Социокультурный плюрализм и формирование гражданского общества. Историческое своеобразие западной цивилизации.
Солидарность и антагонизм в коммуналистских связях
Как мы видели в гл. III, в доиндустриальных структурах производство основано на преобладании живого труда над накопленным, естественных факторов над преобразованным трудом, социальной кооперации труда над материальными предпосылками. На этой стадии общество еще в сильной степени зависит от природы. И процесс труда, и сам образ жизни населения здесь во многом зависят от географических и климатических условий, от устоявшихся в прошлом социальных отношений. Поэтому в традиционном обществе тип социальности принципиально отличен от тех рыночных отношений, которые утверждаются при капитализме. Доиндустриаль-ная социальность основана на отношениях, которые принято в социологической литературе называть коммуно-кратическими. или коммуноалистскими Каковы же основные характеристики этого типа социальности и связанных с ним культурных регулятивных систем?
В коммуиалистских отношениях роль индивидуального начала ослаблена. Индивид так или иначе соотносит себя с коллективом разного типа и уровня —род, семья, племя, каста, сословие, секта, религиозная общность, клак,
этнос и т.д. В собственно капиталистических отношениях индивид освобожден от всех форм личной зависимости. Он связан с другими людьми лишь в процессе деятельности, создающей меновую стоимость и утверждающей товарно-денежные отношения, в которых место индивида фиксируется его достижениями в частной собственности, имеющей финансовое измерение. Коммунокра-тические связи обеспечивают не только жизнеобеспечение своих членов, но и их разностороннюю социализацию. Однако это производится на условии конформизма в поведении, образе жизни и мышлении. Попытки выйти за установленные рамки ограничиваются или наказываются.
Обратной стороной локальной солидарности является обособление членов данной группы, клана, семьи или общины от окружающих коллективов, которые воспринимаются как чужаки. Нередко различия между ними проводятся по второстепенным культурным признакам — диалектам, деталям быта, именам и т.д., представляющим в условиях экономической разделенности трудно преодолимое расхождение. Этническая и религиозная обособленность — следствие и условие такой солидарности.
И в настоящее время сфера распространения описанных выше солидаристских отношений весьма значительна. Они поддерживаются не только в рамках нетоварного хозяйства,в которое в ряде стран вовлечено до трех четвертей населения, прежде всего деревенского;
Они сохраняются и в мелкотоварном производстве, хотя связь с рынком приводит к их деформации. Эти отношения доминируют в деревне, но во многом влияют и на значительные группы городского населения, сказываются и на отношениях между городом и деревней.
Не подчиняется товарно-денежным факторам и значительная часть наемного труда, который часто связан с докапиталистическими отношениями и предназначен не для производства прибавочной стоимости, а для удовлетворения непроизводственных потребностей — различных для разных классов. Именно с такого рода наймом, в частности, связана громадная сфера услуг, поглощающая больше рабочих рук, чем материальное производство. На обращении товара в традиционных обществах сильнейшим образом сказываются формы распределения и нормы межличностных отношений, деформирующих трудовую и потребительную стоимость. Поэтому товар в его трудовой стоимости воспринимается как “непроницаемый” для общественного, “человеческого” интереса. Товар оценивается с точки зрения прежде всего удовлетворения конкретных потребностей или престижных соображений, рационально несоизмеримых с затратами. Так, если одежда служит для идентификации или для удовлетворения своего статуса, то на нее не скупятся. Для сдерживания той или иной потребности и сохранения статусной иерархии на пользование вещью налагаются кастовые запреты или религиозные ограничения.
Обмен продуктами в доиндустриальных социальных структурах нередко обставляется как обмен разного рода взаимными услугами, хотя бы и сугубо неравноценными. Продукт не столько продается, сколько перераспределяется, в том числе меняется на отношение — распределяется в форме подарка, пожалования, выкупа, приданого, привилегии, награды и т.д. Положение не меняется принципиально, если продукт замещается деньгами, которые еще не превратились в капитал.
Торговля в этих условиях привязана к выполнению не только собственно экономических, но и социально-культурных функций. Так, восточный базар как средоточие торговли служит также центром непосредственных личных контактов и взаимодействий, всеобщего сбора, на котором покупка представляется как услуга и сама стоимость товара резко колеблется в зависимости от чисто субъективных факторов. Здесь же происходит интенсивный обмен информацией и культурными ценностями. Недаром базар, где развертываются важные события человеческих судеб,— излюбленное место действия средневековых и современных новелл.
В социальном и хозяйственном планах доиндустри-альные общества отличаются разнородностью и взаимной изолированностью составляющих их ячеек и групп. Эта картина дополняется и высоким этническим, языковым, конфессиональным плюрализмом, хотя именно в
культурной сфере, как мы увидим, существуют и сильные интеграционные механизмы. Например, в Индии имеется около 200 крупных и 2 тысячи мелких кастовых групп, и это в дополнение к имеющемуся делению на 179 языков и 544 диалектных общности.
Таким образом, исходные факторы формирования традиционных структур заключаются не только в солидарности (в значительной степени, как мы видели, принудительной) внутри групп, но и в конфликтности, присущей отношениям между группами. Это положение иллюстрирует арабская поговорка: “Я против моего брата, я и мой брат против двоюродного брата, мы с братом и с двоюродным братом против чужаков”. Солидарность большей частью охватывает лишь “своих”, отстраняя чужих — другой клан, поселение, общину, касту, иноверцев и т.д. Но и среди “своих” существуют многочисленные градации “высших” и “низших”: старожилы и пришлые, мужчины и женщины, земельные и безземельные и т.д. Этнические, кастовые, религиозные и прочие барьеры отражают конкурентную борьбу за более выгодные условия обладания или пользования землей, доступ к про-< дукту. Менее привилегированными группами эта борьба ведется за право пользования колодцем, храмом, кредитом и т.д.
Социальная иерархия и система эксплуатации. Общинные, племенные, кастовые, этнические отношения выступают одновременно и как форма внутренней солидарности, и как составные части иерархической системы господства и подчинения. В системе социальной* иерархии индивид является либо членом господствующей группы, либо объектом господства и эксплуатации. Поэтому значительное, подчас преобладающее место в системе эксплуатации несут различные формы господства и подчинения — от прямого порабощения до установления иерархии социального престижа — или же личностного доминирования над более слабыми. Атрибутами такого престижа могут быть ранги власти, воинские должности, положение в иерархии религиозных, этнических, кастовых и племенных отношений и т.д. Эксплуатация в традиционном обществе функционирует в завуалированном виде. Она принимает облик си стемы “взаимных обязанностей”, в которой вождь, брахман, помещик, торговец, ростовщик, начальник проявляют “отеческую заботу” или оказывают нижестоящим “слабым” людям крайне необходимые или минимальные услуги(одалживают зерно, деньги, помогают в трудные минуты, молятся за них и т.д.). Эти услуги оплачиваются не только трудом и натурой,но и моральной признательностью, которая накрепко связывает человека со своим благодетелем. По существу, труженик оказывается в таком положении, что спастись от жизненных неурядиц, выйти за узкие рамки повседневного существования в более широкий мир он может только через посредство “сильного” человека, располагающего властью, влиянием, богатством.
Вместе с тем система межличностных отношений накладывает ограничения и на привилегированные классы в том смысле, что она не поощряет полного отчуждения объективных факторов производства (главным образом земли) от работника,допуская только бесконечное ухудшение условий их соединения. Угроза их нарушения постоянно питала сильную эгалитаристскую (уравнительную) тенденцию в культуре.
Государство в традиционной системе отношений
Сепаратность первичных групп становится прямой угрозой их существования, она порождает мелкие изнуряющие конфликты и ослабляет сопротивляемость небольших социальных образований вторжению извне. Эти группы остро нуждаются в социально-политическом единстве, которое бы регулировало их отношения между собой и с внешним миром. В таких структурах государство выступает как орган координации производственной деятельности и разделения труда в масштабах общества в целом.
На разных уровнях общественного сознания в доин-дустриальных обществах постоянно присутствует представление о государстве как защитнике и покровителе общества, гаранте его благосостояния и целостности. В
таком представлении отражается громадная потребность в государстве как воплощении единства первичных групп (племен, общин, деревень, кланов и т.д.) для более успешной борьбы с природой, противостояния внешним вторжениям, для урегулирования конфликтов и создания более масштабных форм разделения труда. Возникновение и развитие государства — процесс неоднозначный, полный противоречий. Сколь настоятельной ни была общественная потребность в государственном объединении, никакая действительная власть не могла оправдать связанных с ней ожиданий.