Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 85 из 121)

Кризис классической культуры.

Культура модерна.

Массовое общество и культура.

Технологические и соци­альные факторы, формирующие массовую культуру. Роль мас для капиталистической или социалистической модели развития.

В любом варианте индустриальное устроение обще­ства означает глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преобладающих со­циальных структур и культуры общества. Его становле­ние неизбежно приводит к разложению прежних соци­альных структур и оформлению отношений на основе профессиональных, классовых, имущественных связей.

Самая общая характеристика индустриального обще­ства состоит в том, что в нем,в отличие от доиндуст-риального, производство основано на преобладании на­копленного труда над живым трудом. Накопленный труд принимает форму средств производства (или капи­тала) — орудия, машины, технологии, земля, ресурсы — и закрепляется в виде собственности: частной, государ­ственной, кооперативной или общественной. Именно в этом и можно видеть важную социокультурную причи­ну влиятельности института собственности, обеспечен­ного всей экономической, политической и правовой си­стемой соответствующего общества. Труд носит боль­шей частью квалифицированный и четко специализиро­ванный характер, сам же человек функционирует имен­но как носитель такого частичного труда,как работник (или предприниматель), а остальные компоненты его бытия отделены от процесса производства. Развитое то­варное производство означает высокую степень разде­ления труда и специализиции производственных фун­кций. Но такое разделение требует в качестве необхо­димого дополнения либо рынка, либо согласованной об­щественной системы регуляции.

Одна из важнейших общих характеристик индустри­ального общества, на которую обращали внимание, хотя и с разных сторон, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, за­ключается в глубокой раздвоенности и противоречивости принципов социальной организации индустриального об­щества. Одно из важнейших противоречий — противо­речие между все более углубляющимся разделением тру­да или усилением различий между разными частями об­щества и потребностью в поддержании взаимодействия и единства.

Конечно, производственные ячейки, а значит, и люди г качестве носителей труда связаны между собой через функционально-производственные связи как участники | “жокупного производства (см. гл. III). Однако сама по | гбе система разделения труда еще не обеспечивает до-1 гаточного взаимодействия и единства общества. Как по­казал К.Маркс, важнейшим социально-экономическим институтом, формирующим буржуазное общество, явля­ется рынок как система, обеспечивающая товарно-денеж­ное обращение. Но необходимым дополнением рынка яв­ляются правовая система, государство и бюрократия. Со-"гношение этих факторов представляется принципиаль­но иным для обществ, придерживающихся социалисти­ческих принципов регуляции. В действительности в каждом обществе присутствуют элементы разных соци­ально-экономических моделей, хотя одна из них — до­минирующая и накладывает отпечаток на все остальные общественные связи.

В капиталистическом обществе таким механизмом глужит прежде всего рынок как товарно-денежная сис-it-ма, не только обеспечивающая сеть социальных отно­шений. В этом обществе деньги выступают не только как средство обмена или накопления капитала,но и как выражение функциональной связи между индивидами, производящими разные товары или услуги. В социали­стическом обществе такое взаимодействие обеспечивает­ся производственной и социальной кооперацией, нала­женным взаимодействием всех ячеек и групп общества. Однако хорошо известно, что огромную роль в этой си­стеме играло государство и именно засилье государст­венных методов регуляции всей совокупности отношений привело к застою и породило тенденции глубокого ре­формирования социалистических обществ.

Другое противоречие относится к социально-классо­вому расслоению общества. В социологической литера-гуре основательно раскрыты социальные аспекты разде­ления труда в индустриальном обществе. Высокая сте­пень машинизации и автоматизации возможна только на основе достаточной концентрации средств производства. А это означает, что значительная часть населения, ли­шенная такого капитала и располагающая лишь своим “правом на труд”, становится наемной рабочей силой. Это и создает основное классовое деление индустриаль­ного общества. Доминирующий класс становится основ­ным собственником, а значит, и распорядителем тех средств производства, которые определяют характер со­вокупного производства. При капитализме таким клас­сом является буржуазия. В условиях государственного социализма основным владельцем средств производства становится государство, от имени которого всеми имуще­ственными и организационными делами распоряжается госбюрократия. Но почти во всяком обществе существует и кооперативный уклад. Кроме того, в каждом обществе формируются социальные институты, поддерживающие социально необходимые функции,ограничивая “свобод­ную игру” частного сектора в случае нарушения обще­ственного интереса или поощряя деятельность социально полезных слоев.

Из марксистского анализа прежде всего хорошо из­вестны социально-классовые противоречия, связанные с эксплуатацией трудящихся, выступающих как “рабочие руки”, т.е. как носители живого труда, хотя и в его специализированных функциях. Эксплуататорами вы­ступают “хозяева”,т.е. владельцы средств производст­ва. Возникающее глубокое классовое расслоение стано­вится источником социальной напряженности и классо­вой борьбы. Из критической литературы советского пе­риода столь же хорошо известны злоупотребления и социально-негативные последствия всеохватной госу­дарственно-партийной системы, утвердившейся в рам­ках государственного социализма в СССР, в ряде стран Восточной Европы, Азии и Африки и Латинской Аме­рики.

Однако остальные социальные связи, определяемые как аскриптивные — религиозные, семейные, половозраст­ные, групповые, клановые, сословные, этнические и т.д.,— не устраняются, но подчиняются базисному типу, хотя и в различной степени дополняя его и корректируя или смягчая его действие. Это положение относится к инду­стриальному обществу любого социально-экономическо­го устройства — как буржуазному, так и социалистиче­скому.

Хозяйственная культура буржуазного общества

Как мы уже видели в предшествующей главе, в ста­новлении буржуазного общества в Европе важную ори­ентировочную роль играли принципы этики, выработан­ные и упорядоченные в рамках религиозной системы. Сначала этому способствовал протестантизм, а затем оп­ределенную эволюцию в духе современности претерпел и католицизм. Однако с течением времени сфера рели­гиозной регуляции все более сокращалась, уступая свое место светским принципам и нормам. Еще в средние века утвердились различные институты и механизмы поддержания и регуляции хозяйственной этики в раз­личных сферах деятельности. Гильдии купцов, ремеслен­ные цеха следили за соблюдением норм поведения и деятельности в профессиональных сферах, предприни­мая те или иные меры статусного поощрения или нака­зания своих членов и ограничивая деятельность чужих. И как мы видели в гл. XI, важнейшим духовным регу­лятором хозяйственной деятельности в раннем буржуаз­ном обществе стала религиозная этика, утверждавшая ас­кетизм, т.е. умеренность и сдержанность в образе жизни, рачительность и добросовестность в выполнении своих обязанностей.

Однако позднее, в период “освобождения” от преж­них сословно-феодальных или религиозных ограниче­ний, буржуазному обществу приходилось с большим трудом и издержками налаживать рациональную регуляцию эффективных хозяйственных связей.

О сложности и противоречивости этих процессов свидетельствуют и расхождения, которые мы без труда обнаружим в работах крупнейших мыслителей XIX— XX вв. в характеристиках буржуазного общества. Так, по словам К.Маркса и Ф.Энгельса: “Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль буржуазия повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его “естественным повелителям”, и не ставила между людьми ни какой другой связи, кроме голого интереса, бессердеч­ного “чистогана”. В ледяной воде эгоистического рас­чета потопила она священный трепет религиозного экс­таза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентименталь­ности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бес­совестную свободу торговли...”*.

Но спустя более полувека М.Вебер в работе “Про­тестантская этика и дух капитализма” (1904—1905) сформулировал принципиально иную концепцию, пока­зав, что становление подлинно капиталистического хо­зяйства невозможно без соответствующего позитивного духа, состоящего в рациональной организации трудовой деятельности, трудолюбии, строгой хозяйственности и ра­чительности, направленной на сбережение и приумноже­ние капитала посредством внедрения его в полезное про­изводство. Важно обратить внимание и на то, что М.Ве­бер считал этот дух не только свойством предпринима­телей, но и наемных работников. Свидетельства рацио­нальности в управлении, преданности хозяина своему делу как выполнение общественно значимого долга оп­равдывали положение дел в глазах работников. К тому же воспитание в духе протестантизма, по мнению М.Ве-бера,создавало благоприятную почву для развития хо­зяйства и повышения общего благосостояния. У работ­ников, приверженных протестантской этике, “способность к концентрированному мышлению, а также привержен­ность идее “долга по отношению к труду” чаще всего сочетаются со строгой хозяйственностью, ввиду чего они принимают в расчет размер своего заработка с трезвым самообладанием и умеренностью,— все это необычайно повышает производительность их труда”**.