Замошкин Ю.А. Бизнес и мораль//Философские исследования.- 1993.- № 1,2.
Здравом ы слов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности.— М., 1980.
Капица В.Ф. Культура труда как производительное творчество человека.— Киев, 1989.
Макашова Л. Этика и экономическая теория // Общественные наукии современность.— 1992.— № 3. Мальцев В.А. Человек и его отношение к труду.- М., 1988. Новый предприниматель - каков он? Одно интервью и два мнения//Мировая экономика и международные отношения.—1992.—№5. Отчуждение труда: История и современность.— М., 1989. Русская философия собственности. XVIII—XX вв.— Сиб., 1993. Социальное творчество: Основа единства культуры и производства.- М., 1985.
Трудовая этика как проблема отечественной культуры: Современные аспекты // Вопросы философии.— 1992.— № 1. Хзарджян С. Этика бизнеса.— М., 1992.
Тема VII. Значение культурных норм в социальной регуляции
В чем отличие аффективного и культурно-регулируемого поведения? Нормы как средство сотрудничества и
общения людей. Классификация норм по сферам деятельности. Нормы поведения. Нормы хозяйственной деятельности. Ролевые функции и ролевые конфликты. Нормот-ворчество, нормативная избыточность и нарушение норм. Как происходит смена норм в жизни общества?
ЛИТЕРАТУРА
См. с. ниже.
Тема VIII. Ценности в системе социальной регуляции
Что такое культурные ценности? Соотношение понятий “ценности”, “идеалы”, “интересы”. Классификация ценностей. Содержание ценностей — семья, богатство, труд — в разных культурах. Практицизм как культурная ценность. Механизм действия ценностей. Соотношение ценностных ориентации и средств их реализации. Ценностные конфликты. Аномия как расхождение между ценностными мотивациями и возможностями.
Художественная литература о роли ценностей в жизни человека и общества.
ЛИТЕРАТУРА
См. с. ниже.
Тема IX. Культура и смыслы человеческого бытия
Значения как элементы культуры. Роль культурных значений в ориентации человеческой жизни и деятельности. Сферы обозначивания: природа, предметный мир и духовная жизнь. Проблема сохранения и изменения значений. Кто “обозначивает” мир? Экзистенциальные смыслы человеческого бытия.
Язык, символика, знаковые системы как носители культурных значений.
Концепция М.К. Петрова о роли знаковости в культуре".
ЛИТЕРАТУРА
См. с. ниже.
Тема X. Проблема преемственности в культуре
Разнообразие функций культуры. Роль культуры в сохранении и передаче накопленного опыта. Культура как хранитель времени и памяти общества. Насколько “надежна” общественная память? Средства обеспечения памяти и принципы ее изменения. Рамки традиции как механизма преемственности. Соотношение традиций и принципа самобытности культуры.
ЛИТЕРАТУРА
См. с. ниже.
Тема XI. Роль культуры в процессах социализации
Многообразие функций культуры. Культурные механизмы социализации. Нормы и значения как средства социализации человека на разных этапах его жизни. Статусное значение культурных норм в разной социальной среде: феодальной, буржуазной, социалистической. Противоречия между внешними формами и реальными функциями в культурном общении.
Роль этикета в разной социальной и культурной среде*. Статусное использование культуры в условиях массового производства'. Мода и престижное потребление как символы статуса*. Ролевая символика в молодежных и гендерных субкультурах'.
Роль повседневности в процессах социализации.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ VII - XI (См. также указанную общую литературу)
Ар гид М. Психология счастья,— М., 1990. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма//Этнографическое обозрение.— 1993.— № 3. Б о ре в Ю.Б. Эстетика.-М., 1988. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультур-
ном измерении.— М., 1993.
Гудков Л. Культура повседневности в новейших социологических теориях: Обзорная информация.— М., 1988. Гулыга А. Дух и духовность // Диалог.— 1991.— № 17.
Гусейнов А.А. Мораль и насилие//Вопросы философии.—
1990.- № 5.
Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов.—М., 1987. Егоров А.Г. Социология и культурно-эстетическое развитие общества // Социологические исследования.— 1990.— № 2. Зись А.Я. В поисках художественного смысла.— М., 1991. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах.— М., 1974. Каган М.С. Искусство // Философский энциклопедический словарь.— М., 1983. Каган М.С. Мир общения.-М., 1985.
Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание.—Л.,
1991.
Культура и перестройка: Нормы, ценности, идеалы.— М., 1990. Культура,традации,образование: Ежегодник. -М.,1990. -Вып. 1. Культурные ценности: Прошлое и современность.— М., 1988. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф.—М., 1982. Л о т м а н Ю.М. Избранные статьи.— Таллинн, 1992.— Т. I. Мамардашвили М.К. Форма превращенная//Философская энциклопедия.— М., 1970.— Т. 5. Мантатов В.В. Образ, знак, условность.—М., 1980. Мораль: сознание и поведение.— М., 1986.
Мудри к А.В. Социализация в Смутное время.— М., 1991. Наука и нравственность.— М., 1971.
Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии.— 1990.— № 5. Петров М.К. Язык, знак, культура.—М., 1991. Поликарпов B.C. Время и культура.— Киев, 1984. Рациональное и эмоциональное в морали,— М., 1983. Р и смен Д. Некоторые типы характера и общество // Со-цис.- 1993.- № 3.
Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры.— М., 1979.
С н о у Ч. Две культуры и научно-техническая революция.—М., 1973.
Соколов Э.В. Культура и личность.— М., 1972. Сорокин П. А. Тайная энергия любви // Социологические исследования.— 1991.— № 8,9.
Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество.— М., 1991. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М., 1976.
У ледов А.К. Духовная жизнь общества.— М., 1980. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии.— 1990.— № 6.
Ф р а н к л В. Человек в поисках смысла. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.
Худенко А. В. Повседневность в лабиринте рациональности
//Социс.- 1993.- № 4.
Чернов Л.Ф. Знаковость.—Спб., 1993.
Шацкий Е. Утопия и традиция.— М., 1990.
Этика и ритуал в традиционном Китае.— М., 1986.
Тема XII. Демократия и культура
Культурные основания демократии. Демократия и социальная иерархия в системах культурной регуляции. Элитизм и массовость в культуре. Социокультурные основы власти и права. Значение права в закреплении нормативного поведения. Сфера действия правовых факторов в нормативной регуляции. Механизмы правовой регуляции. Соотношение правовой и моральной регуляции.
ЛИТЕРАТУРА
Ильин И. А. О сущности правосознания.— М., 1993. Манхейм К. Проблема интеллигенции: Демократизация культуры.- М., 1993 (ИНИОН).
Михайлов И.Ф. Социокультурные основания властных отношений // Власть в социалистическом обществе: Теория, история и перспективы.— М., 1989.
Тема XIII. Знания как элемент культуры
Разнообразие знаний, используемых человеком. Типы знаний. Отмирают ли “донаучные” знания? Гносеологические, социальные и личностные стороны познавательного процесса. Какая “реальность” выражается в знании? Соотношение между знанием и верой. Существует ли “объективная истина”? Что такое “религиозные знания” и “эзотерические знания”?
Роль информатики в современном мире. Новые информационные технологии и социальные последствия информатизации. Концепция М. Маклуэна о роли средств коммуникации.
Эзотерические знания в мистических течениях.
ЛИТЕРАТУРА
Грушин Б. Мнения о мире и мир мнений.— М., 1987. Заблуждающийся разум: Многообразие ненаучного опыта.- М.,1990.
Коробейников В. Пирамида мнений. Общественное мнение: Природа и функции.— М.,1981. Маклуэн М. С появлением спутника планета стала глобальным театром// Кентавр.— 1994.— № 1. Поланьи М. Личностное знание.— М., 1986. Пукшанский Б.Л. Обыденное знание.— Л., 1989. Розин В.М. Эзотерический мир // Общественные науки и современность.— 1992.— № 4.
Тема XIV. Эрос и культура
Роль культуры в формировании любовных отношений. Социокультурные механизмы в формировании и поддержании половых отношений. Мораль и красота в любви. Любовные мотивы в художественной культуре. Мотивы любви-секса в массовой культуре.
ЛИТЕРАТУРА
Альберони Ф. Дружба и любовь.— М., 1990. Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви.— М.,1989.
Лев-Старович 3. Секс в культуре мира.— М., 1989. Мир и эрос: Антология философских текстов о любви.— М., 1991.
Розин В.М. Природа сексуальности/ /Вопросы философии. — 1993.- № 4.
Розин В., ШапинскаяР. Природа любви.— М., 1993. Русский эрос, или Философия любви в России.— М., 1991. Соловьев В. Смысл любви // Соч.— М., 1988.— Т. 1. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования.— 1991.— № 8—9. Уайт Д. Эрос оскверненный.— М., 1993. Философия любви.— М., 1990. Фромм Э. Искусство любви.— М., 1992. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век.— М.,1994.
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов эпохи Ренессанса,- М.,1993. Также журнал “Азия и Африка сегодня”.
Тема XV. Игровая функция культуры*
Многообразие функций культуры. Природа и значение игры как функции культуры, явления культуры.
Принципы игрового поведения: наличие правил, обособленность во времени и пространстве от остальной деятельности. Развлекательные, состязательные, священные варианты игры. Игра и праздничное действие.
ЛИТЕРАТУРА
Апокриф 2: Культурологический журнал.— М., 1993. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.— М., 1965; 1995. Жигульский К. Праздник и культура.— М., 1985. Лихачев Д.С., Панченко A.M., П о н ы р к о Н.В. Сме-ховой мир Древней Руси.— Л., 1976. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX вв.- Л., 1988. Хейзинга И. Человек играющий.— М., 1992.
Тема XVI. Мифология в системе культурной регуляции
Характер мифологического сознания. Смыслооргани-зующая и познавательная роль мифологии. Мифология в разные периоды развития культуры. Мифология в древности и в современной жизни. Художественная, политическая и социальная мифология. Причины устойчивости мифологического сознания.