Весь опыт буржуазного развития показал, что рациональное ведение хозяйства несовместимо с “погоней за чистой выгодой”, учет “человеческого фактора” всегда оказывается “рациональным” как в рамках отдельно
•Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.- М., 1948.- С. 50.
•• Вебер М. Избр. произв.- М., 1990.- С. 83.
взятого предприятия, так и в рамках большого общества. Впрочем, между отдельными ячейками буржуазного общества и обществом в целом существуют немалые отличия и свои противоречия, которые подлежат регуляции в сложной, многоуровневой сети отношений, с которыми связана “срединная культура”, обеспечивающая стабильность общества и его постепенное развитие. На протяжении XIX—XX вв. в буржуазном обществе происходит ныработка специализированных ценностных ориентации и хозяйственной деятельности, а вместе с тем и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства и подчиненного (руководимого) положения труда. В идеологических установках буржуазного общества, находящих постоянное отражение в массовой публицистике, утверждается имидж “капитана индустрии”, воплощающего дух предприимчивости, решимости и стремления к риску, соединенного с точным расчетом.
Культивирование духа предпринимательства — это не только частное дело бизнеса. Активным формированием хозяйственной культуры занимается и система образования, поставляющая подготовленные кадры, в вы-(окой степени заинтересованные в эффективном участи в производстве. На государственном уровне осуществляются различные программы, направленные, с одной стороны, на то, чтобы смягчить последствия социального расслоения и обеспечить выживание менее удачливых в конкурентной борьбе, а с другой — избежать поощрения “нерадивых” и “иждивенческих настроений” и сохранить низкий статус малообеспеченных слоев населения.
Следует отметить и то обстоятельство, что важным моментом в поддержании общественного престижа предпринимательства в большинстве стран является подчеркивание национальной направленности деловой деятельности, ее значения для усиления могущества страны и нозрастания ее богатства. Благодаря деятельности тех или иных компаний страна приобретает статус лидера или место в первой десятке научно-технического про-ipecca. Соединение духа предпринимательства с национальным духом оказывается важным средством сплочения общества.
Однако перечисленные выше содержательные характеристики хозяйственной культуры по разному встраиваются в общую культурную систему того или иного общества.
Духовные структуры буржуазного общества
Рост капитализма сопровождается и другими важными изменениями во всей системе культуры. Формирование новых принципов хозяйства, основанного на рыночных связях, потребовало громадного развития разделения труда и специализации в различных сферах деятельности. Уменьшается роль искусного труда и спрос на “мастера своего дела”, широкое распространение получает “частичный работник”, специализирующийся в узкой профессиональной области. Наряду с частной собственностью критерием ценности человека становится его профессия. Из марксистского анализа капитализма хорошо известно о социально-классовых противоречиях и атомизации общества, в котором рыночная конкуренция разъединяет людей. Процессы секуляризации подрывают влияние религии как интегрирующего начала. Религия все больше становится частным делом и может способствовать делу спасения. Ослабевают религиозные конфликты, но вместе с тем подрывается и ощущение единства верующих. Однако эти процессы не означают разрыва общественных связей, но они во многом меняют характер. Единство общества в большой степени складывается как национальное единство. Какой бы степени ни достигало классовое расслоение, формирование новых хозяйственных отношений означало значительную интенсивность контактов между людьми, что требовало установления общих норм и правил, а также общего языка как важнейшего средства коммуникации.
Рост просвещения. В принципе всякая мировая религия в классическом состоянии может обходиться сравнительно небольшой образовательной элитой, умеющей читать и интерпретировать священные тексты и некоторый объем преданий, применять канонические законы для регуляции отношений между верующими. Но Рефор
мация означала индивидуализацию ответственности человека за свои поступки. Не столько церковь и священник, сколько он сам должен отдавать себе отчет в их соответствии Священному Писанию. Для этого надо было прежде всего знать это Писание. Поэтому проте-i 1антизм возвел чтение Библии и размышления над ней и ранг обязательного предписания и вменил в обязанность пасторам разъяснять Библию прихожанам. Чтобы добиться этого, нужно было, во-первых, перевести Биб-чию на живые языки, во-вторых распространить грамотность. Поэтому Реформация обычно совпадает с расширением начального обязательного образования.
Однако дело было не только в знании Библии или умении читать популярные проповеди. Именно широкое распространение самостоятельной оценки священных тек-< юв и догматов, интериоризация религиозных норм прицел и к растущей секуляризации общества, больше не нуждавшегося во всеобъемлющих институциональных санкциях со стороны церкви и все больше переходившего на | ражданско-правовые формы регуляции, к которым божественная воля не имела прямого отношения. Но именно ' 1 о обстоятельство привело к ослаблению влияния универ-• алистских духовных принципов и складыванию национальных культур. Подрывая приоритет надмирских авторитетов, капитализм вместе с тем стирал прежние локальные границы и местные различия, содействуя формированию общей культуры, главным носителем которой выступает национальный язык. Рост горизонтальной социальной мобильности, т.е. перемещение населения между городом и деревней и разными районами, сближает различные |руппы населения. Вместе с тем происходит и культурное сближение по вертикали, так как слои, имеющие разное имущественное положение, тем не менее общаются в рамках одной и той же профессиональной деятельности. Носителем единых национальных языков становится не только религиозная, но и художественная литература. Именно и этот период, в XVII—XVIII вв. формируется национальная литература Англии, Франции, Германии.
Развитие производства означало введение все более “.южных технологий, что было невозможно без определенного минимума народного образования. Эти же тех нологии требовали более точных и многообразных знаний об обществе и производстве.
Просвещение способствовало устранению многих средневековых пережитков в сфере права, судопроизводства, в релгии, искусстве, морали, политической культуре. Оно привело к постепенной демократизации общества, так как все более широкие слои населения пользовались правовой защитой, приобрели возможность участия в гражданской жизни, могли приобщаться к достижениям общей культуры.
Важным сдвигом в культуре Запада XIX в. стало утверждение в идеологии, искусстве и философии принципа реализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни.
Просветительство и реализм постепенно перенимают у духовной литературы функции социализации, выработки ценностных ориентации.
Формирование национальной культуры. Как мы видели в гл. VIII, нации складываются в ходе утверждения в обществе принципов взаимной коммуникации,относящейся как к производственной (и торговой), так и политической и культурной сферам. Утверждение хозяйственного рационализма и прагматизма вело к ослаблению влияния универсалистских духовных принципов, носителями которых выступали мировые религии в сложившемся интегративном варианте. В XIX в. эти процессы интенсивно охватывают всю Западную Европу, что приводит к крушению династического или имперского принципа государственности и территориальных границ и формированию государств-наций. В XX в. процессы национального самоопределения охватывают и другие континенты. Утверждение национального единства означало сглаживание внутренних различий,границ и барьеров.
Но одновременно это означало утверждение более жестких границ между национальными общностями, что приводило к межнациональным войнам. Именно под французскими знаменами сражались и побеждали армии Наполеона, а в морском сражении под Трафальгаром ад
мирал Нельсон произнес знаменитую фразу: “Англия ожидает, что каждый выполнит свой долг”. Однако и поражения тоже терпели нации во все более ожесточенных конфликтах. На протяжении XIX и первой половины XX в. соперничество переносилось на колониальные пространства. В XX в. межнациональные войны переросли в две мировые войны, что сделало очевидным ограниченность национализма в военно-политическом плане. Но в хозяйственном и культурном аспектах национализм выступает как характерный признак капитализма вплоть до позднего периода, когда зрелое капиталистическое общество переходит в постиндустриальную фазу.
Гражданское право как компонент социокультурной регуляции. Религиозная реформация сопровождалась ожесточенными конфликтами между разными конфессиями, длительными и разорительными войнами, которые не вели к окончательной победе какой-либо стороны. После того как в 1648 г. в Европе был заключен так называемый Вестфальский мир, в межгосударственных отношениях стали устанавливаться принципы международного права, основанного на компромиссе и взаимном признании друг друга разными сторонами. Внутренняя жизнь европейских наций, как известно, изобиловала социальной напряженностью и конфликтами, вылившимися в серию революций и революционных движений, нередко подавлявшихся с огромной жестокостью. Но на протяжении XVIII—XIX вв. происходило постепенное укрепление правовой регуляции как межгосударственных, так и внутригосударственных дел. Постепенно был выработан правовой порядок, уравновешивающий социальные и национальные конфликты.