Социология: Практикум,— М., 1993. Социология: Хрестоматия,— М., 1993. Ф е р р о М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира.— М., 1992.
Человек и общество.— М., 1993.— Ч. I (Человек, природа, общество); Ч. II (Личность, мораль, право). Человек и общество: Основы современной цивилизации: Хрестоматия.- М.,1992.
Также журналы < Социально-политический журнал”, “Социологические исследования”, “Вопросы философии” и др.
ЧАСТЬ I
Тема I. Социальная культурология как специальная дисциплина
Различия в понимании культуры как отражение ее многообразия. Философский, гуманитарный и социологический подходы к изучению культуры. Чем отличаются “вживание” в явления культуры и их аналитический разбор? Основные задачи социологии культуры: изучение структуры и динамики духовной жизни, многообразия и специфики различных культур, социальных функций художественной культуры, взаимодействия между различными культурными общностями.
Место социологии культуры в общем комплексе культурологических и социологических дисциплин.
Практическое применение социологии культуры.
ЛИТЕРАТУРА
Витаньи И. Общество, культура, социология.— М., 1984. 'N Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры,— Ростов-на-Дону, 1979. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке:
Очерки общей теории.— М., 1991.— Гл. 1. Культура, традиции, образование: Ежегодник.—М., 1990. Вып. 1. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура.— М., 1991. Марксистско-ленинская теория культуры,— М., 1984. Проблемы философии культуры.— М., 1984. Сакулин П.Н. Филология и культурология.— М., 1990. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество.— М., 1992. Султанов К.В. Проблемы культуры в свете социологии.— Л.,1989.
Человек и социокультурная среда: Сб. обзоров ИНИОН.—М., 1992.- Вып. 1, 2.
Также публикации в журналах “Вопросы философии”, “Обще-ственные науки и современность”, “Свободная мысль”, •“Социально-политический журнал” и др.
Тема П. Этапы становления социальной культурологии
(по вариантам)
Просветительское отношение к культуре, его значение и социальные рамки.
Значение этнографических исследований для развития культурной антропологии. Методы изучения культуры, используемые в этнографии.
Формирование и содержание структурно-функционального подхода к изучению культуры. Методы структурного функционализма,его достижения и критика.
Психоаналитические концепции культуры. Соотношение рационального и иррационального в духовных процессах. Концепции 3. Фрейда и К. Юнга.
ЛИТЕРАТУРА
Бердяев Н.А. О культуре // Философия творчества, культуры и искусства.— М., 1994.
Боголюбова Е.В. Культура и общество.— М., 1978
Вальдштейн М.О. Очерки исторической социологии рациональности В. Зомбарта // Кентавр,— 1993.— № 5.
Додольцев Р.Д. Концепция культуры З.Фрейда.— М., 1989.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод в социологии.— М.,1990.
История буржуазной социологии XIX — начала XX в.— М., 1979.
История немарксистской социологии в Западной Европе и США. - М.,1991.
Кассирер Э. Опыт о человеке.— М., 1993.
Леви-Стросс К. Структурная антропология.— М., 1983.
Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии.— 1983.- № 2.
Манхейм К. Эссе по социологии культуры.— М., 1993 (ИНИОН).
Маркуш Д. Общество культуры: Культурный состав современности // Вопросы философии.— 1993.— № 11.
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования.— 1992.— № 2.
Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма.— М., 1977.
Самопознание европейской культуры XX в.— М., 1991.
Сорокин П.А. Система социологии.— М., 1993. Сорокин П.А. Социологические теории современности.—М., 1993.
Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество.— М., 1992.
Токарев Э.Б. История зарубежной этнографии.— М., 1978.
Таилор Э.Б. Первобытная культура.— М., 1989.
Тэн И. Чтения об искусстве.— Спб., 1912.
Фрейд 3. Будущее одной иллюзии//Сумерки богов.—М., 1992.
Фромм 3. Душа человека.— М., 1993.
Ю н г К. Архетип и символ,— М., 1991.
Также новые публикации в журналах “Вопросы философии”,
“Социс” и др.
Тема III. Концепция М. Вебера и ее значение для социальной культурологии
М. Вебер о роли духовных факторов в хозяйственной деятельности. Веберовское понимание “идеальных моделей” в культуре. Веберовская концепция рациональности. М. Вебер о духовных факторах становления капитализма. Веберовский метод сопоставления культур. Теоретическое содержание Веберианы.
ЛИТЕРАТУРА
Вебер М. Избранные произведения.— М., 1991. Вебер М. Работы по социологии религии и культуре.— М. 1991.- Вып. 1, 2.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс — М 1991.
Давыдов Ю.Н. Вебер и Ленин: Кто прав? // Диалог.— 1991.- № 15.
Новейшие тенденции в современной немарксистской социологии/ Реф. сб. ИНИОН,- М., 1986.- 4.1,2. Социология религии / Реф. сб. ИНИОН.— М., 1978.
Тема IV. Социология и социологизаторство в изучении культуры
Принципы классового анализа искусства и литературы в марксистской литературе в первые десятилетия XX в. Основные положения работ Г.Плеханова, В.Ленина, А.Луначарского. Школа вульгарного социологизаторства. Ре-дукционизм базисно-надстроечной концепции культуры. Смысл “теории двух культур в каждой нации” и “идеологической борьбы двух систем” в сфере культуры.
Леворадикальная социология культуры на Западе и ее критика духовных и социальных основ буржуазного общества.
ЛИТЕРАТУРА
Арнольдов А. И. Социалистическая культура: Теория и жизнь.— М., 1993.
Давыдов Ю.Н. Неомарксизм и проблема социологии культуры,- М.,1980.
Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки.— |( М., 1987.
Культура и идеологическая борьба.— М., 1979. Ленин о культуре.— М., 1985.
Ленин В.И. О пролетарской культуре//Поли.собр.соч.—Т. 41. Лившиц М.А. Карл Маркс: Искусство и общественный идеал.- М., 1972.
Луначарский А.В. Диалог об искусстве // Собр. соч.— М., 1967.- Т.7.
Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т.— М., 1967.
На переломе: Философия и мировоззрение: Философские дискуссии 20-х гг.- М., 1990.
Петросян Г.М. Две культуры: два взгляда.— М., 1987.
Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства: В 2 т.— М., 1978. (Статья “Искусство и общественная жизнь”.)
Фриче В.М. Проблемы искусствоведения.— М., Л., 1930.
ЧАСТЬ II
Тема V. Культура как система духовного производства
Понятие человеческой деятельности и совокупного производства как производительной деятельности. Различие между природными, технологическими, социальными и духовными компонентами производства. Духовное производство как создание, хранение, распространение и потребление культурных норм, ценностей, знаний и значений. Материальные предпосылки духовного производства. Специфика духовного производства. Самостоятельность духовного производства и его взаимодействие с хозяйственной деятельностью, социальными отношениями и политикой.
ЛИТЕРАТУРА
Булгаков С.Н. Философия хозяйства.— М., 1990.
Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы
социолгии.— 1993.— № 1,2.
Вебер М. Избранные произведения.—М., 1991. ДюркгеймЭ. О разделении общественного труда: Метод социологии.— М., 1991.
Ешич Б.Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма.— М., 1984. Злобин Н.С. Культура и духовное производство // Проблемы теории культуры.— М., 1980.
Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс.— М., 1980. Здравом ы слов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.— М.,1980.
Ильенков Э.В. Идеальное//Философская энциклопедия.— М., 1963.- Т. 2.
Ильенков Э.В. Философия и культура.— М., 1991. Капица В.Ф. Культура труда как производительное творчество человека.— Киев, 1989.
Ортега-и-Гасет X. Размышления о технике // Вопросы философии.— 1993.— № 7. Проблемы философии культуры.— М., 1984. Социальное творчество: Основа единства культуры и производства.- М.,1985.
Столович Л.И. Жизнь, творчество, человек.— М., 1985. Толстых В.И. Духовное производство как проблема исторического материализма // Вопросы философии.— 1978.—№ 2.
Тема VI. Культурные факторы хозяйственной деятельности
Содержание социокультурного подхода к объяснению хозяйственной деятельности. Влияние культурных факторов на место экономики в системе деятельности. Значение ценностных ориентации в отношении к труду, богатству, предпринимательству. Этика как фактор экономического роста.
Смена основных типов хозяйственной деятельности и трудовых ориентации в доиндустриальном и индустриальном обществе. Противоречия в отношении к хозяйственной деятельности со стороны предпринимателей и наемных работников. Пути решения этих противоречий.
Почему необходима нравственная регуляция хозяйственной деятельности? Возможна ли экономика вне мора ли и каковы ее последствия? Этические компоненты хозяйственной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Агеев А.И. Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры.— М., 1991.
Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства //Общественные науки и современность.— 1993.— № 2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика предпри-нимательства//Вестник Российской Академии наук.-1963.- №11. Бородай Ю. Возможна ли в России протестантская этика? //Наш современник.— 1990.— № 10. Булгаков С.Н. Философия хозяйства.— М., 1990. Гельвановский М., Крюкова А. Рынок: Формула счастья или трудный путь к согласию?//Общественные науки и современность.— 1992.— № 2.
Давыдов Ю.Н. Гомо экономикус//Диалог.— 1990.— № 14. Давыдов Ю.Н. Тоталитаризм и проблемы трудовой этики //Вопросы философии.— 1992.— № 1. Деловая культура российского общества. Материалы округлого стола”//Общественные науки и современность.— 1993.—№ 3,4. ДюркгеймЭ. О разделении общественного труда: Метод социологии,— М., 1991.