Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 78 из 121)

В попытке избежать реального столкновения этих противоположных ориентации каждое общество выраба­тывает механизм самоконтроля, предотвращающий раз­рушительные вспышки. Огромную нагрузку в этом пла­не несет религия. Однако эти вспышки могут быть ин-ституционализованы в рамках “ритуального бунта” на­родных мистерий и карнавалов,когда временно наруша­ются все иерархические строгости, устанавливается все-дозволенность и разгул страстей.

Отношение к жизненным благам и трудовому процес­су в такого рода структурах связано с солидаристско-иерархическими установками. Традиционное массовое со­знание ориентировано прежде всего не на рост матери­альных предпосылок труда, а на удовлетворение непос­редственных жизненных потребностей. Но эти потребно­сти жестко определены положением данной группы или индивида в общей структуре отношений, т.е. потребление имеет ограниченный характер. Поэтому указанные выше ценности могут рассматриваться как базовые, которым подчинены присущие массовому сознанию потребитель­ские ценности, воплощающиеся в идеалах богатства, здо­ровья, долголетия, многодетности, силы, мудрости и т.п. Все это должно придавать мощь коллективу или инди­виду по сравнению с его соперниками или противниками.

В Китае популярные народные картинки и посуда ук­рашались иероглифическими формулами, среди которых наиболее часто встречались такие: “Долгой жизни, бо­гатства и знатного чина!”, “Тысячи амбаров да перепол­нятся рисом!”, “Десять тысяч лет счастья!”, “Единым клубком, в ладном духе!”. Для большей наглядности эти надписи часто заменялись или сопровождались картин­ками с устойчивой символикой, выражающей желанные атрибуты счастья*.

• См.: Алексеев А. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях.— М., 1966. (Эта установка сра­батывает и в том, что традиционное сознание упорно сопротивляется идее ограничения рождаемости.)

Немалое значение придается также и качествам, свя­занным со способностью к продолжению рода и дето­рождению, т.е. с производством основного богатства тра­диционного общества — самого человека. Развитая на этом уровне эротическая народная символика (в изобра­зительной и словесной форме) тесно связана с общей ус­тановкой на максимализацию естественных способностей.

Вполне достоверное отражение ценностей массового сознания дает фольклор. Обычные методы фольклора — восхваление определенного персонажа, наделенного все­ми благами, достоинствами и авторитетами, хотя бы и за счет других. В фольклоре отражается неравноценность и неравенство людей: своих и чужих, знатных и незнат­ных, богатых и бедных, сильных и слабых и т.д. Фоль­клор в общем снисходителен к проявлениям жестокости и несправедливости, если они становятся источником чьей-то удачи и силы. Вместе с тем важное место в фольклоре занимают социальная критика поведения вы­сших слоев со стороны народных масс, низов, протест против порядка в патриархальной семье, жестокости ка­стовой системы, лицемерия духовенства, лихоимства чи­новников и т.п.

Указанные ориентации определяют и отношение мас­сового сознания к таким важнейшим факторам, как труд и богатство. В традиционных обществах имеет цен­ность конкретный труд, связанный с профессиональным мастерством и рассматриваемый как источник (хотя и не единственный) приобретения и потребления матери­альных благ. Труд ради накопления и сбережения с целью развития материальных факторов производства осуждается не только потому, что это ведет к росту экс­плуатации, но и потому, что усиливает тенденцию к изъ­ятию растущей части общего достояния и создает для такого рода имущих слоев новый источник социальной обеспеченности, недоступный другим. Излишние накоп­ления должны прямо или косвенно перераспределяться между всеми членами коллектива: пиры, подарки, по­мощь в экстремальных случаях, религиозные пожертво­вания и т.п.

Скованность производительных сил и ограниченность отношений в традиционных структурах приводят к тому, что положение человека лишь в малой степени зависит от его трудолюбия, определяясь прежде всего “судьбой”:

величиной доставшегося земельного участка, размером семьи, кастовой и религиозной принадлежностью, “бла­госклонностью” природы и прочими факторами, над ко­торыми человек почти не властен и которые составляют его карму. Но зато многое зависит от того, насколько отработаны хорошие отношения индивида с его группой или же лицом, от которого он зависит.

В традиционном обществе благосостояние индивида и коллектива в целом в немалой степени определяется межличностными отношениями, поддержание которых (праздники, ритуалы, совместное обсуждение дел и т.д.) с точки зрения собственно производства выглядит ско­рее как досуг, что зачастую служит предметом язвитель­ной критики (или же, напротив, зависти) со стороны бур­жуазных исследователей. Значительная часть накапли­ваемого богатства уходит на поддержание этих отноше­ний.

Такая система как раньше, так и теперь вовсе не за­крывает путь к росту потребностей и потребления мате­риальных ценностей. Напротив, потребление (индивиду­альное и общественное) рассматривается как источник развития индивида и коллектива в целом. В светской культуре, а во многом и в религиозной, богатство счи­тается фактором, способствующим упрочению солидарно­сти, если оно расходуется на богоугодные цели, празд­ники, благотворительность, содержание и угощение род­ни, соплеменников и соседей, на поддержание многочис­ленной челяди и прихлебателей, раздачи по “симпатии сердца” и т.п.

Богатство в традиционных общественных структу­рах — предпосылка выхода за узкие пределы существо­вания, определяемого низким уровнем производства, в бо­лее широкий круг потребления — источник престижа в этом мире и в мире ином. Основной традиционный канал расходования накопленного богатства — производитель­ные затраты состоятельных кругов, ритуалы и религиоз­ный культ, что санкционируется принятыми нормами и религией. То самое сознание, которое не одобряет излиш­них накоплений, легко принимает траты в долг на про­

ведение престижных мероприятий (свадьбы, похороны и 1 || ), что приводит подчас к закабалению индивида или неги семьи на многие годы или даже на будущие поко­ления.

С одной стороны, существовали огромные богатства, породившие представления о восточной роскоши. С дру-| ой — широкие массы населения страдали от крайней ограниченности в потреблении. Это находило санкцию в обычаях или религиозных установках на удовлетворе­ние имеющимся положением. Всякий продукт, превыша­ющий принятый прожиточный минимум, мог подверг­нуться изъятию. Да и для состоятельных элементов на­копление оказывалось часто рискованным мероприятием, гак как легко становилось объектом притязаний со сто­роны правящих слоев. Так что бедность широких масс вытекает не только из недостаточного развития произ­водства или щедрости природы, в силу этого якобы не располагающей к труду, но и из рутинности социальных связей, обеспечиваемых системой классового господства и подчинения.

Отношение к власти в традиционном массовом со­знании. В общественной жизни постоянно присутствует сильнейшее стремление к “обобществлению” государст­ва, требование легитимизации власти, которая должна от­ражать интересы общества в целом. Более основательное и непредвзятое изучение исторической реальности заста­вило отказаться от концепции “восточного деспотизма”, сыгравшей в свое время немалую роль в выяснении за­кономерностей формирования и функционирования со­циально-политических и духовных структур на Востоке. В соответствии с этой концепцией монарх обладал мо­нополией на власть, а аппарат власти был полностью оторван от других групп общества. Вопреки этому взгля­ду, восточные, а затем и африканская социально-полити­ческие структуры предстали как гораздо более сложные, сотканные из противоречий, подверженные напряженной внутренней динамике. Власть была необходимым сред­ством регуляции общих дел всего общества. Поэтому она часто изображалась в патерналистских, семейных символах, предполагающих ее покровительство всему на­роду, а не только услужение привилегированной элите и господствующей верхушке. Последняя нередко пред­ставлялась помехой в отношениях между народом и вер­ховным правителем, что отражалось в движениях про­теста против плохих советников и чиновников, “обма­нывающих” правителя. В крайних случаях возникали массовые восстания против монархии — за хорошего мо­нарха.

Однако, несмотря на культивируемые идеалы “благо­честивых халифов”, справедливого царя Ашоки в буд­дизме, идеального царя Викрамы в Индии и т.д., прак­тическая деятельность благочестивых монархов была беспощадной, диктуемой прагматическими интересами правящего класса, а подчас и прямым произволом. Это создавало устойчивую традицию недоверия к реально су­ществующей власти, как силе враждебной и угнетающей. Уже в Палийском каноне буддизма опасность от коро­лей стоит на первом месте, предшествуя “опасности от разбойников, огня, воды и хищных зверей”.

Действительность неизменно демонстрировала от­чужденную сущность власти. Усиление притеснений со стороны государства приводило к неустойчивости тех форм регуляции общества, которые были с ним связаны, в том числе как с источником общих моральных норм и законов. Когда “антиобщественное” содержание этих предписаний и сущность самой власти становились оче­видными, происходило “отпадение” народных масс, ощущавших себя жертвами как несправедливых зако­нов, так и прямого произвола со стороны власть иму­щих. Потрясения возникали не только в силу внутрен­них причин. Социальная организация, исходящая из отождествления общества с государством, оказывалась неустойчивой и при столкновении с внешними силами. Стремление к усилению данного государственного ор­ганизма было чревато изнурительными войнами, ре­зультатом которых даже в случае успеха было тягост­ное напряжение сил народа ради целей, становящихся ему все более чуждыми.