР. Напротив, именно культура как интегративный фактор становится основой для национального воссоеди­нения — Италии и Германии в XIX в., снова Германии в XX в. Очевидную тягу друг к другу вопреки всем политическим различиям испытывают жители Северной и Южной Кореи, КНР и Тайваня. И все же культура в гораздо меньшей степени, чем государство, предполагает наличие устойчивых территориальных границ и полити­ческой независимости. Большинство народов оказывают­ся широко разбросанными в современном мире, и хотя “народ” не сводится лишь к культуре, он длительное время сохраняет культурное единство, даже если его раз­бросало по разным странам и континентам.

Легитимность власти и культура. Деятельность государства и политических партий и организаций опи­рается на факторы власти, на авторитет, а также и на насилие, к которому могут прибегать как государство, так и оппозиционные партии. Однако устойчивая и вли­ятельная политика должна иметь легитимные основы, т.е. соответствовать принятым нормам и образцам по­ведения, ориентациям общественного сознания (или его влиятельной части). Порядок, основанный на легитимности, обладает большей устойчивостью по сравнению с порядком, основанным лишь на обычае, привычке к оп­ределенному поведению или же на одних лишь рацио­нальных мотивах (целерациональное действие). Леги­тимность может поддерживаться эмоциональной привер­женностью вождю, режиму или данному порядку. Более высокий уровень легитимности обеспечивается ценност­но-идеологическим обоснованием, создающим уверен­ность в непреложности общественного устроения как вы­ражения высших ценностей и высшего блага, от которых зависит спасение людей. В современном мире легитимность обосновывается убеждением в разумности, справедливости и целесообразности данного порядка. В по­следнем случае именно критическое общественное обсуж­дение ценностей, узаконивающих социальный порядок, способствует достижению согласия и более эффективно­му приспособлению сознания индивидов к складываю­щейся в обществе политической ситуации и тенденциям.

Высокая значимость политической независимости в самоопределении афро-азиатских и латиноамериканских стран, а затем — и стран, входящих в СНГ, заставила общественную мысль обратиться прежде всего к выяс­нению роли политики и государства, которые восприни­мались как важнейший формирующий и созидательный фактор, а также как движущая сила развития.

Обнаружившиеся в ходе развития пределы полити­ческого действия, потрясения, перевороты, крушения и тотальные перестройки политических систем, драмати­ческие неудачи в осуществлении авторитарных моделей модернизации проявили относительность и условность политики, нуждающейся, несмотря на свое видимое все­властие, в надежной связи с реальностью, во взаимо­действии с другими компонентами социальной регуля­ции, в устойчивом признании. Оценить степень леги-тимности, а значит, устойчивости государства и эффек­тивности его действий невозможно без выяснения ха­рактера сложившейся политической культуры.


ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ИЛИ РЕФЕРАТОВ С ПРИМЕРНЫМИ ВОПРОСАМИ К НИМ И ЛИТЕРАТУРОЙ

Темы, помеченные звездочкой, не получили разверну­того, подробного освещения в тексте учебника и предла­гаются для самостоятельного изучения.

ОБЩАЯ СПРАВОЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Краткая литературная энциклопедия.—М., 1962—1978.—Т. 1—9.

Краткий словарь по социологии,— М-, 1989.

Современная западная социология: Словарь.— М., 1990.

Социология: Словарь-справочник.— М., 1990.— Т. 1—3.

Социология: Хрестоматия.— М., 1993.

Философская энциклопедия.— М., 1967.— Т.4; — М., 1970.— Т.5. Философский энциклопедический словарь. — М., 1988.

Эстетика: Словарь.— М., 1989. Этика: Словарь,- М., 1989.

Арнольдов A.M. Введение в культурологию.— М., 1994.

Культурология.— М., 1993.

Мамонтов С.П. Основы культурологии.— М., 1994. Марксистско-ленинская теория культуры.— М., 1984. На пути к современной цивилизации: Материалы к курсу “Че­ловек и общество”.— М., 1992. Опыт словаря нового мышления,— М , 1989. Основы современной цивилизации: Человек и общество.— М., 1992.